Образ креста

Петербургский художник Юрий Федоров в ювелирном мире фигура знаковая. Федоров — автор уникальных произведений церковного ювелирного искусства. Уже четверть века он работает в жанре иконной мелкой пластики, а итогом накопленного по крупицам опыта и стиля стала книга художника «Образ креста». Как сказал он сам в одном из интервью, в массовом сознании людей, и даже воцерковленных, существуют серьезные пробелы в области знания символики церковного искусства, иконографии и ставрографии. В своей книге Федоров попытался их восполнить в области ставрографии, как наиболее ему близкой. Потому что, по словам святителя Игнатия (Бренчанинова), «Крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного богословия. Вне креста нет познания Христа».

Юрий Федоров по образованию физик, но рядом с сугубо научной линией жизни всегда проходила творческая: он рисовал, увлекался резьбой по дереву, кости, перламутру, металлу. Переломный момент наступил, когда увидел в музейной коллекции древние резные иконы и кресты. Они потрясли. Тогда-то и начался путь художника. Стал самостоятельно изучать византийское и русское искусство, прошел четырехгодичный курс обучения в рисовальных классах института И. Е. Репина и, как самый важный шаг, пришел в Церковь. А дальше — случай, определивший судьбу, или, как говорит Юрий Анатольевич, Божий промысел. Одну из ранних работ Федорова — резную панагию — показали Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Антонию (Мельникову), истинному знатоку и ценителю церковного искусства. И с той поры владыка стал постоянным заказчиком Юрия Федорова: часть работ оставалась в коллекции митрополита, часть — служила подарками иерархам церкви. К слову, одна из панагий Федорова была сделана в дар Патриарху Пимену.

Когда Юрию Федорову задают вопрос, кто же он прежде всего — мастер, художник или писатель, — он отвечает так: «Прежде всего — христианин, а в смысле профессии — церковный художник».

Начиная с эксклюзивных произведений в области мелкой иконной пластики, Федоров постепенно пришел к серийному производству. «Сейчас, когда потребность в церковных вещах у людей очень большая, я считаю своим долгом делать вещи серийно, и мне это интересно», — говорит художник. Он убежден, что технология литья, основанная на копировании, процесс живой, и каждая вещь все равно является авторской, поскольку делается она под непосредственным авторским контролем. Во всяком случае, свои тиражные литые вещи Федоров узнает всегда. Он работает с драгоценными металлами, чаще всего — с серебром. Для художника это оптимальный вариант, к тому же серебро традиционно для русского искусства. Этот металл всегда символизировал в христианстве чистоту и святость.

С недавних пор уникальные произведения питерского церковного художника, чьи работы на ведущих ювелирных и православных художественных выставках являются одними из самых ярких, появились и в Хабаровске. Официальный представитель Юрия Федорова в нашем регионе — Дальневосточная ювелирная фабрика.

Православные кресты с библейскими сюжетами, панагии, подвески, венчальные перстни. Они наполнены талантом истинного мастера, в них он вдохнул частицу души, сделав теплыми и живыми.

Елена ГЛЕБОВА