К 80-летию Хабаровской организации Союза художников РоссииНесколько десятилетий стоило пережить, чтобы оформить художественную жизнь на Дальнем Востоке в официальную структуру, объединяющую совершенно разных, но одинаково амбициозных творцов молодого государства. Хабаровская организация Союза художников СССР — ныне ее преемник Всесоюзная творческая общественная организация «Союз художников России» — появилась в феврале 1941 года. От самых истоковПропустим десятилетия дореволюционного искусства, которое существовало исключительно благодаря приезжим художникам из Центральной России, имеющим разную профессиональную подготовку — К. И. Каль, А. А. Лушников, А. Н. Клементьев, Н. И. Верхотуров... Художественная жизнь периода интервенции и сразу после нее интересна возмутителями чувств и мыслей, теми, кто провозглашал новое искусство для нового бытия. В Хабаровске появляется объединение «Зеленая кошка» во главе с идейными вдохновителями Плассе, Любарским, Лукашевым. Изумрудная мистическая кошка с мерцающими глазами — мудрый тотем, предупреждение о надвигающихся бедах. В 1919 году издается тетрадь офортов. Это манифест, идеологическая основа принципов футуризма. В годы интервенции и кровавого террора калмыковщины идеи футуризма прозвучали как протест. Но этих художников, так ярко поддерживающих революционное пламя, увы, не приняли при советской власти. Плассе и Любарский вынужденно эмигрировали. В годы интервенции на Дальнем Востоке был замечен знаменитый футурист Д. Бурлюк, художник, отрицающий искусство прошлого. Но и революционная Россия ему была весьма чужда, и он также эмигрировал в Америку. Бурлюка больше тревожили инстинкты «земной любви», что подтверждает его известное произведение «Струна жизни». В это время в Хабаровске работают ученик Репина Розанов, Гражевский — блестящий карикатурист, острый и воинственный, за что и поплатился жизнью при власти белых. Искусство плаката и карикатура воистину боевое оружие, оно послужило верой и правдой и в годы Гражданской войны. Кто как не художник-карикатурист может осуществить острые художественные замыслы? Никтополион Наумов — самый деятельный художник, художник-самоучка, добившийся успехов в разных областях искусства, в своем творчестве отразил время советизации точно и бескорыстно. Портреты Ленина и Троцкого его кисти затерялись в недолгой памяти современности, но вот сотрудничество с газетами «Вперед», «ТОЗ», оставило след в виде карикатур, помогающих продвигать большевистскую правду в жизнь. В июле 1927 года состоялось первое организационное собрание хабаровских «работников художественного искусства», в городе таких набралось более двадцати. Они стали основой Ассоциации хабаровских художников. Все имеющиеся художественные силы, включая кустарно-художественное творчество «туземных» народностей Дальневосточного края, были призваны участвовать в первой выставке. Ее главным стимулом стало празднование 10-летия Октябрьской революции. Ассоциация художников была политически грамотным объединением, в ее актив привлекли общество краеведения, которое занималось творчеством, точнее изучением творчества туземцев (таким было определение коренных народов Севера и Приамурья). В дальнейшем искусство северных мастеров всегда становилось важной частью художественных выставок. «Чукотское искусство», «Ламутские художественные изделия», «Орнамент удэгейцев», «Корякское и эскимосское искусство», «Орнаментика айнов» — вот некоторые научные интересы секции краеведения. Выставки 1931 года, проходившие во Владивостоке, дали понять: время сомнений и экзистенциальных предчувствий прошло, художник должен определиться и стать частью общего созидательного творчества. Существовать вместе, как прежде, не только классово, но и в мировоззренческом отношении художники не могут, и не потому, что их стали притеснять, требовать одинаковой кисти изобразительного языка — агрессивно разошлись между собой даже в понимании самой природы искусства. Художники, как правило, старшего поколения, сошли с дистанции, почувствовав свою ненужность, стали покидать отечество. В итоге