Стихи и рассказы Даниила Хармса печатались в детских журналах «Еж» и «Чиж». Писать он начал в 1920-е годы, испытал влияние В. Хлебникова и А. Туфанова, основателя «Ордена заумников». В 1925 году Хармс подал заявление в Ленинградское отделение Всероссийского Союза поэтов, приложив два сборника своих стихов, и был принят. Тяготясь ученичеством, он ушел от А. Туфанова, основав «Левый фланг», а потом «Академию левых классиков». В 1926 году в Ленинграде создается театр «Радикс». Для постановки избирается пьеса «Моя мама вся в часах», по произведениям Д. Хармса и А. Введенского, помещение арендуется у заведующего Институтом художественной культуры художника К. Малевича. В 1927 году директор Дома печати В. Баскаков предлагает «Академии левых классиков» стать секцией Дома и выступить с большим вечером, сняв, однако, слово «левый». Было придумано новое название — «Объединение реального искусства», которое трансформировалось в ОБЭРИУ. В объединение входила поэтическая секция: Н. Заболоцкий, А. Введенский, К. Вагинов, И. Бахтерев, Ю. Владимиров. В 1928 году оно было представлено работниками всех видов искусства: театра, кино, изобразительного искусства. Декларация поэтической секции была написана Николаем Заболоцким. «Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты, честные работники своего искусства... Наша воля к творчеству уникальна: она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывая ее со всех сторон... Кто-то и сейчас величает нас «заумниками».
Впервые в скандальном контексте имя Хармса появляется на страницах печати после его выступления в марте 1927 года на собрании литературного кружка курсов искусствоведения при Государственном институте истории искусств. В 1930 году Хармс выступал в общежитии студентов Ленинградского университета. В журнале «Смена» появилась статья Л. Ниловича с заглавием «Реакционное жонглерство (об одной вылазке литературных хулиганов)». В ней отмечалось: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага — так заявляет пролетарское студенчество». Через полтора года, в декабре 1932-го, Хармса арестовали. Его приговорили к трем годам лагерей, но заменили короткой ссылкой в Курск, где он пробыл вместе с А. Введенским вторую половину 1932 года. В 30-е годы писатель интенсивно работает в разных жанрах: поэзии, прозы, драмы, эссе, философского трактата. Он составил два сборника из ранее написанного, но ничего этого в печати не появилось, хотя «взрослых вещей» он написал больше, чем детских. В 1934 году Д. Хармса принимают в Союз писателей СССР.
Но вернемся к началу. Хармс появился на свет в 1905 году в Санкт-Петербурге. Имя Даниил (Суд Божий) ему дали потому, что родился в день этого святого, к тому же отец незадолго видел во сне святого Даниила, считал этого пророка самым дорогим для себя. Мать Д. Хармса Надежда Ивановна Колюбакина (1876— 1928) заведовала прачечной в убежище принцессы Ольденбургской, где женщины, освободившиеся из тюрьмы, получали на первое время приют и работу. Отец часто бывал в разъездах, и потому Даниилом занимались мать и две тетки. Однако отец следил за воспитанием сына, даже когда был в отъезде: писал письма, давал советы. Даниил глубоко уважал отца, считал его высшим существом. В его присутствии не позволял себе сидеть и всегда говорил с ним стоя.
В должности старшего штурманского офицера шхуны «Келасуры» И. П. Ювачев ходил у берегов Крыма и Кавказа. Зимой жил в Николаеве. Здесь он познакомился с полковником М. Ю. Ашенбренером, организатором военной подпольной организации, которая только создавалась. Ювачев собрал вокруг себя небольшую группу молодых морских офицеров. В 1882 году он поступил вольнослушателем в морскую академию в Санкт-Петербурге. В это время арестовали бывшего артиллерийского офицера С. П. Дегаева, у которого были все списки членов военной организации. 13 августа 1883 года И. П. Ювачева тоже взяли под стражу и заключили в Петропавловскую крепость, где в ожидании суда он пробыл больше года. Несмотря на то что состав преступления отсутствовал, он был осужден как организатор морского военного кружка партии «Народная воля». Судебный процесс над народовольцами состоялся в сентябре 1884 года. Всего было осуждено 14 человек. Большинство из них — офицеры, а также студент морской академии И. П. Ювачев и две женщины: В. Н. Фигнер и Л. А. Волкенштейн. Народовольцев обвиняли в революционной пропаганде в армии. Восьми подсудимым, в том числе Ювачеву и Волкенштейн, был вынесен смертный приговор, который затем был заменен каторжными работами сроком на 15 лет.
