Камчатка и Русская Америка к середине XIX столетия уже достаточно отчетливо отражались на карте российской науки, в то время как другие дальневосточные территории — Приамурье, Приморье и Сахалин — оставались практически непознанными. Их целенаправленное изучение с точки зрения географии, этнографии, археологии началось только с момента присоединения обширных территорий Приамурья к России. Основу для этих исследований заложили крупные научные экспедиции, и в их числе Колымская под руководством Ф. П. Врангеля (1820–1824), экспедиция А. Ф. Миддендорфа (1844–1845), Амурская под руководством Г. И. Невельского (1850–1855), первая естественно-научная экспедиция в Приамурье (1854–1856), в которой участвовали члены Императорского Русского географического общества натуралист и путешественник Р. К. Маак, ботаник К. И. Максимович, этнограф и зоолог Л. И. Шренк. Колумбы Приамурья
Основатель советской этнографической школы Лев Яковлевич Штернберг назвал Шренка «Колумбом этнографии Приамурского края», а другой известный дальневосточный этнограф Иван Алексеевич Лопатин отмечал, что Шренк «собрал огромный материал, и в итоге его труд — основное руководство для каждого занимающегося этнографией русского Дальнего Востока». Действительно, работа Шренка «Об инородцах Амурского края» стала первым научным изданием, где детально описаны материальная и обрядовая культура народов Приамурья и Сахалина, обозначены вопросы их этногенеза и впервые упоминалось о нивхах. В память о Шренке на юге Сахалина есть короткий хребет, названный его именем. Первыми исследователями российского Дальнего Востока становились и православные миссионеры. Обращая коренное население в христианство, священники, чтобы вести проповеди, изучали их язык, обычаи, записывали легенды. Таким человеком, внесшим важную лепту в изучение амурских народов, был Александр Матвеевич Протодиаконов (1835–1902) — представитель известной хабаровской семьи священнослужителей Протодиаконовых. В 1864 году он уехал в низовья Амура, два года прожил среди гольдов (устаревшее название нанайцев), изучал их язык, а затем составил гольдский словарь, написал учебник грамматики и перевел на гольдский (нанайский) богословскую книгу. Другой представитель этой священнической семьи — о. Прокопий Протодиаконов — тоже переводил для своих новокрещенных книги христианского содержания, а также записывал их фольклор, опубликовав их впоследствии под заголовком «Гольдские песни, былины и сказки». Заслуживает внимания статья «Об объездах духовными лицами острова Сахалина с миссионерскими целями», опубликованная в газете «Приамурские ведомости» 29 января 1895 года. В ней говорится, что некоторые священники по личной инициативе отправляются в стойбища, где совершают православные обряды для крещеных инородцев, и подчеркивается: «...кроме религиозно-нравственной пользы, приносимой инородцам острова, учащение объездов духовными лицами могло бы оказаться весьма полезным еще и в этнографическом отношении, так как на этих духовных лиц может быть возложена обязанность знакомиться с нравами и обычаями инородцев и собирать о них необходимые статистические сведения, которые до настоящего времени очень бедны и часто гадательны». Счастливые для науки событияПрисоединение Амурского края к Российской империи сыграло громадную роль в дальнейшем развитии дальневосточной этнографии. Р. К. Маак подчеркивал, что это «событие, в высшей степени благоприятное для России и счастливое для науки». Так Восточная Сибирь оказалась под пристальным вниманием Российской академии наук, Российского географического общества, а затем и его филиалов, военных и государственных учреждений. В 1884 году высочайшим повелением было образовано Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого вошли Забайкальская, Амурская, Приморская области и остров Сахалин. Таким образом, выделенный из состава Восточной Сибири край, центром которого стала Хабаровка, управлялся собственной администрацией, которая находилась в непосредственном подчинении царю и Сенату. С учреждением в регионе Приамурского генерал-губернаторства связано и появление двух общественных научных центров — Общества изучения Амурского края во Владивостоке (1884) и Приамурского отдела Императорского Русского географического общества в Хабаровске (1894). Общество изучения Амурского края (ОИАК) — самая первая научная общественная организация на Дальнем Востоке. Его главная цель обозначалась следующим образом: «...