Размышления по поводу...

...конференции

Васильев А. Д. «Портрет дочери». Х.м., 2003. ЯкутскТема сравнения IX региональной выставки «Дальний Восток-2003» с предыдущей, состоявшейся здесь же, в Хабаровске, в 1997 году, а также с теми, что когда-то носили громкое название «Советский Дальний Восток», красной нитью прошла почти через все выступления на научно-практической конференции на второй день после открытия. Тон задал основной докладчик, один из самых уважаемых искусствоведов Дальнего Востока — профессор Виталий Ильич Кандыба. Вольно или невольно, но выступление маститого критика было проникнуто сожалением об утраченном прошлом, горечью о невостребованности художников, о том, что «искусство вычеркнуто из государственного бюджета, государство не заинтересовано в нем».

Позволю себе усомниться в целесообразности подобных сетований. Да, жизнь такова: в одном проигрываешь, но в другом-то выигрываешь! Разве всем художникам хотелось живописать трудовые победы рабочих, рыбаков, колхозников и делать это только так, чтобы было «похоже», понятно «Ивану да Марье» (выражение самого В. И. Кандыбы)? Действительно, в те времена государственный бюджет поддерживал искусство, но... только то, которое «работало» на идеологию этого самого государства. Да, сейчас государство не субсидирует художника (хотя, думается, так будет не всегда), однако оно и не мешает ему — пожалуйста, твори, как хочешь и как можешь!

Петухов С. И. «Пора фазанов».  Х.м., 2002.  ХабаровскВ новой ситуации возникают, правда, новые проблемы: оказалось, например, что некоторым авторам, которые в прежние времена жаловались, что им не дают самовыражаться, на самом деле просто нечего сказать. Другим приходится искать заказчиков, поклонников и ценителей вне властных структур. И таковые уже появляются. Прав В. И. Кандыба, когда говорит, что наступила некоторая стабилизация творческой жизни — «в головах художников». Представляется, что это — действительно значимое достижение дальневосточного искусства.

Вызывают возражение и высказывания Виталия Ильича по поводу «убывания содержательного момента», «ухода тематической картины» из живописи наших мастеров. Поводом для постановки проблемы стала картина Заслуженного художника России В. П. Дроздова «Марш «Прощание славянки». «Кто такой Дроздов — консерватор или новатор, доказывающий, что тематическая картина не устарела?» — спрашивает Кандыба. Из дальнейших рассуждений Виталия Ильича видно, что он — на стороне Дроздова, осуждает превалирующее в наши дни «гедонистическое» отношение к искусству, успех у публики «игручих» художников, увлеченных формалистическими изысками.

Чикарев А. «Якутский  натюрморт». Х.м., 1997. ЯкутскКазалось, уже никому не надо доказывать, что «тематика» и «содержание» — понятия не эквивалентные. Отсутствие «темы» (имеется в виду социальная, общественно значимая тема) не означает, что картина лишена содержания. Безусловно, проблемы жизни общества важны, но разве менее важны проблемы человеческого сознания, мировоззрения, наконец? Разве обязательно формалистические поиски — это плохо, а тематическая картина — это хорошо? Уважительное упоминание Виталия Ильича о выставке магаданца Константина Кузьминых и хабаровчанина Александра Лепетухина в галерее «Арка» (Владивосток), посвященной сюжетам из Ветхого и Нового Завета, доказывает, что сам критик так не думает!

В докладе прозвучало также обвинение «русских» художников в том, что около их картин у «русского» зрителя не возникает «отзыва его национальному самосознанию». Может быть, пора хоть нам, людям искусства, отказаться от разыгрывания националистической карты — это тупиковый путь. Все мы, дальневосточники, — россияне, у нас одна земля, одна история и общее будущее на всех. И оно зависит не только от «творцов», но и от тех, кто трактует, объясняет их творения «Иванам да Марьям»! На мой взгляд, это очень важный момент, где можно либо сплотиться вокруг общего дела — дарить людям красоту и гармонию, либо разбрестись поодиночке, лишившись возможности и права исполнять свою благородную миссию. Кроме того, представляется, что слухи о кончине тематической картины, как и о гибели русской культуры, навсегда останутся «сильно преувеличенными».

С окончательным выводом В. И. Кандыбы трудно не согласиться: патриархальные времена кончились, в отсутствии государственного заказа художник сам за себя отвечает, сам себе идеолог, сам должен выбрать, кому служить.

Продолжая тему, Александр Николаевич Вагин, доцент кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета ХГПУ (Хабаровск), сделал акцент на работе с творческой молодежью. Действительно, молодое поколение художников в большинстве своем не бывало в столицах, не видело воочию шедевров мирового искусства, на которых учились их предшественники; оно живет в обстановке агрессивного натиска псевдокультуры, проникающей в неокрепшее сознание через все виды средств массовой информации.

Шебеко К.И. «Петропавловск-Камчатский». Х.м. ВладивостокВ самом деле, молодежи на выставке мало: нет финансовой выгоды для такого участия, не привито чувство ответственности за организацию, отсутствует личный соревновательный интерес других посмотреть и себя показать.

