О чем молчит старый утес

Открытка издателя Н.В. Гутмана из собрания Гродековского музеяСкалистый обрыв над Амуром — знаковое место. Со временем оно стало не просто особенностью местного ландшафта, а настоящим символом нашего города, поскольку с ним связано немало важных исторических событий. Эта статья посвящается 160-летнему юбилею присоединения новых земель к Российской империи и основания Хабаровска, 100-летию со дня расстрела австро-венгерских музыкантов и 75-летию возведенного на утесе здания.

Легенды и реалии

Владимир Александрович Петрушевский посвятил амурскому утесу такие строки («Пятидесятилетие Амурского края 1858–1908 гг.», 16 мая 1908):

Тихо, тихо кругом. Вся природа уж спит;
Вот на небо луна выплывает,
И утес, что у брега Амура стоит,
И Амур, и весь сад освещает.
Призадумался в сребристыя воды,
И роса появилась на нем вместо слез.
Вспомнил старый минувшие годы.
Было время, когда по тайге вековой
Орочёны да гольды гуляли,
Было время, когда в этот край золотой
Казаки лишь порой наезжали,
И река, и вершины лесистыя гор
Человека почти не видали,
А столетние кедры и девственный бор
Только хищников крики слыхали.
Много зверя ютилось в этих лесах,
Много рыбы в Амуре водилось,
А теперь предо мной, на моих же глазах
Перемена такая случалась.
Вот кругом погляжу: города на реке,
Пароходы Амур разсекают,
И Хекцир, что стоит за рекой вдалеке,
Это видит и слышит, и знает...1

Утес.1970-е годы. Фото из собрания Гродековского музеяЗадолго до заселения берегов Амура русскими на этих землях жили дауры, нивхи, дючеры, орочи и другие немногочисленные племена. В середине XVII века у подножия утеса располагалось стойбище Бури, где селились гольды — предки нанайцев. Они называли эту скалу «Мама хурээни» («Старухина гора») — здесь по их представлениям находилось жилище шаманки. По одной из легенд, на утесе лежал волшебный камень, и муж шаманки при помощи кузнечных мехов раскалял его докрасна. Старуха ударяла по камню своей колотушкой, и из него появлялся бубен, у которого можно было узнать ответы на все вопросы. В те времена к горе на свет огня приходили мэргэны, чтобы шаманка исцелила их своим волшебным бубном2.

В середине XIX века Российская империя начала интенсивно изучать и осваивать Приамурье. Генерал-губернатор Николай Николаевич Муравьев поддержал инициативу проведения Амурской экспедиции для исследования устья Амура, во время которой Геннадий Иванович Невельской совершил плавание на парусном корабле «Байкал» и доказал, что Амур судоходен и имеет выход в Охотское море. В июне 1854 года во время Амурского сплава Муравьев наметил место будущего города, указав рукой на скалу на месте слияния двух рек — Амура и Уссури.

Открытки издателей Н.В. Гутмана, товарищества «Кунст и Альберс» из собрания Гродековского музеяВ 1855–1858 годах организовывались новые сплавы, целью которых было фактическое присоединение Приамурья к территории Российской империи. 28 мая 1858 года Муравьев и Ишань подписали Айгунский договор, провозгласивший левобережье Амура владением России, а его правый берег до впадения Уссури — территорией Китая. После этого по приказу приамурского генерал-губернатора из Сибири к устью реки Уссури для основания военного поста Хабаровки был отправлен линейный батальон во главе с капитаном Яковом Васильевичем Дьяченко. 31 мая 1858 года солдаты 13-го Сибирского батальона высадились недалеко от утеса для устройства нового края и поселения3.

Интересно, что утес служил видовой площадкой на протяжении почти всей истории Хабаровска. Еще в дореволюционный период здесь установили деревянные лавочки, соорудили изгородь и лестничный спуск к воде. С этим местом связана трагическая легенда о расстреле 5 сентября 1918 года австро-венгерских военнопленных музыкантов, о чем долгие годы гласила надпись на мемориальной доске, висевшей на стене всем известного здания. Сейчас этот знак хранится в фондах Гродековского музея.