дальневосточное сообщество пролетарских художников как неизбежное объединение стало творческим стержнем художественной жизни. Главные творческие ориентирыВажнейшее событие культурной жизни Хабаровска тех лет — политическое решение центральной власти поделиться с Дальним Востоком ценностями мирового уровня. Итак, в 1931 году на железнодорожную станцию прибыл состав с пятью вагонами произведений живописи и графики, скульптуры, предметов декоративного искусства. Произведения искусства поступили из Государственного Эрмитажа, Центрального Русского музея, Музея керамики и стекла, Музея изящных искусств, Музея западной живописи и Государственной Третьяковской галереи. И 1 200 ящиков с книгами! Все это богатство передали для организации в Хабаровске краевого художественного музея и пополнения фондов краевой научной библиотеки. Сохранились горестные воспоминания первых научных сотрудников музея: подарок застал руководство города врасплох. Очень долго не могли найти помещение хотя бы для хранения экспонатов, скульптуру первое время приходилось хранить на улице. Наконец приспособили здание бывшей синагоги по улице Фрунзе, 45, но оно оказалось слишком мало, ни о какой достойной экспозиции не могло быть и речи. После долгих поисков решили разделить коллекцию на две части, и внушительная ее часть была отправлена во Владивосток. С тех пор в Приморье имеется хорошая коллекция произведений XVIII века: портреты Левицкого, Боровиковского, Антропова и т. д. В коллекции Владивостока — Шагал витебского периода, Кандинский... Увы, мы, по-прежнему простодушно недалекие, не понимаем, каким неоценимым наследием владеем. Есть прекрасный Айвазовский, Куинджи, Шишкин, изысканные Сомов и Бенуа, есть и знаменитый Коро... Отчего так подробно о музее? Именно первым руководителям художественного музея — П. Покровскому, затем Н. Туркину, первому научному сотруднику Г. Гусаку нужно отдать дань благодарности за душевную энергию, направленную на строительство хрупкого фундамента художественной жизни в крае, на создание коллекции дальневосточного искусства, не только художников, но и мастеров народов Приамурья и Севера, которое обозначалось как художественное творчество туземцев. Статьи, выставки, первые подробные каталоги, публикации с выставок... Вокруг музея началась полноценная художественная жизнь, его коллекция — как замечательный ориентир художественного качества. Первая Дальневосточная художественная выставка состоялась в ноябре 1932 года благодаря художественному музею, его сотрудникам. На ней экспонировалось 91 произведение, премированы художники И. П. Сверкунов, Г. В. Гусак, Ким Хенюн, В. Н. Высоцкий, И. Н. Жуков, Н. М. Штуккенберг, А. В. Шишкин, М. В. Доброседов. В ноябре 1939 года учредили оргкомитет Союза советских художников Хабаровского края, а председателем избрали В. Н. Высоцкого. Василий Николаевич Высоцкий родился в селе Сергеевка Хабаровского края в 1908 году, окончил Благовещенское училище. «Энергия заблуждения» — эти слова хорошо соответствуют его творческим убеждениям. Выполненные им портреты, пейзажи художник считал материалом личного творчества и профессионального совершенствования. По мнению Высоцкого, создание картины — вот миссия большого художника. Потому работы «Конные красноармейцы на берегу Тихого океана», «Народ поднялся», «Гибель разведчика», картины на тему Гражданской войны на Дальнем Востоке он считал главным успехом своего творчества. Приверженец реализма, критерием которого для него являлись художники-передвижники, Высоцкий считал именно этот метод изобразительного искусства наиболее соответствующим художественному воплощению жизни народа, служению Союзу Советских Социалистических Республик. Иных критериев не воспринимал. И кажется, что в нем соединялись два художника. Один — автор жанровых произведений, в них он эмоционально откровенен. Другой — создатель замечательных глубоких портретов, пейзажей, в которых природа суровая и в то же время удивительно проникновенная. Одна часть творчества Высоцкого — исполненный долг, другая создавалась для души. Отражая времяОфициально Хабаровская