Владимир Санги уезжать из родного Ногликского района на севере Сахалина не хотел. В 1959 году, окончив ленинградский пединститут имени Герцена, без сомнений вернулся домой, чтобы учительствовать в сельской школе, а в 1963-м стал руководителем общественной организации под названием Нивхский народный университет культуры. К тому времени, после выхода первой книги «Нивхские легенды», его талант оценили в Москве, и первый секретарь Союза писателей СССР Константин Федин одобрительно отозвался: «Появился новый нивхский писатель, которому предстоит открыть другим народам душу и сердце своего». Всесильный Федин ценил молодого коллегу за многообразие языковых средств и глубину образов. Санги укрепил свою репутацию сборниками рассказов «Голубые горы» и стихов «Соленые брызги», за что его приняли в Союз писателей СССР в 1962 году. Переехать в Москву ему пришлось в 1974 году, когда его вызвали прямиком в ЦК КПСС и настоятельно посоветовали стать консультантом, а затем и секретарем правления Союза писателей РСФСР. Но в 1990-е годы он вернулся на родину, в поселок Ноглики.
Ведь какими должны быть эпические саги о жизни коренных северян? Метод заложил Александр Фадеев в «Последнем из удэге», им были вынуждены пользоваться многие крупные мастера, в том числе Григорий Ходжер. В романах должен происходить прыжок сквозь века, то есть от первобытно-общинного строя до развитого социализма, где главные герои — чистые душой туземцы — на пути духовных исканий переживают множество соблазнов, совершают ошибки, борются с реакционными силами типа шаманов, пока, наконец, их не озаряет свет ленинской истины. Только в таких декорациях писатель с национальных окраин мог показать широкую картину жизни своего народа. Владимир Санги «великий перелом» не воспевал. Более того, в его произведениях (самые значительные — повести «Изгин» и «Тынграй», романы «Ложный гон», «Женитьба Кевонгов», «Время добыч») фигурирует другая антитеза: в традиционную жизнь маленького мирного народа извне вторгается что-то чуждое, страшное, которое нельзя оценить иначе, чем злой дух.
Для организации колхоза прибыл нивх с западного побережья Сахалина Нехан. «До него колхозники занимались охотой и рыбной ловлей. Новый председатель начал с невероятных новшеств — потомственных охотников и рыболовов превратил в земледельцев... Говорят, Нехан руководил колхозом лет десять, пока не довел хозяйство до разорения... Нехан ушел в селение Вечного Покоя, а дух его остался. И преследует род Такквонгун».
Список заслуг Владимира Санги перед всеми народами Севера и России огромен, вот лишь некоторые: нивхские алфавит, учебник, букварь, книга для чтения, проект «Библиотека нивхского школьника». Он лауреат Госпремии РФ, член Международной лиги защиты прав и свобод человека при экономическом и социальном совете ООН, почетный президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, член Высшего творческого совета Союза писателей России. Дмитрий БАЛЬБУРОВ |
|||
|