всестороннее изучение р. Амура, русского побережья Восточного океана и сопредельных местностей и ознакомление с ними посредством собрания коллекций и разных сведений по всем отраслям естествознания, географии и этнографии и археологии, научной разработки собранных материалов, равно посредством составления библиотеки из сочинений об указанном крае, не ограничиваясь какой-либо специальностью». Деятельность ОИАК предполагала такие направления, как этнография, география, археология и осуществлялась согласно уставу, утвержденному военным губернатором Владивостока А. Ф. Фельдгаузеном, а в состав учредителей вошло 45 человек. Среди них были люди самых разных профессий и разного общественного положения. Например, заведующий переселенческим управлением Ф. Ф. Буссе, окружной инспектор училищ Приамурского края В. П. Маргаритов, князь Л. А. Кропоткин, купец М. Г. Шевелев, краевед Л. Ф. Гриневецкий, прокурор Владивостокского окружного суда И. А. Бушуев, редактор-издатель газеты «Владивосток» Н. В. Соллогуб, врач и поэт П. И. Гомзяков и другие. Почетными членами Общества стали великие князья Алексей Александрович и Александр Михайлович. Всего за два года — с 1885-го по 1887-й — число членов Общества изучения Амурского края увеличилось с 45 человек до 181. Маршруты археологических и этнографических экспедиций охватывали Императорскую Гавань, Хинган, полуостров Янковского, Никольск-Уссурийский, Уссурийский залив... На Общество была возложена обязанность следить за сохранением и сбережением всех древностей в крае, что подчеркивало значимость этой научной общественной организации. По итогам экспедиций их участники выступали перед членами Общества с научными докладами, с 1888 года стал издаваться сборник «Записки Общества изучения Амурского края» и на его страницах публиковались краеведческие материалы. Собранные в экспедициях сведения формировали архив ОИАК. В настоящее время он один из старейших на Дальнем Востоке и содержит поистине уникальные документы: 30 документальных фондов, 330 личных коллекций, 2 238 карт, около 2 000 фотографий, подшивки первых дальневосточных газет за период с 1885 по 1917 год («Владивосток», «Дальний Восток», «Далекая окраина» и другие). С деятельностью Общества изучения Амурского края связаны имена многих людей. Далеко не все они были профессиональными исследователями, но ими двигал интерес к совершенно иной культурной традиции, искреннее желание понять ее. Они выполняли свои профессиональные обязанности и одновременно бескорыстно служили науке — отправлялись в экспедиции, изучали местные народы, делали полевые сборы, пополняя затем историко-этнографические фонды музеев и научных обществ.
Позднее, уже после учреждения Приамурского отдела Императорского географического общества, Маргаритов написал книгу «Камчатка и ее обитатели», ставшую результатом его участия в экспедиции на Камчатку, которая была организована приамурским генерал-губернатором С. М. Духовским в связи с 200-летием присоединения Камчатки к российскому государству. Книга вышла в Хабаровске в 1899 году и в своей основе содержала этнографические сведения из книги Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Однако Маргаритову удалось проанализировать и показать влияние русской культуры на традиционный уклад жизни коренного народа Камчатки — ительменов, зафиксировать проникновение отдельных элементов местной традиции в жизнь русских переселенцев. Несомненную научную ценность представляет рукопись «Бытовая сторона жизни амурских инородцев. Медвежий праздник у гиляков, верования ольчей. О русском населении по Амуру, описание дер. Березовки и др. Обычаи и быт гольдов». Ее автор — учитель начальной школы, исследователь-энтузиаст и фольклорист Карп Дмитриевич Логиновский (1867— ок. 1924). Позднее его этнографический труд стал одним из главных источников для ученых, занимающихся исследованием обрядовой культуры нивхов. Материалы Логиновского не только разноплановы по содержанию — этнографическое описание быта коренного населения Нижнего Амура, культ животных, похоронный обряд, представления о загробном мире у нивхов, легенды, предания нанайцев и нивхов, но и максимально достоверны. Известный российский этнограф А. В. Смоляк подчеркивала точность данных Логиновского, ставившего под сомнение некоторые выводы Шренка и приводившего свои аргументы, которые позднее подтвердили экспедиции советских ученых.
