О первой в мире женщине — морском капитане дальнего плавания, Герое Социалистического Труда, коренной дальневосточнице Анне Ивановне Щетининой (1908–1999) написано немало — книги, очерки, интервью, воспоминания. Имеется огромная иконография — фильмы и фотографии. Главный же труд о ней еще не создан, что и дает повод для попытки осмысления феномена личности А. И. Щетининой — ровесницы и символа военно-революционного ХХ века советской России. Одна из публикаций о Щетининой озаглавлена «Очарованная морем». Да, она не раз признавалась в любви к морю. Уникальность же ее личности состоит в том, что она стала высокопрофессиональной труженицей моря, посвятившей свою жизнь покорению морских просторов и воспитанию и обучению будущих мореходов. Более сорока лет назад состоялась памятная для меня встреча с Анной Ивановной. Работая в Приморском архиве, в газете «Красное знамя» за 1937 год я обратила внимание на необычную заметку «Анна — моя гордость», подписанную «И. Щетинин». Чтобы найти подтверждения своей догадке, я решила обратиться к «первоисточнику» — к А. И. Щетининой. Мы встретились в Морском клубе. Симпатичная, выше среднего роста, в ладно сидящей черной морской тужурке без каких-либо знаков, Анна Ивановна сразу же взяла «бразды правления» в свои руки. «Вы журналистка?» — спросила строго. Мой отрицательный ответ ее удовлетворил. Посетовала, что нередко журналисты такое о ней пишут, что стыдно читать. «А книжицу мою читали?» Я, конечно, прочитала ее книгу «На морях и за морями», которая недавно вышла вторым изданием. Первое было в 1968 году. И продолжая, она сказала: «Так в ней все написано, что вас интересует». На первый мой вопрос: известна ли ей газетная заметка и не отец ли ее автор, она ответила, что о заметке не знала, а в авторе признала своего отца Ивана Ивановича Щетинина и стала вспоминать свое детство, которое пришлось на годы мировой и Гражданской войн. Большая семья Щетининых, где маму, конечно, звали Марией с редкостным отчеством — Философовна, более пяти лет жила в глухом углу уссурийской тайги, где отец работал лесником. Он любил возиться с детьми: устраивал зимой горку, летом качели, учил ездить верхом на лошади, стрелять из ружья. Ни одного дня не ходивший в школу, познавший грамоту во время военной службы, отец обучал детей и азам грамоты. Мне стало понятно, что Анна Ивановна была папиной дочкой. Это подтверждали и слова в заметке: «...Я уверен был в своей девочке, потому что с ранних лет она отличалась большой настойчивостью, крепким здоровьем и ясностью мысли». На мой вопрос, когда впервые оказалась на палубе парохода, последовал ответ: в 16 лет. Вместе с мамой она отправилась в низовья Амура, где отец трудился сезонным рабочим на рыбном промысле. В официальных документах того времени говорилось, что весь приморский флот состоял из четырех старых галош. Видно, на одной из таких галош они и оказались. Девочка Аня исследовала судно от машинного отделения до капитанского мостика, ее занимало все: постановка судна на якорь, подходы катеров к борту судна, швартовка к причалу. Ответом на мои слова благодарности за ту встречу стало крепкое рукопожатие Анны Ивановны. Уже тогда я поняла, что наша беседа коснулась лишь верхушки айсберга ее необыкновенной личности. Когда Анна впервые объявила отцу о своем решении стать моряком, он пожелал ей успеха. «Ни на миг у меня не было сомнения: а вдруг она спасует, а вдруг „морякование“ ей будет не под силу. Нет, я уверен был в своей девочке», — утверждал Иван Щетинин. Начальник же техникума отговаривал Анну от поступления, говорил, что испокон веков баб-моряков не было, что матросская работа исключительно трудная даже для парней. На все его «пугалки» она отвечала: «Я не боюсь трудностей, я хочу учиться морскому делу». Анну Щетинину приняли в техникум, но, наверное, никогда ей не было так тяжело, как в годы учебы. Несмотря на хорошую успеваемость, она сразу же была включена в «список