Покорение бересты

Росугбу И.П.  «Кадо и Черный дракон». Береста. 2001Анализируя собранные данные многолетних экспедиций, я пришел к выводу, что одним из самых уникальных материалов для изготовления художественных и бытовых изделий является береста. Она одновременно обладает такими качествами, как гибкость, эластичность, прочность, легкость и т. п. В то же время природный желтовато-сиреневый с золотистым налетом цвет бересты дает в руки мастера-приамурца материал, из которого можно изготовлять многочисленные изделия, удовлетворяющие не только утилитарные, но и эстетические потребности своих соплеменников.

В прошлом береста была универсальным материалом удэгейских, нанайских, ульчских, негидальских и других мастеров. Именно в этом материале художники более всего способны выразить себя. Береста теплее дерева, металла и кости, в ней больше естественности, она несет природный отпечаток красоты и гармонии.

Коробка для хранения продуктов. Нанайцы. 1-я половина XX в. Фото Храмцова А.В.Коренные приамурцы в прошлом использовали бересту при изготовлении одежды, бытовых и ритуальных предметов весьма широко. Это позволило известному исследователю С. Браиловскому в самом начале XX столетия сделать вывод, что было время, когда вся одежда и домашняя утварь коренных этносов Дальнего Востока изготовлялась исключительно из бересты и кожи. Другой исследователь, Ч. М. Таксами, пишет об использовании в прошлом нивхами-мореходами даже парусов из бересты. Также С. Браиловский одним из первых обратил внимание на своеобразную технику работы мастеров.

В экспедиции на острове Сахалин в конце 1960-х прошлого века мне удалось запечатлеть несколько необычную технику нанесения орнамента на бересту. Вот лишь некоторые варианты этих редких приемов.

Росугбу И.П. Интерпретация орнамента Росугбу О. Л. Береста. 1999 В Ногликах на севере Сахалина в 1968 году я наблюдал следующее. Когда посуда в основном была готова, ее подогревали над огнем и с внутренней стороны изделия, пока волокна были эластичными, наносили рисунок ногтем большого пальца — аньггонь такнь (нивхи). Такие узоры интересны по композиции и рисунку, они отличаются выразительным лаконизмом, подчеркивают естественный рисунок и цвет бересты. Декоративные формы орнамента ясны по конструкции и стилевому единству. В основном орнамент, выполненный ногтем на бересте, составляют геометрические элементы — полукруги, спирали, насечки. Совершенно отсутствуют при этом зооморфные и антропоморфные мотивы. Если мастер намеривается просто наметить рисунок, а затем прорезать его ножом, то ноготь большого пальца лишь слегка скользит по поверхности бересты, оставляя едва заметные линии.

Иногда после того, как рисунок по бересте был намечен ногтем, его обрабатывали шилом. Реже узор делался указательным пальцем. Линии его не очень четки, формы лишены объема и присущей нивхскому орнаменту графичности. Нивхи редко работают в этой технике.

Росугбу О.Л. Чаша четырехугольная с низкими бортами, на дне выполнена тисненая спирально-ленточная розетка, оплетка краев включает геометрический орнамент. Ульчи, с. Булава. Береста, ива, клеенка, тиснение. Середина 1980-х годовОднако подобные приемы нанесения узора с внутренней стороны берестяной посуды не отмечены исследователями у айнов, ороков, эвенков, нанайцев, ульчей и других соседних с нивхами народностей.

Кроме того, у нивхов в прошлые времена бытовала оригинальная технология нанесения узора на бересту при помощи зубов. Такая техника называлась ваву даггш и была чрезвычайно трудоемкой, требовала большого мастерства.

Предварительно бересту подогревали над огнем, после чего мастер зубами, без заранее немеченного рисунка, наносил узоры «вслепую». По устному сообщению С. В. Иванова, подобный прием нанесения орнамента на бересту в прошлом был также известен народам северо-востока Азии.

В настоящее время предметы из бересты изготавливаются народами Приамурья и Сахалина в гораздо меньшем количестве, чем прежде, а при нанесении орнамента наибольшее применение имеют тиснение и резьба.

Петр ГОНТМАХЕР, профессор