Фантичная фантазия

Все началось с того, что однажды мой взгляд привлек фантик. Сиротливо съежившись, он то покачивался на ветру, то испуганно рвался куда-то при порывах ветра, то падал в лужу, отчаянно барахтаясь. И казалось мне тогда, что он живой и просит о помощи. Отметила тогда про себя, что жизнь вещей и жизнь человека чем-то схожи. Об этом как нельзя лучше рассказывал великий сказочник Андерсен. Словом, увидела, отметила про себя и забыла.

Вторая встреча с фантиком поставила все точки над «i». На полу лежал фантик, мерцая, переливаясь своими вогнуто-выпуклыми боками, словно хвастаясь: «Посмотрите, какой я красивый, полюбуйтесь мною, не выбрасывайте — я хороший!» И действительно, он напоминал изящную золотую рыбку. Хвостик, голова и даже плавники читались в его контуре, а рядом другой, похожий на цветок.

С тех пор прошло более 10 лет. Будучи учителем по изодеятельности, во время кружковых занятий я предложила детям фантики. К юбилею А. С. Пушкина мы организовали выставку в Амурске, а затем в Хабаровске. От просто занятных картинок мы перешли к иллюстрациям русских сказок. Выбор фантиков, соответствующих замыслу, гармония цвета, простота исполнения дали положительный результат. Мои ученики принимали участие в международном конкурсе детского творчества «Журавль — птица мира», проходившего в 1997 году в КНР, Непале, США и Японии, где их работы были отмечены дипломами «За великолепную работу и умение мыслить творчески».

Затем назрела необходимость выстроить логическую цепочку и привести в систему накопившийся материал. И эту цепочку мы выстроили с моей самой талантливой ученицей Анной Комиссаренко. К тому же детское восприятие расширило возможности фантиков. Да, есть живопись — для избранных, есть графика — для многих, с исключительно богатым арсеналом выразительных средств, правда, дороговато они стоят. И есть фантики, хорошо знакомые детям и практически бесплатные, ножницы, скотч (можно клей ПВА) и в исключительных случаях — стиплер. Но главное — есть идея.

В результате появилась возможность рассказать всем детям и взрослым с помощью книги-пособия о технике фантичной фантазии, которая называется «Ты возьми меня с собой».

Книга-пособие рассчитана на сотрудничество ребенка 5–6 лет и взрослых. Дети 7 лет и старше могут освоить технику «Фантичной фантазии» самостоятельно, исполнив ряд упражнений, и затем свободно смогут заниматься творчеством.

У ребенка в процессе работы будут развиваться: моторика, глазомер, чувство пропорции, цвета, познания из области искусствоведения.

На первый взгляд, неказистые работы детей принесут неоценимый вклад в их сенсорное развитие. И с каждой композицией их работы будут лучше и интереснее.

Поддержите вашего ребенка и словом, и делом. Это очень важно! Не спешите выбрасывать — ведь каждая упаковка может стать пособием для познания и материалом для творчества, началом для дальнейшего понимания и осознания мира и первой ступенькой к высшему творчеству.

Эту книгу хорошо взять в дорогу дальнюю, а также предложить в качестве подарка. И то, что привычно, повседневно, может в трудолюбивых руках и пытливых умах дать импульс для развития не только художественного творчества, но и для творчества во всех направлениях, так как в «Фантичной фантазии» идет постоянный поиск — куда? как?... Порой сам фантик диктует, как его использовать, предлагая оригинальные решения, нередко превращается в головоломку.

P. S. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Людмилу Петровну Вдовину, заведующую детским садом № 48, за предоставленную возможность работать творчески, за понимание и материальную поддержку студии «Школа карандаша», в результате чего была создана программа «Я познаю мир» и положено начало «Фантичной фантазии». Последняя получила развитие при работе с учащимися школы № 9 г. Амурска и легла в основу книги «Ты возьми меня с собой».

Валентина ЖДАНОВА,
педагог средней школы № 9, г. Амурск
Иллюстрации из книги Валентины Ждановой «Фантичная фантазия»
из главы, посвященной русскому костюму.


ЖДАНОВА Валентина Николаевна, педагог, руководитель студии «Школа карандаша» г. Амурска. Родилась в Подмосковье, 25 лет прожила на Украине, где в г. Луганске окончила художественное училище (педагогический факультет), в 1982 г. приехала на Дальний Восток, живет в г. Амурске Хабаровского края. Педагогический стаж — четверть века. Автор идеи «Фантичной фантазии», над которой работает уже больше 10 лет. Автор программы для детей дошкольного возраста «Мы познаем мир», которая прошла аттестацию в 1995 г. В 2004 г. обобщен опыт «Фантичной фантазии» для краевой методической копилки (гороно г. Амурска). В 2005 г. ученики В. Н. Ждановой получили диплом и 1-е место в районном экологическом конкурсе «Берегите птиц».

КОМИССАРЕНКО Анна Николаевна, ученица В. Н. Ждановой. Родилась в г. Амурске Хабаровского края в 1986 году. Окончила среднюю школу № 8 г. Амурска. В настоящее время учится в Биробиджанском механико-технологическом техникуме легкой промышленности по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», перешла на 4-й курс. Автор многих декоративных панно, сделанных в «фантичной» технике.