бесперспективных» учащихся и стипендию не получала. Чтобы прожить, по ночам вместе с ребятами в порту разгружала баржи, работала санитаркой и уборщицей. Во время практики на судах старалась не реагировать на издевательские шуточки моряков в свой адрес. Лишь ей одной боцман давал самую грязную и тяжелую работу, от которой она никогда не отказывалась. Для себя сделала вывод: чтобы завоевать право быть моряком, обязана всякую работу выполнять на «отлично». Весной 1929 года Анна Щетинина окончила морской техникум и по распределению была направлена на Камчатку, в Акционерное Камчатское общество (АКО). Целью его создания являлось развитие экономической жизни и рациональное использование естественных богатств Дальневосточного края (ДВК), что в тех условиях означало добычу рыбы, крабов, китов, пушнины, ценных минералов, составлявших советский экспорт в соседние страны. Камчатский флот создавался путем покупки за рубежом подержанных судов. Уже в 1930-е АКО располагало значительным рыбопромысловым и транспортным флотом. Время работы А. И. Щетининой в АКО — около десяти лет (1929–1938), можно назвать камчатским периодом ее жизни, временем профессионального роста, социально-духовного подъема, признания ее в стране и за рубежом. А начинать пришлось с матросских обязанностей. Она приметила, что матросы стали лучше к ней относиться, когда она вышла замуж за моряка-радиста Н. Ф. Качимова. Однако когда она получила диплом штурмана, почти все капитаны — морские волки по разным причинам отказались взять Щетинину в свою команду. Но известно, не было бы счастья, да несчастье помогло. Она стала плавать третьим помощником на рыболовном траулере «Топорок», а затем старпомом на «Эскимосе» с капитаном Г. И. Александровым. Он еще в 1904 году командовал миноносцем. Блестяще образованный морской офицер восхищал Анну своей эрудицией, выдержкой и спокойствием. Под его началом она прошла капитанскую школу. 25 января 1935 года Анна Ивановна Щетинина получила диплом морского капитана дальнего плавания, который открывал ей новые манящие горизонты морской работы. В отпуск она отправилась в Москву, ходила по театрам и собиралась на юг — отдыхать по путевке. И вдруг ее вызвали к начальству и предложили ехать в Германию получать судно. Решение доверить приемку и доставку судна из Германии на Камчатку 27-летней женщине, капитану без опыта очень рискованное и экстраординарное. Почему руководство АКО приняло его? Очевидно, не было выбора, а как говорится, на безрыбье и рак — рыба. Но все дело в том, что Анна Щетинина в это время была уже драгоценной рыбкой. За шесть лет работы в АКО она прошла все ступени морской профессии вплоть до капитана дальнего плавания, не имея замечаний. Важно, что четыре года назад она в роли старпома уже участвовала в доставке судна из Гамбурга на Камчатку. Отсутствие капитанского опыта можно было восполнить назначением надежного старпома и опытной команды. Германия неприятно поразила Щетинину мертвенной пустотой улиц и обилием флагов со свастикой. Она вспоминала: «На торжественный подъем флага я пригласила немецкого капитана и представителя компании „Ганза“, которая продала Советской России пароход, получивший название „Чавыча“. Но власти им запретили присутствовать на этой церемонии. И вот взвился по мачте красный флаг. Мы с воодушевлением грянули „Интернационал“. (В то время он был государственным гимном СССР. — Н. Д.) И здесь, на палубе судна, ставшего кусочком нашей Родины в самом центре чужой страны, я осознала свою такую непростую миссию, ощутила гордость за родину социализма. Вот это и было самое прекрасное мгновение моей жизни». А. И. Щетинина впервые взошла на капитанский мостик и повела «Чавычу» к родным берегам. Пока «Чавыча» под красным флагом преодолевала морские мили, среди европейских моряков распространилась сенсация о русской женщине — капитане дальнего плавания, которая ведет пароход на Дальний Восток. В Сингапуре газета " Сендэй