Книга дальневосточного писателя Татьяны Иннокентьевны Гладких вышла в свет к 220-летию со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова) — выдающегося православного миссионера и ученого. С момента замысла до воплощения прошло много лет, материалы документального повествования собирались по крупицам, по скупым строкам исторических документов. Автору понадобилось погрузиться в фонды российских архивов, изучить практически всю когда-либо изданную литературу о святителе Иннокентии, побывать на его родине в селе Анга Иркутской области. Так сложилось подробное, документально выверенное повествование о человеке поистине удивительном, чей образ и земные дела — «своего рода эталон, с которым можно сверять жизнь человеческую». Слова историка И. Г. Стрюченко недаром выбраны эпиграфом к книге. Страница за страницей — от детства святителя до его последней минуты — убеждают в этом безоговорочно. Об Иннокентии (Вениаминове) Татьяна Гладких рассказала простым и лаконичным языком, избегая высокопарности и ненужного пафоса, то есть всего того, что сам он не любил. «Почти всю жизнь святитель Иннокентий провел в дороге». С этих слов начинается книга и уже безостановочно ведет давними и дальними путями, начерченными самой судьбой. В 1797 году в семье священника появился на свет мальчик Иван. Через много лет (1840) он примет монашеский сан и будет пострижен в память Иннокентия Иркутского с его именем, посвятит себя просвещению коренных народов Аляски, Алеутских островов, российского Дальнего Востока и станет в конце жизни митрополитом Московским. В 1977 году, спустя почти сто лет после его кончины, Русская православная церковь причислит святителя Иннокентия (Вениаминова) к лику святых. А начиналось все в самой дальней в России и самой суровой по дисциплине Иркутской духовной семинарии. Здесь помимо философии, риторики, истории, латыни любознательный семинарист погружался в глубины физики, механики, естествознания. В будущем эти знания и все та же пытливость ума позволят Иннокентию (Вениаминову) оказаться в ряду первых ученых-исследователей коренных жителей Русской Америки алеутов, открыть науке неизвестные до того момента языки.
И еще один важный момент, на который обращает внимание Татьяна Гладких, цитируя протоиерея Глеба Каледу: «Перед его жизнью бледнеют биографии Ф. П. Литке, Н. М. Пржевальского, П. К. Пахтусова, Г. И. Потанина, П. К. Козлова, Г. Я. Седова, В. К. Арсеньева и многих других отечественных и зарубежных географов-путешественников...» Всюду, где проходило миссионерское служение Иннокентия (Вениаминова) — Русская Америка, Камчатка, Приамурье — пространство реально менялось. Возводились храмы, открывались школы, и во всем этом святитель участвовал лично. Автор приводит слова хабаровского журналиста XIX века А. П. Сильницкого: «Построивши множество храмов в Камчатской епархии, епископ Иннокентий в каждом из них приложил свою мысль и свои руки, показывая, как надо класть сруб, печи, как вставлять косяки, укреплять стропила». К слову, святитель Иннокентий был еще и прекрасным часовым мастером, и эта слава тоже закрепилась за ним прочно. Почти 20 лет Иннокентий (Вениаминов) отдал Приамурью (первое путешествие по Амуру совершил в 1856 году), устройству его церковной и гражданской жизни. Вторая часть книги полностью посвящена этому важному и еще мало изученному периоду в биографии святителя. И тем ценней документальное повествование, открывающее новые данные об «амурском батюшке».
Жизнь Иннокентия (Вениаминова), без преувеличения, — свет. Он говорил, что доброе сердце в тысячу раз лучше способностей ума. И наставлял: «Помни всегда, что если проповедник не будет иметь в себе любви как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивое изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает». Елена ГЛЕБОВА |
|||
|