«Словесница искусств» не раз публиковала материалы о творческом наследии Елпидифора Иннокентьевича Титова (1896–1938). Имя этого этнографа, писателя и журналиста, погибшего в годы репрессий, на долгое время было предано забвению. Прорыв произошел в начале 1990-х, когда в свет вышла книга хабаровского журналиста А. С. Сутурина «Дело краевого масштаба». Отдельная глава в ней — «Решительно отвергаю» — посвящена Титову. И вот у нас в руках новый двухтомник «Я сын земли...», вышедший в 2016 году и включающий все известные произведения Е. И. Титова и биографические материалы о нем. Издатель — Амурский городской краеведческий музей. В числе составителей Е. Г. Подборнова, Л. Ф. Синицына. Это второе, переработанное и дополненное издание, отпечатанное в Комсомольске-на-Амуре. Амурск, как известно, промышленный спутник Комсомольска. Что нам известно об этом городе, кроме того, что там остались развалины обанкротившегося целлюлозно-картонного комбината? В 1963–1964 годах автор этих строк работал каменщиком в Амурске, в СУ-854 треста «Амурскстрой», в бригаде Михаила Яковлевича Красицкого, которая создавала объект «Очистные сооружения». Стране нужен был ЦБК, и каждый строитель на своем рабочем месте трудился с самоотдачей, чтобы приблизить час ввода в эксплуатацию химического комбината. Все, как в популярной тогда песне: «Будем жить в поселке мы, пока что небогатом, чтобы все богатства взять из-под земли...» Рос ЦБК, рос город. Раскинувшийся на высоком берегу Амура, он был красив и современен. Прошло много лет, и мне снова довелось побывать в Амурске. От увиденного сжалось сердце. Некогда гордость строителей — огромный гигант ЦБК разрушен, город пришел в упадок. Не так давно в «Молодом дальневосточнике XXI век» напечатана статья Андрея Канева «Амурск в стиле «индастриал», где в игриво-ироническом ключе повествуется о промышленных руинах, которые могли бы стать туристической базой для разного рода сталкеров и просто увлекающихся индустриальной темой («индастриал стиль»). Затем автор всерьез и с удивлением замечает, что в городе с 40 тысячами человек придается большое значение культуре. И перечисляет заметные культурные объекты Амурска: местный Дворец культуры и его творческие коллективы, кинотеатр «Молодость». Журналист отмечает также, что в Википедии обозначены четыре выдающихся человека из Амурска: поэты Киле Понгса и Константин Выборов, художник Александр Реутов, спортсмен Сергей Плетников. Жаль, что за скобками статьи остался очень важный момент в культуре Амурска: здесь жили и живут прямые наследники Е. И. Титова, хранители его памяти, издатели его трудов. В 1970 году в Амурск с семьей переехала Мария Елпидифоровна Титова-Шаламова (1924–1995). Она работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 5. «Нет профессии нужнее, благороднее и сложнее, чем профессия педагога», — писала Мария Елпидифоровна. Память благодарных учеников об их учительнице до сих пор жива... Работе с детьми посвятила себя и здравствующая ныне внучка Елпидифора Титова Елена Геннадьевна Подборнова. Она и ее дети — живое продолжение Елпидифора Иннокентьевича. Е. Г. Подборнова в сотрудничестве с главным хранителем Амурского городского краеведческого музея Ларисой Федоровной Синицыной с героическим упорством продолжают возвращать читателю произведения Елпидифора Титова уже в XXI веке. Предыдущее издание «Я сын земли...» вышло в 2004 году. Новое, дополненное издание дает наиболее системное представление о творческом наследии Титова, обозначая три грани его таланта — писатель, журналист, ученый. Богата и география его жизни. Елпидифор Титов провел детство в селе Урульга Верхнеудинского уезда в семье священника, учился в Иркутском университете у известного ученого-этнографа профессора Б. Э. Петри, студентом принимал