Таймс" сообщала: «Порт Сингапур за все свое существование впервые принял пароход под командой женщины». «Все находящиеся на пароходе обращаются к ней „Анна Ивановна“ или проще: „товарищ капитан“. И это несмотря на то, что она является командиром большого коммерческого корабля, на котором имеется 36 матросов». Ее пригласили в элитный морской клуб, где она впервые оказалась в эпицентре внимания заслуженных моряков. И это испытание она выдержала. Потом подобные встречи у капитана станут обычным делом, на которых к ней будут обращаться «Леди капитан Анна». Благо она хорошо владела английским языком. За 75 суток совершившая рейс без каких-либо ЧП «Чавыча» заходила в Петропавловский порт, сопровождаемая гудками приветствия всех пароходов. Состоялся митинг, затем прием с командным составом, был даже салют. В АКО появилось первое современное большое судно, которое стало флагманом флота, на капитанском мостике которого стояла А. И. Щетинина. «Первые годы капитанства, по ее словам, шли „на одном дыхании“. Экипаж молод, хотя молодежным нас никто не называл...» Первым испытанием для капитана стало вызволение судна из ледового плена в Олюторском заливе зимой 1936 года, когда около полутора недель команда, находившаяся на полуголодном пайке, сохраняла пароход от повреждений. В этом же году коллектив «Чавычи» завоевал первое место в социалистическом соревновании судов Камчатского пароходства, а Анна Ивановна получила первую награду — орден Трудового Красного Знамени. Одна из девушек, приехавших для работы в рыбной промышленности Камчатки, рассказала о радостной и сердечной встрече с капитаном Щетининой. Молодая, загорелая, коротко стриженная Анна Ивановна пленила приехавших девчат. Моряки принесли им ящики с ее подарками: швейная машинка, гитара, мандолина, патефон с набором пластинок и две корзины фруктов. На «Чавыче» организовали праздничный вечер. «Нас поразило сочетание красоты и строгости в обстановке кают-компании, идеальная чистота на палубе. Был чай с разными вкусными вещами и танцы». Не по вине Анны Ивановны вдруг в жизни все резко изменилось. Вместо ожидаемого ответа на посланное письмо с просьбой о направлении на учебу из Москвы пришел приказ о назначении А. И. Щетининой начальником Владивостокского рыбного порта, которого пока не существовало. В ее трудовой книжке появилась строка: «Апрель 1938 — октябрь 1938 г. — начальник Владивостокского рыбного порта». По существу, Щетинина стала организатором нового порта. В это же время ее муж Качимов вместе с группой работников рыбной промышленности находился под арестом. Через год он был освобожден и уехал в Москву. Наконец, получив командировку на учебу, А. И. Щетинина тоже уехала — в Ленинград. Начало войны застало Анну Ивановну на четвертом курсе института, где она с удовольствием утоляла жажду познания своей любимой профессии — судовождения. Предложение работать в штабе Балтийского флота ее не устроило. В июне 1941 года она вступила в командование судном «Сауле», на котором перевозила в Выборг и прибалтийские порты вооружение, воинские части и продовольствие. Обратными рейсами вывозились раненые бойцы, эвакуированное население. Рейсы подвергались ожесточенным бомбардировкам вражеской авиации. В конце августа «Сауле» шла из Ленинграда на Таллин вместе с другим пароходом. Прямым попаданием тяжелых бомб пароход был потоплен, сильные взрывы потрясли «Сауле», капитанский мостик был снесен. Капитан Щетинина отдала приказ поставить судно у близлежащего острова Гогланд, куда на вельботах были вывезены раненые и убитые, а команде и пассажирам приступить к тушению пожара и устранению повреждений судна. Восемь суток экипаж ремонтировал судно, имитируя дымовыми шашками пожар, спасаясь этим от бомбежек. Судну удалось, двигаясь малым ходом вместе с ранеными и пассажирами под покровом ночи, прибыть в Ленинград. Тогда в полной мере проявилась сильная воля Щетининой, поднявшей людей на подвиг. Медалью «За оборону Ленинграда» она была награждена в год учреждения медали (1942). Находясь в командировке на Ладоге, Анна Ивановна встретила своего мужа Н. Ф. Качимова. Он добровольцем поступил в военно-морской флот и всю войну был в составе Ладожской военной флотилии, возглавлял группу связи на канонерской лодке. Вскоре операции торгового флота на Балтике прекратились. Моряков переправляли в Мурманск и Владивосток. Капитан Щетинина на основании распоряжения Наркомморфлота СССР была направлена в распоряжение начальника Дальневосточного морского пароходства «для выполнения спец. правительственного задания». Владивосток как будто ощетинился, насторожился, среди моряков муссировался вопрос о возможном вступлении в войну союзника Германии — Японии. Капитана Щетинину 30 декабря 1941 года назначают на пароход «Карл Либкнехт», построенный при царе Горохе и первоначально предназначенный на слом. Судно должно было последовать в один из портов западного побережья Канады для ремонта, но при этом сменили весь штурманский состав. Кто-то решил устроить Анне Ивановне экзамен. Ее реакция была достойна сильного и мужественного человека: «Ах так? Хорошо же!». «И берется за дело засучив рукава, и старается сделать все возможное и выходит победителем из самого трудного положения...» В период жестких зимних штормов «Карлуша» 45 суток шлепал до Ванкувера — порта назначения. Приказ был выполнен! Почти год Щетинина «капитанила» на пароходе «Родина», а в начале 1943 года ее назначили капитаном дальнего плавания на купленный в США новый крупнотоннажный пароход «Жан Жорес». На судне было установлено вооружение, в состав экипажа входила военная команда, регулярно проходили учения. В первый же год «Жан Жорес» совершил три рейса в Америку за импортом и сделал один рейс с экспортным грузом. Годовой план перевозок был выполнен на 130,8%. В конце года в Беринговом проливе во время жесткого шторма судно приняло сигнал бедствия с парохода «Валерий Чкалов», в корпусе которого появилась трещина. Подойдя к месту аварии, Щетинина увидела буксировку носовой части парохода ранее пришедшим танкером, поскольку произошел разлом судна. Пришлось в условиях сильного шторма брать на буксир оставшуюся кормовую часть. При этом людей на воде и раненых не было. «Я смотрела на корму, на огни того, что осталось от парохода „Валерий Чкалов“ — на его половинку, и думала, если даже ничего больше в жизни не удастся сделать, то ради одного этого стоило жить». В следующем рейсе в Аляскинском заливе во время жесткого шторма на «Жан Жоресе» тоже лопнула палуба. (Американцы говорили Щетининой, что у этого типа судов такое явление не было редкостью.) В отличие от «Валерия Чкалова» судно шло с полным грузом. Благодаря самообладанию и грамотным действиям капитана, умелому маневрированию судна и слаженной работе команды через трое суток «Жан Жорес» подошел к проливу. Из характеристики капитана парохода «Жан Жорес» А. И. Щетининой (ноябрь 1944 года): «Тов. Щетинина А. И. хороший специалист, волевой капитан. Плавает безаварийно в продолжении всего времени командования судами. <...> Судно содержит в хорошем техническом состоянии. Нарушений трудовой дисциплины нет. Она — заботливый и чуткий командир и в то же время требовательная к себе и подчиненным, пользуется большим авторитетом среди моряков и большой популярностью как в нашей стране, так и за рубежом». До конца войны «Жан Жорес» под командованием Щетининой участвовал в перевозках стратегических грузов из портов Канады и США во Владивосток, обеспечивал десантные операции во время войны с Японией, высаживал десант у берегов Сахалина, в июле 1945 года десант на остров Парамушир на Курилах. Признанием самоотверженного труда А. И. Щетининой стали награды — орден Ленина (август 1945-го) и орден Отечественной войны II степени. И вновь Щетинина уезжает в Ленинград. Официально — для завершения учебы в институте. Однако работает в Балтийском морском пароходстве, плавает капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Менделеев» и других. Активно участвует в восстановлении героического города, является депутатом ленинградского Совета депутатов трудящихся. А многочисленное семейство Щетининых во Владивостоке в 1948 году получает в подарок от Анны фотоснимок. На нем запечатлены два капитана Балтики — смущенно улыбающаяся А. И. Щетинина и смотрящий на нее с улыбкой высокий красавец со Звездой Героя — Иван Иванович Афанасьев. После окончания в 1950 году Ленинградского высшего инженерного морского училища Анна Ивановна начала овладевать еще одной профессией, связанной с обучением и воспитанием будущих мореходов в этом же главном морском учебном заведении страны. Она быстро освоилась и уже через год стала деканом судоводительского факультета. После кончины отца, И. И. Щетинина, в 1946 году пережила еще две большие утраты. В 1950 году скончался получивший в предпоследний год войны тяжелое ранение Н. Ф. Качимов — друг ее счастливых юношеских лет, а спустя два года ушел из жизни И. И. Афанасьев (ему было всего 52 года) — ее самый близкий человек на свете. Прожив в Ленинграде 15 лет, отточив свое капитанское мастерство и овладев новой профессией, Анна Ивановна вернулась к родному владивостокскому причалу. В Высшем инженерном морском училище (потом институте) ее назначают доцентом кафедры «Управление судном и его техническая эксплуатация», позже она возглавит кафедру «Управление судном». Свой капитанский опыт и опыт своих товарищей Шетинина обобщала в лекциях, учебниках, пособиях и наставлениях. Известно, что один из самых серьезных социально-психологических факторов труда торгового моряка — постоянный и длительный (иногда до года) отрыв от родного берега и от семьи. Отмечая наличие исключительно большой психической и нервной нагрузки судоводителя во время плавания, Щетинина считала необходимым при приеме учащихся на судоводительский факультет проводить тщательный физический и психоаналитический отбор. Всегда подчеркивала, что моряк с четырьмя нарукавными золотыми нашивками является доверенным лицом государства, осуществляющим верховную власть на судне. Он в ответе за жизнь экипажа, за сохранность судна, за большие материальные ценности. Много внимания уделяла воспитанию будущих капитанов: проводила беседы и практические занятия с курсантами на морально-нравственные, поведенческие темы, организовала кружок кинолюбителей-операторов, а затем и общественную киностудию. В воспитании молодой смены для морского флота она нашла свое второе призвание в жизни. Через щетининскую капитанскую школу на море и в институте прошла целая когорта мореходов. После зимней напряженной работы в училище Анна Ивановна поднималась на капитанский мостик океанских судов и отправлялась в плавание. В 1965 году она плавала полгода капитаном на современном крупнотоннажном пароходе «Орша» в Австралию и Канаду. В следующем году три месяца на теплоходе «Орехов» совершила рейсы в Канаду и Японию, а на «Охотске» — кругосветное плавание. П. Якимов, участник киногруппы, снимавшей в 1967 году фильм «Анна Ивановна», рассказал как на пароходе «Охотск» под управлением А. И. Щетининой группа возвращалась в Одессу. Как и полагалось, в Суэцком канале вел судно местный лоцман, а капитан присутствовала при этом. Вдруг многопалубный паром, забитый людьми и машинами, отвалил от берега и на полной скорости направился в сторону «Охотска». До столкновения оставалось несколько десятков метров. Лоцман в ступоре. А. И. Щетинина через судовой телефон командует: «Полный назад! Самый полный назад!» Так леди капитан Анна предотвратила казавшееся неизбежным столкновение судов и спасла суэцкого лоцмана от позора. «Я благодарна морю, — писала Щетинина, — оно научило великой ответственности. Это великая школа умения принять единственное порой решение». Высокое чувство ответственности являлось профессиональным качеством Щетининой. В замечательной песне «Анна-капитан» есть такие слова: «Когда сходила царственно на берег, с улыбкой моряки смотрели вслед, и каждый сердцем понимал и верил — надежнее в команде человека нет». В лице А. И. Щетининой Приамурский филиал Географического общества СССР приобрел активного деятеля, по инициативе которого состоялись научные конференции по проблемам изучения Тихого океана и использования его ресурсов (1967, 1969). В 1973 году Анна Ивановна организует во Владивостоке Клуб капитанов, который способствовал объединению капитанов судов Дальнего Востока России, поднятию морской культуры, привитию молодым судоводителям капитанской этики, и становится его первым председателем. Высокий авторитет Щетининой вызвал у нового начальника училища, присланного из центра, неприятие, начались придирки и подножки. Она решила перейти на работу в пароходство капитаном-наставником. Однако в Министерстве морского флота ей отказали и заявили, что если она не хочет работать в училище, то может идти на пенсию. За свою жизнь Щетинина немало просила за людей, обращаясь в разные инстанции, но никогда за себя. На этот раз решилась. В письме министру морского флота СССР Т. Б. Гуженко изложила суть конфликта и добавила: «На пенсию уходить мне нет причин, так как я работаю наравне с коллегами и по заключению медицинской комиссии мне разрешено плавание без ограничения района. А уход из системы министерства морского флота для меня немыслим». Резолюция министра гласила: «Подтвердить перевод в ДВП с теплыми проводами из училища». Ее осыпали почестями и званиями: почетный работник флота, почетный гражданин города Владивостока, почетный член Географического общества СССР, член Дальневосточной ассоциации морских капитанов... Немало времени у Анны Ивановны занимали представительские обязанности члена Комитета советских женщин, она часто выступала перед молодежью. С огромной радостью морская общественность Владивостока, да и других портовых городов — Ленинграда, Одессы, Петропавловска, встретила в 1978 году весть о присвоении А. И. Щетининой высокого звания Героя Социалистического Труда. Подобно тому, как в капле морской воды отражается весь спектр солнечного света, так и в жизненном пути А. И. Щетининой обозначены важнейшие вехи истории Дальневосточного пароходства 1930–1980 годов. Четыре книги ее воспоминаний (четвертая вышла в 1994-м), в которых приводятся десятки названий пароходов, фамилий их капитанов и штурманов, описаны героические и трагические события, пережитые командами, являются, по существу, летописью Дальневосточного морского пароходства этих десятилетий. Анна Ивановна Щетинина, великая женщина и Морской Капитан с мировым авторитетом, ушла из жизни в 1999 году — в самом конце ХХ века. Ее века. В судьбе дальневосточницы нашли отражение проблемы времени, его свирепые штормы и убаюкивающие штили. Она стала символом эпохи, как Гагарин. Они замешены из одного народно-патриотического теста. Не случайно в портовом городе появился слоган: «Щетинина для Владивостока, как Гагарин для России». Ее имя навсегда останется в истории российского морского флота, в истории Дальневосточного морского пароходства, к 125-летию которого издан хорошо иллюстрированный альбом воспоминаний «Капитан Анна. Lady-captain Anna». Необыкновенная жизнь А. И. Щетининой (она всегда возражала и говорила, что ее жизнь обыкновенная, но позволим себе не согласиться с ее мнением) доказывает, что талантливая, созидательная личность обогащает и красит свое время, вплетает в него свою золотую нить, каким бы тяжелым, сложным оно ни было. Память о такой личности становится в обществе священной. В год 110-й годовщины со дня рождения Анны Ивановны Щетининой в малой Курильской гряде появился остров ее имени. Он омывается со всех сторон морской стихией, покорению которой и взаимодействию с которой она подвижнически посвятила свою жизнь, навсегда достойную обожания и подражания. Нина ДУБИНИНА Источники и литература
|
|||
|