Однако, как отметил господин Вагин, Хабаровская организация Союза художников возобновила традицию отправки молодых, подающих надежды авторов на творческие дачи в Центральную Россию. Это, безусловно, хороший пример для других организаций. Необходима «подпитка» новыми веяниями, течениями для поддержания в тонусе художественного процесса на Дальнем Востоке.

В выступлении Заслуженного художника России Николая Павловича Долбилкина (Хабаровск) прозвучало несколько оригинальных идей и предложений. Заботясь о подъеме престижа Союза художников, он предлагает такую схему отбора работ на «Зону»: члены союза сами решают, какие произведения они представят, «не члены» — проходят отбор выставкома. Другое предложение — обратиться к властям своих регионов, чтобы они «сложились» на строительство огромного выставочного комплекса в Хабаровске как столице Дальневосточного федерального округа, — кажется спорным и утопическим. Коснулся Долбилкин и профессиональных проблем, и его суждения показались мне взвешенными, мудрыми и справедливыми. Возвращаясь к основному докладу, хабаровский художник напомнил собравшимся, что борьба с формализмом пронизывала «советское прошлое», причем зачастую, ратуя за реализм, борцы подменяли его понятием «натурализм» на самом деле. Пусть художники сами выбирают, на какую традицию им опираться. «Общего потока быть не должно!» — утверждает Долбилкин.

В течение сорока лет участвует в зональных выставках Александр Владимирович Казанский (Улан-Удэ). Пафос его выступления состоял в том, что проведение зональных выставок было и остается идеей плодотворной, позволяющей художнику увидеть себя на фоне работ других районов, на фоне всей России. Обращаясь к молодым авторам, Казанский призвал их не стремиться отличаться от коллег во что бы то ни стало. В то же время работа по заказу, госзаказу в частности — не всегда халтура, поэтому надо пробовать его (госзаказ) возрождать.

Раднаев Ш.Ш. «Колыбель». Х.м., 2003. Улан-УдэИнтересные, адекватные нашему времени идеи дал Виталий Петрович Дроздов (Хабаровск). Ясно, что система, в которую были вписаны зональные выставки и деятельность региональных союзов, разрушена. Как вписать и то и другое в новые условия? Виталий Петрович предложил такое решение. При правительствах субъектов Российской Федерации существуют советы по архитектурно-художественному проектированию населенных пунктов. На сегодняшний день художников в них нет. Председателям региональных организаций Союза художников России следует постараться изменить это ненормальное положение.

Чем обосновывать необходимость присутствия художников в этих советах? Тем, что вновь строящиеся и реконструируемые здания нуждаются в художественной «начинке» (выражение В. П. Дроздова). Дизайнерские решения внутреннего убранства не могут обходиться без картин, скульптур, батиков, графических произведений и т. д. и т. п. Свято место не пустует: стены «украшаются» чаще всего ужасными китайскими и корейскими «картинами», способными изуродовать любой интерьер. Необходимо заинтересовать местные власти в том, чтобы общественно значимые помещения были декорированы работами местных мастеров, благодаря чему каждый регион обретет «лица не общее выражение». Юрий Лужков, закупающий московских художников в больших количествах и за хорошие деньги, пусть послужит примером дальневосточным мэрам и губернаторам! Естественно, за властями «потянется» бизнес, обратит свое внимание на авторов-земляков. Создание подобных программ «внедрения» художников в общественную жизнь своего региона, по мнению Дроздова, должно стать одной из главных задач правлений региональных организаций. Дроздовым же предложена тема следующей научно-практической конференции: «Педагогическое и профессиональное художественное образование в Дальневосточном регионе».

Завершая конференцию, один из старейшин дальневосточного изобразительного искусства Афанасий Николаевич Осипов (Якутия) обратил внимание на то, что из-за организационных неурядиц в отдельных союзах представительство их на IX региональной выставке было слишком слабым. Речь идет о Сахалине и Камчатке, представивших совсем не большое число авторов. Тем не менее прогноз А. Н. Осипова прозвучал оптимистически: он заверил, что ситуация с государственным заказом меняется, на Х выставке «Россия» в начале 2004 г. Министерство культуры планирует произвести закупки в специальный фонд, из которого будут пополняться музейные коллекции Российской Федерации.

... экспозиции

Окоемова Г. Е. Диптих «Натюрморт со строганиной». Х.м. ЯкутскХотелось бы поделиться с читателями некоторыми своими мыслями по поводу самой экспозиции IX региональной выставки «Дальний Восток-2003».

Конечно, ее необходимо формировать по регионам, чтобы был виден общий характер, уровень каждого из них на сегодняшний день. Дух соревнования не помешал бы, даже наоборот. Можно ввести какие-то конкурсы, премии, привлечь к их присуждению средства массовой информации, администрацию, бизнес и т. д. Еще один плюс всего этого — реклама, обратная связь с посетителями, обретение новых зрителей и потенциальных покупателей.