участие в экспедициях на север Байкала, в Нижне-Ангарск, в бассейн Верхней Ангары. Затем были Хабаровск, Харбин и снова Хабаровск. Середина 1920-х стала временем интенсивного изучения и освоения восточносибирских и дальневосточных территорий. Тогда же состоялась знаковая встреча Арсеньева и Титова. Позже, в 1937-м, Титова обвинят в сотрудничестве с «японским шпионом» Арсеньевым. Но пока ничто не предвещало беды. В. К. Арсеньев возглавлял Хабаровский краеведческий музей, Е. И. Титов работал в газете «Тихоокеанская звезда». И вот совместный труд двух ученых, результат личной полевой этнографической работы — брошюра «Быт и характер народностей дальневосточного края», увидевшая свет в 1928 году. Поскольку по понятным причинам текст этой книги долго находился под запретом, ее републикация в амурском двухтомнике имеет большую ценность для современного читателя, интересующегося этнографией. Воспроизведена и художественная обложка издательства «Книжное дело». Вообще 1920-е были счастливыми и плодотворными в творчестве Титова — в поэзии, прозе, лексикографии. Достаточно упомянуть, что молодой Титов присоединился к ИЛХО — Иркутскому литературно-художественному объединению, в котором участвовали И. Уткин, В. Преловский и другие поэты. Титов не без иронии писал о себе: «Я дерзко из провинции глубокой, /Обутый в ороченские унты,/ Пытаюсь на Парнас пробиться боком,/ Тая славолюбивые мечты». И хотя позже Титов отошел от поэзии, он оставил в ней заметный след. Работая в «Тихоокеанской звезде», Титов готовил к изданию тунгусско-русский словарь, который появился в свет в Иркутске в 1927 году. Словарь стал учебным пособием для студентов отделения народов Севера в Ленинграде. В это же время в «Сибирских огнях» опубликованы путевые заметки «Северная Даурия». Это описание кругобайкальского рейса на колесном пароходе «Лейтенант Шмидт». Научные наблюдения органично соединяются художественным видением сибирской природы. На этих страницах развернута настоящая поэма о Байкале: «Какое рекордное во всех отношениях озеро! Самое глубокое в мире, самое прозрачное, второе по объему воды: в нем обитают такие животные, которых нет в других озерах, и такие, которых вообще нигде нет; наконец, это самый древний из пресноводных бассейнов, это — зоологопалеонтологический музей, в котором встречаются не только современные животные формы, но и такие, которые принадлежат различным геологическим эпохам, уживаясь спокойно друг с другом». Беспокойство Титова о состоянии флоры и фауны Байкала особенно понятно и актуально в XXI веке... В 1934 году Елпидифора Иннокентьевича Титова приняли в члены Союза советских писателей, вручив членский билет за подписью Максима Горького. В 1930-е он продолжает писать прозу и публицистику, осваивает драматургию, литературную критику. Это сцены «Конец Серебряных», а также замысел пьесы о Сергее Лазо (совместно с П. Кулыгиным), постановка которой предполагалась в Центральном театре Красной армии. Что касается публицистики, следует выделить цикл рецензий и литературно-критических статей — это отдельная тема для исследователя-филолога. Но для любого читателя очевидны блеск и эрудиция Титова, и в этих жанрах особо хочется отметить эссе «Пушкин — Сибирь — Америка», посвященное пушкинскому юбилею 1937 года. Е. И. Титов был расстрелян в хабаровской тюрьме 21 января 1938 года, но он вернулся, он живет в своих потомках, в творческом наследии. Достоинством рецензируемого двухтомника, на мой взгляд, является и его художественное оформление, богатый иллюстративный ряд, в котором снимки из семейных альбомов, фотографии артефактов из археологической коллекции Титова (дизайн Е. А. Алёшиной). Остается лишь сожалеть, что уникальное издание имеет более чем скромный тираж — 50 экземпляров. Николай ХОЛОДОК |
|||
|