организация оформилась в феврале 1941 года, после утверждения на оргкомитете Союза художников СССР. Председателем с 1941 по 1942 год был В. Н. Высоцкий. В число организаторов и членов Союза в то время вошли Иннокентий Алексеевич Горбунов, Иван Дионисович Елкин, Дмитрий Дмитриевич Нагишкин, Николай Иванович Туркин, Модест Модестович Цибаровский, Георгий Александрович Цивилев, Алексей Васильевич Шишкин. Но все они, прежде всего, художники, оставившие талантливое наследие. Их биографии — отражение жизни Отечества, времени. Искусство 1940-х — творчество художников-военнослужащих, и в годы войны весь их потенциал был направлен только на победу. Работая с документами, осознаешь, что многие слова, ставшие уже привычными, почти теряющими первозданный смысл, подтверждаются — да, музы не молчат. И в годы войны создавались не только плакаты и карикатуры. Представить невозможно, но находились средства для организации выставок. Каталог — это документ выставки, и, листая его очень нужные страницы, можно представить, чему посвящена экспозиция, что было самым ценным для художника. Главным акцентом на выставке 1943 года стала картина, отражающая гнев и ненависть к захватчикам, незаживающую рану от потерь, и большое число портретов, причем не только военачальников. В 1947-м еще не отменили продовольственные карточки, но государство выделило средства на организацию всесоюзной выставки. В ней участвовали и хабаровские художники. В послевоенные годы начала формироваться почва для художественной жизни в крае. На выставках картины Высоцкого, Шишкина, Долбилкина, Цивилева, Овчинникова, Шофмана, Иванова, Шкраба, Чайкина... В 1947 году из Благовещенска приехал в Хабаровск Василий Романов, выпускник Ленинградской академии художеств. К этому времени его картина «Айгунский договор» уже была завершена. Несколько десятилетий на нее не обращали особого внимания ни коллеги по кисти, ни официальные лица. Во всяком случае, нет ни свидетельств о картине в прессе, ни восторженных отзывов о ее присутствии на выставке. Но вот минуло пятьдесят с немалым лет, и картина стала востребованной. Губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев (руководил с 1991 по 2009 год) счел необходимым заказать повторение этого полотна. Хабаровск обретал самостоятельную художественную жизнь, полноценную и разнообразную, становился культурным центром на Дальнем Востоке. Наличие монументального искусства, к коему относится скульптура, свидетельствует о статусе города, его истории, культуре. Она как часть идеологического фронта воздействует на сознание силой вдохновенной веры. В 1956 году установили монумент героям Гражданской войны скульптора А. П. Файдыш-Крандиевского (1920–1967). В 1958 году торжественно открыли памятник землепроходцу и государственному деятелю Е. П. Хабарову. Автор памятника — Ян Пейсахович Мильчин (1912–1994). Большую роль в художественной жизни Хабаровска сыграл художественно-графический факультет, открытый в 1959 году в педагогическом институте. Для преподавания приглашались профессионально подготовленные кадры, в дальнейшем они участвовали в выставках. Рассуждать об искусстве нашего края нельзя без таких имен, как Степан Федотов, Александр Максимовский, Евгений Вольгушев, Андрей Бельды, Евгений Фентисов, Дмитрий Романюк... Основными участниками выставок 1950–60-х годов стали художники-фронтовики, уникальное поколение людей с обостренным чувством справедливости. Шестидесятники — так без патетики и затей стали называть в своем отечестве мастеров, оставивших мощные и разнообразные произведения искусства. К этому времени Хабаровская организация формируется как объединение сильных профессионалов, и повлиял на это приезд на Дальний Восток художников Зорина, Федотова, а позднее перебравшегося с Сахалина Шахназарова. С Борисом Герасимовичем Шахназаровым связывают начало профессионального искусства на Сахалине, куда он прибыл в 1946 году. Художник-фронтовик, никогда в своем творчестве не писавший войну, хотел видеть далекий остров Сахалин цветущим, как его родная Армения. В 1962 году его в прямом смысле слова