Райский сад Михаила Беликова

Михаил БеликовЗабавные ситуации с неизменной постоянностью повторяются на выставке уникальной флоропластики Михаила Беликова. «Флоропластика» — так он сам определяет свое творчество. «В декоративном искусстве часто создают цветы из гипса, металла, а я — из дерева». Но эта аналогия не существенна, когда попадаешь в пространство волшебных созданий Михаила Беликова: его цветы из дерева просто живые. Вот посетители и пытаются дуть на воздушный одуванчик, трогать колокольчики ландышей, прикоснуться к травяным метелкам, вновь и вновь выискивают невесомого комарика, прозрачную стрекозу и, не веря глазам, задают один и тот же вопрос: неужели все из дерева, а не засушено.

Михаил Беликов родился в небольшой глухой деревне на Алтае. Он родился художником. Как и любой мальчишка, вырезал что-то из дерева, лепил из глины. Но только художник в 10 лет мог увидеть, что уголек выжег в дереве причудливые формы — отверстия, напоминающие полевой цветок, почистить их, преобразить в мак. Но деятельная художественная натура не успокоилась: он здесь же повторяет этот цветок, но уже вырезая из дерева. Цветок был милее настоящего как собственное творение. Вот тогда у Михаила появилось решительное желание делать цветы, воссоздавая бесконечные растительные изгибы, неуловимость их красоты, разнообразие природных форм. «Мной овладела мысль: временную красоту цветка увековечить, а самый лучший материал — дерево, ведь оно тоже живое».

Ему постоянно задают один и тот же вопрос: как это возможно, где научились, почему нет учеников. Его рассказы просты и не удовлетворяют восхищенную публику, которая пытается выстроить логику чуда. «Я хорошо рисовал, и учитель рисования часто отправлял меня с урока гулять, чтобы я не помогал одноклассникам. На комсомольских собраниях мне поручали рисовать портреты выступающих, часто в карикатурном виде, участвовал в творческих выставках. При подготовке к экзаменам в Иркутский политехнический институт мы с ребятами уходили в лес заниматься, вслух читали, а я в это время резал цветы. Природа — мой учитель. На первую выставку в институте подготовил барельефы, скульптуры с использованием национальных бурятских мотивов и цветы из дерева. Именно тогда я как будто наказ получил: всех так удивили цветы, что просили показывать их чаще и больше. С этих пор постепенно растет моя коллекция цветов. Свободное время посвящаю цветам».

Этот светлый райский сад «выращен» из привычной щепки под ногами, древесины, нашедшего в лесу ствола дерева: белая черемуха, с желтым оттенком яблоня, клен, мягкие липа, осина — художнику интересно один и тот же вид варьировать цветом дерева, получается нежный разной тональности букет. Любимое время художника — летние рассветные часы. Тишина, солнце дарит свет, и, медленно набирая силы, расцветают цветы Михаила Беликова: ромашки в течение двух-трех часов, розы — неделю, пионам, георгинам требуется гораздо больший срок. Инструмент простой (остро наточенные маленький нож и старое перо) — главное, этот необыкновенный дар: запечатлеть пластически и навсегда любовь к природе, цветам, восторг перед этими хрупкими природными созданиями. Во время работы перед ним обязательно находится живой цветок. Михаил передает саму жизнь цветка в просветах прожилок, колыхании тычинок, трепетных изгибах лепестков. «Каждый цветок неповторим, поэтому приемы самые разнообразные, я создаю портрет живого существа». Он разговаривает с цветком и просит не увядать, пока не сделает последний штрих — так оно и происходит. Его цветы нельзя назвать скульптурой: линейная пластика удивительно тонка, импрессионистически подвижна — каким образом художник очерчивает форму в дереве, что она буквально дышит, — умом не понять, этому удивляются и профессиональные мастера.

И никакими словами невозможно передать скромность Михаила: он рассказывает только о красоте цветка, о желании создать как можно полнее портрет цветочного многообразия, об особенностях дерева, которому дает вторую жизнь. Какими словами передать его доброту: цветы он делает только для зрителей, чтобы они могли не торопясь оценить изысканность их простой и сложной формы, понять, что природа — живая субстанция, и к ней нужно относиться бережно. И цветы Михаила Беликова живут его энергией любви, неярким теплым цветом и пряными запахами дерева, восхищением благодарных зрителей.

Ольга ПРИВАЛОВА,
директор галереи современного искусства «Метаморфоза»
(Комсомольск-на-Амуре)