- Хабаровский вальс
- Знаки города
- Над Амуром белым парусом
- Объяснение в любви
- Далекий край*
- Заметки репортера
- Под небом Франции
- Романтик в золотых эполетах
- Святыни земли хабаровской
- Крестный путь священника
- «Умственные богатства»
- История настоящего блюзмена
- О чем молчит старый утес
- Дыра в Хабаровку
- Городская среда
- То, что запомнилось
- «Да, Боже, царя храни!»
- Память о добрых делах остается
- Город на трех китах
- Единое пространство культуры
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- ШИШКИН Алексей Васильевич
Музеи Приамурского Императорского Русского географического общества на Всемирной выставке в Париже
Парижская выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Ее символом стала встреча нового, XX века. Выставку посетило свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени), и она принесла французской казне доход в 7 миллионов франков. В грандиозном проекте приняло участие свыше 76 тысяч экспонентов, почти в полтора раза больше, чем на предыдущей выставке 1899 года. Площадь выставки составила 1,12 кв. км. Специально к этому событию были сооружены Лионский вокзал, вокзал Орсе (ныне Музей Орсе), мост Александра III, Большой и Малый дворцы. 19 июля 1900 года начала работать первая линия парижского метро.
Россию представили около 2,5 тысячи экспонентов, среди них правительственные и общественные учреждения, крупные промышленные компании, фирмы. Все российские экспонаты располагались в «Окраинном отделе». Русский павильон в виде Кремля возводили российские плотники, срубившие его без единого гвоздя, чем удивили заграничную публику. Его украшали 28 огромных панно, выполненных под руководством и с участием мастера станковой живописи К. А. Коровина. Вся эта работа увенчалась успехом: в Русском отделе, особенно в здании Кремля, наблюдался такой наплыв посетителей, что «против давки приходилось принимать специальные меры», — писал позднее в отчете генеральный комиссар русской выставки.
Готовиться к выставке музеи Приамурского отдела начали еще в 1897 году. Был создан выставочный комитет по сбору экспонатов для Парижской выставки. Им руководили генерал-губернаторы С. М. Духовской, а затем Н. И. Гродеков. Забота о подборе коллекций Хабаровского краеведческого музея для Всемирной Парижской выставки легла на плечи окружного инспектора училищ Приамурского края Василия Петровича Маргаритова, исполнявшего в 1896–1898 годы обязанности директора музея при Приамурском отделе. Он имел большой опыт выставочной деятельности, неоднократно участвовал в российских конгрессах, местных выставках. Был одним из организаторов проходившей в 1889 году в Хабаровске Амурско-Приморской выставки. В. П. Маргаритову, входившему в организационный комитет, было поручено заведовать учебно-книжным отделом. Работа этого отдела показала большой организаторский талант В. П. Маргаритова, и ему было поручено готовить этнографические коллекции и традиционные предметы быта народов Дальнего Востока для участия на Всемирной Парижской выставке. О том, насколько профессионально это было сделано, свидетельствует диплом, присужденный в Париже Приамурскому отделу Императорского Русского географического общества.
Завершал отправку экспонатов Хабаровского музея в Париж его новый общественный директор С. Н. Ванков при непосредственном участии главного начальника края, генерал-губернатора Н. И. Гродекова, который решал вопросы оплаты всех расходов, уточнял место сбора экспонатов, их необходимое количество, площадь под выставку Приамурского отдела ИРГО. В конце ноября 1898 года Н. И. Гродекова уведомили телеграммой из ИРГО о том, что в связи с изменившимися обстоятельствами под экспонаты Приамурского отдела вместо обещанных 80 отводится 33–35 квадратных саженей. Пришлось В. П. Маргаритову вместе с членами выставочной комиссии вновь пересматривать список отобранных к выставке коллекций.
В июле 1899 года в Хабаровске провел несколько дней известный художник, доктор П. Я. Пясецкий, снимавший виды Уссурийской железной дороги и реки Амура для подготовки картины-панорамы Сибирской магистрали на Парижскую выставку. Панорама представляла собой ряд последовательных изображений акварелью главнейших сооружений Сибирской железной дороги и местных видов на бумажной ленте длиной 1 000 м. Лента двигалась, наворачиваясь с одного цилиндра на другой, в комнате на 125 зрителей. По описанию генерального комиссара Русского отдела В. Н. Тенишева, «публика помещалась в вагонах, где получала завтрак, обед или напитки, и в полчаса перед ней мчалась местность от Москвы до Порт-Артура... После закрытия выставки, наряду с этнографическими коллекциями Западной Сибири и панно К. А. Коровина, украшавшими отдел окраин России, картина-панорама П. Я. Пясецкого поступила в Русский музей императора Александра III».
За этим последовало признание августейших особ. В начале 1901 года на имя генерал-губернатора Приамурского края Н. И. Гродекова пришло благодарственное письмо от великой княгини Елизаветы Федоровны, сестры жены Николая II. «На Всемирной выставке в Париже, осматривая находившийся под моим покровительством Окраинный отдел, я имела случай убедиться в превосходном подборе экспонатов, собранных во вверенном вам крае, дающих наглядную и полную картину жизни и промышленных успехов его населения, зная из объяснений организатора и достойного руководителя отдела, члена Государственного Совета П. П. Семенова, что таковой подбор экспонатов был исполнен под вашим руководством и при деятельном вашем участии, я поставлю себе в приятный долг выразить вам свою признательность за ваши труды, а также прошу вас передать мою благодарность и вашим полезным сотрудникам». Лариса КОРНЕВА * Уильям Генри Гудиер (1846–1923), чьи фотографии здесь представлены, был первым хранителем Бруклинского музея искусств (1899–1923) и известным теоретиком и исследователем в области истории искусств и архитектуры. В 1900 году Гудиер посетил Всемирную Парижскую выставку с фотографом Джозефом Хоксом. Они сделали многочисленные фотографии с выставки, включая уличную жизнь, перспективы. |
|||
|