Глубоко изучал удэгейскую культуру и Сергей Николаевич Браиловский (1861–19?) — педагог, ученый-лингвист. Ему принадлежит ряд научных статей на эту тему и монография «Тазы и удихэ. Опыт этнографического исследования», опубликованная в 1901 году в журнале «Живая старина». Эта работа, сопровождавшаяся словарем языка удэгейцев и рисунками, получила высокую оценку Русского географического общества — Браиловского наградили золотой медалью. Несмотря на отдельные этнографические неточности, монография считается лучшей научной работой по истории и культуре удэгейцев, созданной в дореволюционный период. Основная же заслуга исследователя в том, что он первым ввел в научный оборот термин «удэ» и таким образом обозначил отдельную этническую группу, существенно отличавшуюся от соседей-орочей. До этого момента все коренное население той части Приморья, которая называлась Северно-Уссурийским краем, причисляли к орочам, хотя здесь жили удэгейцы и нанайцы.
Пальчевский был центром притяжения для начинающих исследователей. Так сложилось, что именно он стал первым научным наставником Владимира Клавдиевича Арсеньева, в будущем известнейшего путешественника, ученого и писателя. Пальчевский не только делился с ним знаниями по ботанике, зоологии, этнографии, давал научные методики, но и совершал совместные экспедиции. В 1907 году исследователь составил орочский словарь, а благодаря его полевым сборам Приморский государственный музей им. В. К. Арсеньева располагает сегодня ценной коллекцией культовых предметов, охотничьего и рыболовного снаряжения, образцов орнаментов коренных этносов Приморья и Приамурья. В 1893 году в Хабаровске, на 3-м съезде сведущих людей края, собранном по инициативе приамурского генерал-губернатора А. Н. Корфа, был поднят вопрос о необходимости организовать в Хабаровске отдел Русского Императорского географического общества. Идею Корф поддержал, но из-за внезапной смерти воплотить не успел. Этим занимался новый генерал-губернатор С. М. Духовской, который еще начальником штаба Московского военного округа вступил в члены Русского Императорского географического общества.
В своих поездках Шимкевич пользовался этнографической анкетой, разработанной Русским географическим обществом, что позволило собрать и систематизировать значительный материал о северных этносах. Особой графой в его научной деятельности стало изучение духовной и обрядовой культуры нанайцев, тунгусов и якутов. За время экспедиции по Амурской, Приморской и Забайкальской областям исследователь зафиксировал многие сакральные обряды нанайцев, дал подробное описание их бурханов, зафиксировал старинные легенды и предания. Этот материал Шимкевич объединил в статье «Материалы для изучения шаманства у гольдов», опубликованной в 1896 году в «Записках Приамурского отдела Русского географического общества». Среди других научных публикаций П. П. Шимкевича «Обычаи, поверья и предания гольдов», «Инородцы Амурского края», «Тождественность религий некультурных народов рек Конго и Амура», «Орочены Забайкалья и их охота», «Некоторые моменты из жизни гольдов и связанные с жизнью суеверия», «Шаманство». В 1899 году в жизни ПОИРГО произошло значимое событие: в лице своего представителя А. Г. Лубенцова Приамурский отдел принял участие в работе VII Международного географического конгресса в Берлине. Дальневосточника познакомили с Ф. Нансеном, «который не скрыл удивления по поводу того, что в столь далеком крае России существует ученое общество географов. Через год, в 1900-м, ПОИРГО участвовал во Всемирной выставке в Париже, представив миру образцы национальной одежды амурских народов. Экспонаты поразили изяществом исполнения и были отмечены почетными дипломами. Однако вследствие ряда исторических событий, последовавших одно за другим, активная работа двух общественных научных центров Приамурского края — ОИАК и ПОИРГО — на какое-то время приостановилась. Одно за другим следовали Ихэтуаньское восстание в Северном Китае в 1901 году, Русско-японская война 1904–1905 годов, затем ситуация революционного кризиса, в котором оказалась Россия. Но члены ОИАК и ПОИРГО, не желая поступаться интересами науки, приняли официальное решение «не участвовать в союзах, имеющих политические цели». Столпы дальневосточной этнографии
