- Художники Дальнего Востока
- Арт-календарь
- Персона
- Вспомним имя
- Художники города юности
- Территория творчества
- Взгляд
- Визит
- Обретенный рай
- Эстетика оптимизма
- Век нынешний и век минувший
- Тот самый миг...
- Молитва в красках
- Славянские сказы, сплетенные из трав
- Лики таёжных легенд
- Этнос
- Художники Находки
- Художники Камчатки
- Дата
- Содружество культур
- Галерея лиц, имен и судеб
- Маленький город
- Марк Аврелий и другие
- Встречи с Фаустом, или Превратности странствий
- Гонец на краю вечности
- Родословная как зеркало эпохи
- Музыка
- Поклонись забытым предкам
«...Сейчас многие считают, что счастье в деньгах. Если Библию почитать, то и там поклонялись золотому тельцу, но ведь и тогда все переменилось. Нет, для меня счастье не прибыль, для меня счастье — это кому-то помочь, посоветовать. Счастье — написать хорошую картину. Порадовать друзей, близких, просто людей. Все от нас зависит, от нас самих, а не от начальства. Если все начнут поклоняться золотому тельцу, то все, России конец. А пока не все поклоняются — пока не конец». Из интервью с Дмитрием Шагиным «Митек — художник жизни» (аналитический еженедельник «Дело») В 2003 году в Дальневосточном художественном музее состоялась выставка «Архетипы», представленная творческим движением «Митьки» из Санкт-Петербурга. Идея этого передвижнического проекта возникла еще в 1996 году, хотя, собственно, передвижнической деятельностью художники активно занимались с конца 1980-х. Теперь «Архетипы» (всего 42 картины) путешествуют по российским городам: Архангельск, Новосибирск, Екатеринбург, Волгоград, Калининград, Кемерово, Курск, Тверь. Хабаровскому зрителю удалось встретиться с легендарной группой лишь через двадцать лет после официального провозглашения движения «Митьков». Хотя, по словам сотрудников Дальневосточного художественного музея, наш дальний регион с городом на Неве практически всегда связывали прочные нити. Во-первых, когда семь десятилетий назад формировалась музейная коллекция, первые профессиональные работы поступали именно из Государственного Русского музея и Эрмитажа. Во-вторых, уже в 60–70-е годы усилиями хабаровских музейщиков формировалась коллекция питерского андеграунда, и сегодня в собрании Дальневосточного художественного музея она занимает значительное место. И, в-третьих, как отмечают искусствоведы, формирование дальневосточной художественной школы происходило под непосредственным влиянием Санкт-Петербурга. «Архетипы» в Хабаровске состоялись благодаря поддержке министерства культуры края и Внешторгбанка. На этой выставке собраны практически все участники творческого движения «Митьки» и представлены все его поколения, за исключением Рихарда Васми (1929 — 1998), Владимира Шагина (1932 — 1999), Шолома Шварца (1929 — 1995), а также еще нескольких художников, которые не участвовали в дальневосточном проекте в силу ряда причин. По словам идеолога «Митьков», художника и писателя Владимира Шинкарева, название «Архетипы», строго говоря, должно означать использование древнейших и всеобщих тем и образов, находящих свое выражение в мифологии. Картины представляют собой наиболее «доходчивые» воплощения темы, типичной для каждого художника, в большинстве случаев объясняемой одним словом или фразой: «героизм», «городская романтика», «одиночество». В митьковских работах все чувства настоящие — радость так радость, печаль так печаль. И типажи не выдуманные, живые, будь-то Валерий Чкалов, Зинаида Морковкина или просто грибник. «Митьки» уверены, что в нашу эпоху необычайно важны светлые и гуманистические архетипы. Они-то и вдохновляют художников. В Хабаровск на открытие выставки приехали представители митьковского братства Андрей Филиппов, Алексей Митин и Ирина Васильева. Вопреки ожиданиям журналистов художники не стали облачаться в знаменитые тельняшки-символы, но все остальное было вполне по-митьковски: весело и дружелюбно. Практически к часу открытия «Архетипов» из Питера пришла телеграмма от «Митьков». Всего три слова: «Рады, завидуем, поздравляем». На пресс-конференции Андрей Филиппов заметил, что Хабаровск и Питер связывает еще одна важная вещь (кроме перечисленных выше. — Прим. автора). Санкт-Петербург, как известно, — окно в Европу, а Хабаровск — тоже окно, только в Азию. «Митьки»: из истории движенияПровозглашено в сентябре 1985 года. Название движения происходит от имени его лидера Дмитрия (Мити) Шагина. Шагин Дмитрий Владимирович родился в 1957 году в Ленинграде, окончил СХШ при Академии художеств. Участвует в выставках неофициальных художников с 1976 года. Занимается живописью, графикой, литературой, фотографией, музыкальными проектами. Работы Дмитрия Шагина находятся в собраниях Государственного Русского музея, Архангельского художественного музея, Новосибирского художественного музея и других музеев России, а также Музея современного искусства Н. Доджа (США). Идеолог «Митьков» — Владимир Шинкарев. Шинкарев Владимир Николаевич родился в 1954 году в Ленинграде, окончил геологический факультет ЛГУ. Участвует в выставках неофициальных художников с 1978 года. Занимается живописью, графикой, литературой. Известный писатель, автор классики русской карнавальной прозы «Митьки» и др. Работы находятся в собраниях Государственного Русского музея и Музея Виктории и Альберта (Лондон). Политбюро группы — Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарев, Александр Флоренский. Эстетические корни «митьковской» культуры — в творчестве художников «круга Арефьева» (немногочисленная общность художников послевоенного времени, куда входили В. Шагин и Н. Жилина (родители Дмитрия Шагина), Р. Васми, О. Фронтинский, В. Громов, называвшие себя еще «Орденом нищенствующих живописцев или «первым подпольем»), а также в поэзии Роальда Мандельштама. Любимый художник — Сезанн. Основные живописные тенденции — наивная и искренняя романтика в сочетании с христианской тенденцией (без спекуляций и дурного вкуса), стремление к упрощению рисунка и лубочной простоте, приверженность к малым форматам и консервативной живописной технике. Активно экспериментируют с жанрами (обновляют традиционные и создают новые). Творческое кредо — возрождение свободной живописной манеры, интереса к цвету и фактуре, возрождение урбанистического мышления, непосредственности, искренности. Сферы творчества — живопись, поэзия, проза, прикладное искусство. Идеология (принципы) — любовь к жизни и умение увидеть красоту в обыденном, человечность. «Митьки» никого не хотят победить. Главный лозунг — «Нести радость людям». Жизненное кредо — «Мудрецы всегда жили проще и скуднее, чем бедняки» (Генри Дэвид Торо). Елена СОЛНЦЕВА |
|||
|