На Сахалин Ювачева привезли в 1887 году. Он попал в Рыковскую тюрьму и два года ходил в ножных кандалах. Впоследствии его назначили заведующим метеорологической станциии, позднее он стал капитаном первого сахалинского парохода «Князь Шаховской», совершал рейсы по портам Сахалина. Ювачев изучал гидрологию, климат острова, составил морскую карту Александровского рейда и лоцию Татарского пролива, а после возвращения с каторги работал в Управлении по постройке Уссурийской железной дороги в качестве техника, потом командовал пароходом Министерства путей сообщения, сотрудничал в местных газетах «Далекий край» и «Владивосток», принимал деятельное участие в Приамурском отделе Русского географического общества, печатал статьи по метеорологии и лоции.
В то время, когда Ювачев находился во Владивостоке, здесь жили сахалинские каторжане Бронислав Пилсудский, Лев Штернберг, Людмила Волкенштейн. Все они были знакомы с Николаем Петровичем Матвеевым-Амурским, писателем, журналистом, издателем, общественным деятелем, посещали его дом. Бывшие сахалинские каторжане печатались во владивостокских газетах. В фондах ГМДВ им. Н. И. Гродекова есть газета «Далекая окраина» за 12 марта 1917 года, посвященная борцам с самодержавием. В этой газете опубликована фотография редакции газеты «Владивосток», где запечатлены Л. Штернберг, Н. Матвеев-Амурский, И. Ювачев. Здесь же фотография Л. Волкенштейн и стихотворение Н. Матвеева-Амурского, посвященное ее гибели во Владивостоке в 1906 году во время мирной демонстрации трудящихся.
Георгию Матвееву Д. Хармс подарил свою фотографию с дарственной надписью «Поэту Жоржу — другу — от председателя взиря зауми Даниила Хармса, 1925, сентябрь, 13». В наших фондах есть письма В. Марта своему сыну Зангвильду, который впоследствии стал известным американским поэтом Иваном Елагиным. Письма В. Март писал из Саратова, куда был сослан. В некоторых письмах, открытках он упоминает Д. Хармса, Ювачевых. «22 декабря 1928 г. Саратов. «7 января 1929 г. Саратов. «19 февраля 1929 г. Саратов.
«1 марта 1929 г. Саратов. Есть в фондах фотография И. П. Ювачева, подаренная Н. Н. Матвееву-Бодрому в 1932 году. На книге И. П. Ювачева (Миролюбова) «Шлиссельбургская крепость» Н. Н. Матвеев-Бодрый сделал свои записи. Он пишет, что когда Ювачев был на поселении во Владивостоке, то жил в их старом доме, и Н. Н. Матвеев-Бодрый его помнит, несмотря на то, что ему было 5–7 лет. Все эти материалы — из архива Н. Н. Матвеева-Бодрого, приобретенного музеем в 1984 году у его сына Виктора Николаевича Матвеева.
Вот такие две трагические судьбы — отца и сына. Отец был народовольцем, радел о судьбах своего народа, за что просидел четыре года в тюрьмах и провел восемь лет на каторге. А сын погиб за новизну, за новые мироощущения, за создание нового поэтического языка. Но по сути оба они были революционерами в своем стремлении к новому, к прогрессу, к движению вперед. Клара ЗИЛОВА
В музее работает с 1979 года. Как руководитель литературного отдела принимала участие в создании и работе Дальневосточного литературного музея (1981–1992). Темы исследования: «Русские писатели на Дальнем Востоке», «Литературный процесс на Дальнем Востоке в конце XIX века — в 10–30-е годы XX века». Автор экспозиций и выставок по этой теме. К. Н. Зиловой собраны архивы и коллекции писателей Н. Матвеева-Бодрого, Т. Борисова, А. Ревоненко, А. Фадеева, А. Гайдара, Д. Нагишкина, А. Гая, В. Ажаева, А. С. Пришвина, Новикова-Прибоя, С. Н. Маркова, Л. П. Волкова, Д. Шилова, С. Леонова, К. Рослого, С. Тельканова, В. Клипеля, П. Кулыгина, П. Комарова и др. Всего — около 30 тысяч единиц хранения. Печаталась в журналах «Дальний Восток», «Словесница Искусств», в научных сборниках «Записки Гродековского музея», «Музейные вести» и др. |
|||
|