«Уголок модистки». Экспозиционный зал «Ретро-фотосалон». Фото Вадима КурикаВерсий о причинах расстрела на сегодняшний день несколько. В советское время появилась самая распространенная: говорили, что музыканты на параде в честь взятия города казаками белогвардейского атамана Калмыкова вместо «Боже, Царя храни!» исполнили «Интернационал», за что были схвачены и расстреляны. Другая версия основана не на политическом, а на этническом конфликте. Тогда вместе с калмыковцами в город вошли союзные части чешских легионеров, среди которых был Вацлав Юлинек, арестовавший военнопленных музыкантов по приказу Калмыкова: их подозревали в связи с большевиками и обвинили в хранении оружия. Но у чехов были свои причины ненавидеть австро-венгров, с которыми они воевали при разделе территории Австро-Венгрии в Первую мировую войну.

Более прозаическая трактовка давних событий кроется в делах сердечных. Вероятно, казаки не потерпели вольных музыкантов, которые, «поют свои песенки тут и гуляют наших женщин». Подвыпившие калмыковцы устроили погром в кафе «Чашка чая», которое располагалось на первом этаже доходного дома А. К. Архипова (ныне здание ЦУМа), где выступал оркестр военнопленных выпускников Венской консерватории. Разгромив кафе, калмыковцы повели австро-венгров к обрыву и расстреляли4. Случилось ли это на утесе или неподалеку от него, до сих пор вопрос спорный. В память о трагедии в советское время на так называемом месте расстрела хотели воздвигнуть монумент, но идею так и не реализовали.

Женские городские костюмы. Фото Вадима КурикаЗдание на вершине утеса появилось в период Великой Отечественной войны. Его возвели по проекту архитектора Петра Андреевича Старикова в ноябре 1943 года как военный пост противовоздушной обороны № 1 для наблюдения за воздушным пространством. В послевоенное время оно стояло закрытым, с 1950-х годов в нем располагалось общество спасения на водах, затем морская школа ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), где детей обучали моделированию, теории гребли и нахождению на воде. Когда морской школе выделили другое помещение, оно опустело и стало смотровой площадкой. Окна заколотили, фасад со временем обветшал.

В начале 1980-х здание реконструировали под кафе, сделав одноэтажную пристройку ко входу, изменив планировку и интерьер. В 1980–90-е это место стало популярным среди хабаровчан и гостей города. С 1999 по 2001 год провели повторную реставрацию, но из-за нерентабельности помещения одно кафе сменяло другое. В 2000-х один из арендаторов установил решетки, препятствовавшие выходу на смотровую площадку, и попасть на утес могли только посетители кафе. Сомнительный способ заработка никак не отразился на состоянии исторического сооружения — оно ветшало и нуждалось в реставрации. Поскольку с 1991 года этот объект вошел в число памятников культуры краевого значения, в 2012 году под давлением общественности и по распоряжению губернатора здание передали в ведение министерства культуры Хабаровского края. В октябре 2013 года после реставрации его передали Хабаровскому краевому музею им. Н. И. Гродекова. С этого времени легендарное место стало доступным для посещений.

За закрытой дверью

Парадный костюм чиновника. Фото Вадима КурикаКонцепция музейно-культурного центра «Амурский Утес» связана с основанием и историей Хабаровска, а не со зданием, появившимся гораздо позже. Сотрудники музея, создавая экспозицию «Амурское Зазеркалье», хотели погрузить посетителей в атмосферу дореволюционного прошлого города, минуя советское время.

Самой первой для посетителей открыли недоступную ранее башню. В феврале 2014 года, пока на нижних этажах велись экспозиционные работы, влюбленные пары могли провести «Свидание на Утесе» в День святого Валентина. Такие встречи оставались желанными на протяжении всего календарного года. И в настоящее время пары или деловые партнеры могут уединиться за чашкой горячего чая в удивительном месте на берегу Амура.

К 120-летнему юбилею Гродековского музея в апреле 2014 года сотрудники подготовили презентацию первого экспозиционного зала «Губернаторская гостиная». Автором его художественной разработки стал известный хабаровский художник Бронислав Владиславович Тамулевич. Реализацией эскизов занимался другой художник — Дмитрий Богданов. В 2015 году завершили второй зал — «Ретро-фотосалон», где для посетителей, желающих примерить образ светского человека и провести фотосессию, был создан «Фотопавильон», а художницей Натальей Сыздыковой, работающей в Хабаровском краевом музыкальном театре, подготовлены реконструкции детских и взрослых костюмов того времени. На двух этажах МКЦ «Амурский Утес» разместились исторические фотографии города и уникальные музейные предметы конца XIX — начала XX века, органично вписанные в воссозданные интерьеры. Все эти проекты получили высокую оценку и в том же году удостоились премии губернатора Хабаровского края в номинации «Научно-исследовательские работы в области культуры и искусства, музейной и просветительской деятельности».