Изучая коренное население Сахалина — нивхов, айнов, а затем нивхов Амура и орочей, живущих на берегу Татарского пролива, Штернберг использовал всесторонние подходы к исследованию их духовной и материальной культуры, опирался на научные методики и собрал богатейший этнографический и социологический материал, который затем был им обобщен в многочисленных научных трудах. Его серьезные лингвистические знания определяли глубину и достоверность исследований. Именно со Штернбергом связан качественно новый этап в эволюции дальневосточной этнографии. Ученый опирался на антропологическую этнографическую школу, и с этих позиций рассматривал проблемы этногенеза, этнопсихологии и этнолингвистики коренных народов, комплексно подходил к изучению населения Сахалина и Нижнего Амура, изучал их родовой строй и брачно-семейные отношения. Именно Штернберг открыл у нивхов фактически существующий групповой брак и подробно его описал, доказав тем самым «несостоятельность культурно-исторической школы, представители которой отрицали существование группового брака». Его работой «Сахалинские гиляки», опубликованной в журнале «Этнографическое обозрение» в 1893 году, заинтересовался Ф. Энгельс, опубликовавший перевод газетного отчета о статье дальневосточного этнографа в статье «О вновь открытом примере группового брака» и обративший внимание на целый ряд важных положений, высказанных российским исследователем. В совместной работе с К. Марксом «Вновь открытый пример группового брака» Энгельс отметил, что открытие Штернберга подтвердило его предположение о групповом браке как определенной ступени в истории человечества. Продолжая научное направление Л. И. Шренка, Штернберг проделал серьезную работу по проблеме классификации населения Дальневосточного региона и внес существенные поправки и уточнения в классификацию своего предшественника. Ученый вывел и сформулировал признаки, послужившие основой классификации народов, актуальной по сей день. Научные труды Штернберга стали программными, на них опиралась советская дальневосточная этнография, они являются базовыми и для современных этнографов.
Многолетние изучение айнов, их культуры и быта сделали Пилсудского одной из знаковых фигур в этнографии этого народа. О статусе Пилсудского в научном мире говорит и тот факт, что в 1903 году Русское географическое общество пригласило его принять участие в экспедиции на остров Хоккайдо, во время которой он записывал и переводил айнские тексты, наблюдал за жизнью айнов на Хоккайдо, сравнивал их с сородичами, проживавшими на острове Сахалин. Пилсудский собрал уникальные по объему и содержанию айнские коллекции, которые в настоящее время являются основой Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге.
Лопатин был активным членом Общества изучения Амурского края, принимал участие в крупных экспедициях. Сплавляясь по Амуру, Уссури, Иману, Тунгуске, проводил этнографические и антропологические исследования среди гольдов и орочей, собирал многочисленные коллекции. Преподавал во Владивостокской женской гимназии и Хабаровском реальном училище, был директором учительской семинарии в Николаевске-на-Амуре и Хабаровской учительской семинарии, приват-доцентом университета во Владивостоке, где вел курс этнографии. В эмиграции стал профессором педагогического института в Харбине. Иван Алексеевич Лопатин глубоко погружался в иную этническую среду, проводя каждое лето в гольдских стойбищах, изучая язык их обитателей, записывая фольклор. Итогом его многолетних экспедиций стал фундаментальный труд «Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские: опыт этнографического исследования», ставший в российской этнографии первой сводной монографической работой о малоизвестном народе. Лопатин внес вклад и в разработку методической базы этнографических исследований на Дальнем Востоке, разработав программу изучения нанайцев, которая была одобрена распорядительным комитетом Общества изучения Амурского края.
И все же, несмотря на серьезный отрезок жизни на чужбине, имя Лопатина всегда было авторитетным для российской науки. Как и имена других исследователей, открывавших Дальний Восток. Елена ГЛЕБОВА Источники
|
|||
|