И еще... Что греха таить, неудачная экспозиция — это вина не только выставкома. Все мы знаем, что некоторые авторы уже после того, как картины расставлены и даже развешаны, позволяют себе перевешивать свои творения, беспардонно отодвигая работы товарищей. Причем чаще всего совершенно незаслуженно выбирают себе при этом лучшие места.

Не пора ли положить конец такому самоуправству? Мне кажется, что необходимо вводить в состав выставкома, экспозиционной комиссии сотрудников местных музеев, искусствоведов, арт-критиков, которых больше заботит эстетическая цельность экспозиции и у которых будет больше возможностей проследить за соблюдением схемы развески.

...Союза художников

Арапов Г.Ф. «Ирисы». Х.м., 1999. Хабаровск Н. П. Долбилкин обмолвился, что сейчас союз художников — это профсоюз. Похоже на то...

Вспомним, что в советские времена вступление в союз означало признание профессионального уровня, доступ к выставкам, а следовательно, к закупкам, возможность получить бесплатную мастерскую, возможность повышения квалификации на творческих дачах за счет союза, возможность иметь постоянный заработок на заказах в Художественном фонде.

Членство привязывало художника к организации, как дитя к «альма-матер»! В постсоветские, демократические времена художники стали одной из наиболее пострадавших категорий населения. Им пришлось кардинально перестраивать свою психологию, переосмысливать роль и место в общественной жизни страны, привыкать к такому «низменному» понятию, как рынок, примириться с тем, что себя приходится предлагать самому либо через посредников (искусствоведов, галеристов, музейщиков). Всемогущие прежде региональные организации художников постепенно растеряли большую часть своих возможностей и своей привлекательности для «творцов».

Но на вопрос: «А нужен ли вообще в наше время Союз художников?» я бы однозначно ответила: «Да!»

Пихтовникова М. Р. «Воспоминания о лете». Х.м., 2001. УссурийскЕдиницы удачливых мастеров могут обеспечить себя продажей работ без участия посредников. Остальные, зачастую не менее талантливые и работоспособные, нуждаются в представительстве своих интересов перед потенциальным заказчиком. Раньше эту роль выполняли художественные фонды при союзах. Думается, что их возрождение пойдет на пользу не только художникам, но и заказчикам, которые на сегодняшний день также оказываются незащищенными от халтуры и обмана, один на один договариваясь с частным исполнителем.

Другая важная функция организации: защита прав собственности художников. Творческие мастерские, творческие дачи без «крыши» союза станут легкой добычей для тех, у кого есть деньги для взяток чиновникам и реальная сила для претворения нужного им решения этих чиновников в жизнь. Поодиночке мы не сможем защитить наши рабочие места. В укреплении роли организации — спасение!

Только организации Союза художников обладают эксклюзивным правом на формирование творческого процесса. Обмен опытом, профессиональные обсуждения на выставках, в мастерских, поддержка молодежи, забота о корифеях, о непрерывности и поступательности развития изобразительного искусства в регионе — вот о чем идет речь.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод: IX региональная выставка «Дальний Восток-2003» и научно-практическая конференция, приуроченная к ее открытию, — важная веха в художественной жизни Дальневосточного федерального округа. К представленным в ее экспозиции произведениям, к проблемам, предложениям, идеям, озвученным на конференции, мы будем возвращаться вновь и вновь, а от практического претворения в жизнь некоторых из них напрямую зависит наше будущее.


Наталья ЛевданскаяЛевданская Наталья Андреевна

Искусствовед. Родилась в 1950 году во Владивостоке.

Образование: Дальневосточный государственный университет, 1972, русская филология; Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, 1989, теория и история искусства.

Карьера: 1979 — 1997 — научный сотрудник, заведующая отделом советского искусства, директор Приморской картинной галереи (Владивосток). С 1997 — руководитель Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей
в г. Владивостоке.

Арт-проекты:

• начало 90-х годов — автор и ведущая цикла передач «Негромкие беседы» на Приморском телевидении, второй ведущий — архиерей отец Анатолий. Вышло 20 передач, посвященных Ветхому и Новому Завету, отображению их сюжетов в мировом изобразительном искусстве;

• 1992 — 1993 гг. — организатор ряда обменных выставок приморских (Россия) и штата Вашингтон (США) выставок;

• 1994 г. — пятинедельная стажировка в художественных музеях штата Вашингтон (США), по гранту фонда «Art Links»;

• 1995 г. —участие Приморской картинной галереи в Первом музейном Биеннале в Красноярске: лауреатство в номинациях: «Лучшая экспозиция» и «Лучший видеофильм»;

• 1992, 1999 гг. — главный куратор участия приморских художников в Биеннале «Art exhibition with friendly nations in Eastern Asia», один из соавторов каталога выставки в Музее современного искусства г. Тояма (Япония).

В настоящее время по приглашению художников и галеристов выступает в качестве арт-критика, автора статей к каталогам, буклетам выставок приморских авторов.