Исторические игры с гостями салона за ломберным столом.  Фото Игоря ЧураковаОграниченная площадь залов, с одной стороны, способствовала созданию камерного пространства, с другой, лишила возможности выступать в роли привычного для всех музея. С первых дней работы центр принимал посетителей исключительно по предварительным заявкам, не имея возможности вместить всех желающих одновременно. В 2016 году появилось регулярное экскурсионное расписание, позволяющее объединить незнакомых людей в небольшие экскурсионные группы от 4 до 15 человек.

В отличие от большинства музеев посещение «Амурского Утеса» невозможно без экскурсоводов. В экспозиции пришлось отказаться от этикетажа и оградительных стоек, чтобы посетители, рассматривая с разных сторон подлинные предметы из прошлой жизни Хабаровска, смогли погрузиться в атмосферу культуры того времени. К тому же этикетка не может вместить полной информации и не вписывается в убранство интерьеров того времени. Поскольку по музейным правилам экспонаты непозволительно трогать руками, экскурсовод, и он же хранитель и проводник, демонстрирует возможности некоторых предметов. Например, во время экскурсии посетители могут насладиться звуками рояля, безрупорного граммофона или музыкального ящика.

Вперед в прошлое

Сегодня музейно-культурный центр «Амурский Утес» одно из популярных мест Хабаровска. Здесь проходят обзорные и театрализованные экскурсии, посетители совершают путешествие в прошлое, знакомятся с персонажами старого города, их жизнью. В центре происходят также события, которые рассказывают не только об историческом прошлом, но и о дореволюционной культуре. Традиционный «Салонный вечер», который всегда проводится по специально написанному сценарию, собирает гостей в «Губернаторской гостиной» «Амурского Утеса», и такой формат очень востребован горожанами.

Полифон фирмы «Celesta», Германия, 1900-е.  Фото Светланы ВавилинойОдним из первых обучающих проектов стало «Письмо с Утеса», дающее представление не только о письменном этикете, но и об истории почтовых карточек на территории Российской империи и Хабаровска. Для этой цели отбираются только лучшие открытые письма из собрания Гродековского музея с видами дореволюционного Хабаровска, и такие репринтные издания нравятся гостям музея. К тому же у каждого есть возможность подписать эксклюзивную открытку пером и тушью, отправить «Привет с Утеса» в любую точку страны. В преддверии Нового года и Рождества приходит новый тираж почтовых карточек. Для праздничных открыток за основу берутся открытые письма дореволюционного периода как европейского, так и российского производства из музейной коллекции. Другое не менее интересное занятие — «Я — модельер», раскрывающее тонкости городской моды, предпочтения и секреты хабаровских модниц на рубеже XIX–XX веков. В основе каждой такой программы изыскания научных сотрудников музея, исследовательские труды историков, краеведов, культурологов, искусствоведов, а также музейное достояние — подлинные предметы.

К 2018 году появились новогодние направления — «Винтажная елочная игрушка», «Подарочный этикет», «Расписной пряник». Не так давно начался цикл занятий «Рецепты праздника», связанных с международными праздниками. В преддверии 14 февраля новый праздничный сезон открылся «Сладкой валентинкой» — по росписи традиционного русского пряника, к Международному женскому дню сотрудники центра провели «Цветочное пожелание» по флористике и языку цветов. В марте этого года «Амурский Утес» присоединился к акции «Музейный OVERTIME» Гродековского музея, запустив арт-проект «Немая пятница» — регулярные показы немого кино под живой аккомпанемент старинного рояля.

Дарья ПЕТРУШКИНА


  1. Петрушевский, В. А. Над Амуром: сборник стихотворений. 1912. — С. 5–6.
  2. Мельникова, Т. В. Аборигенная история / Т. В. Мельникова // Словесница искусств. — 2002. — № 2 (10). — С. 10–12.
  3. Хабаровск: Очерк истории / В. Чернышева, Г. Чечулина, А. Сутурин. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1983. — С. 8–11.
  4. Жуков, А. М. «Чашка чая» с привкусом истории / А. М. Жуков // Хабаровские вести. — 1997. — 8 авг.