заманил в Хабаровск Зорин. Здесь живопись Шахназарова приобрела сочность и солнечность импрессионистической кисти — «Золотистая кета», «Утренний натюрморт»... В 1958 году в Хабаровск приехал знаменитый пейзажист Алексей Матвеевич Федотов, опять же по приглашению Зорина, бывшего сокурсника по Иркутскому художественному училищу. Григорий Степанович Зорин оставил нам историю Дальнего Востока в живописном воплощении. «Сибирской дальней стороной», «Землепроходцы», «Первые русские на Амуре»... Пожалуй, никого более из художников не волновала правдивая история жизни на Дальнем Востоке. Он был требовательным и даже властным, когда руководил Хабаровской организацией, старался собрать талантливых мастеров, чтобы на всесоюзных выставках быть частью изобразительного искусства СССР наравне с элитой, коей всегда считались художники Москвы, Ленинграда, Прибалтики и Кавказа. Как часть большой страныС 1964 года появилась практика зональных выставок, организованных по географическому принципу. В творческую зону Дальнего Востока входили художники Приморья, Хабаровского края, Амурской области, Якутии, Сахалина, Магаданской области, Чукотки, Читинской области и Бурятии. Такие выставки помогали им влиться в творческую жизнь огромной страны, почувствовать себя частью творческого процесса. Отмеченные на зональном вернисаже могли участвовать и на всесоюзных выставках, претендовать на вступление в Союз художников СССР, а далее рассчитывать на самые разнообразные преференции: получение мастерской, поездки на творческие дачи художников, оплаченные командировки для работы на пленэре и, что немаловажно, возможность претендовать на закупки произведений государством... Первая зональная выставка проходила в Бурятии, в Улан-Удэ. На входе в павильон был размещен плакат «Горячий привет хабаровским художникам Федотову и Степанову!». Заслужить такое уважение у собратьев по кисти — редкий случай. Два ярких имени в искусстве Дальнего Востока — Алексей Федотов и Валентин Степанов, две судьбы совершенно разные. Алексей Федотов — сибиряк, переезд в Хабаровск не повлиял на его судьбу. Необъятна Сибирь, и так же огромны горизонты дальневосточной природы — от Амура до северных морей. Природа так же сурова: тайга, горы, ущелья и... океан. У Валентина Степанова душа, чувства, родные люди остались в Архангельске, Саратове, Подмосковье. И его природа Дальнего Востока имеет свой тембр и свои краски. Привязанность и любовь всегда отличают большого мастера от обычного ремесленника, поэтому так пронзительны настоящие произведения художника, в них — вся его биография. Картина Степанова «Запись в колхоз», от которой он никогда не отказывался, — мощное произведение живописца, большого мастера композиции и создателя образов. Картина «Весна» — время чистых человеческих отношений. Картину «Сталинград» он посвятил Великой Победе и памяти отца, погибшего в битве за этот город. Степанов — счастливое приобретение Хабаровского Союза художников, а для времени, в котором он жил, его судьба — не единственная драматическая. Вторая половина 1960-х значима для организации еще и тем, что серьезно заговорили о художниках-графиках. Время динамичного развития страны, время геологов, археологов, масштабных строек — перекрытия Енисея и в области космоса были впереди планеты. Наконец-то стали уважать людей науки, ценить искусство — это время большого человеческого любопытства. Графику хабаровских художников заметили на вернисажах в Москве. Создавались серии графических произведений, когда в одном сюжете трудно запечатлеть время, наполненное событиями. Тема космоса всем запоминалась в сериях листов Евгения Вольгушева и Валерия Смирнова. Александр Гуриков и Валерий Смирнов, первые выпускники художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института, были отмечены в ряду корифеев графики советского искусства. Дальневосточная графика стала в ряду лучшей графики Союза. В 1972 году по окончании Московского художественного института имени В. И. Сурикова в Хабаровск приехал Виталий Дроздов. Был принят сдержанно. На очередную краевую выставку представил две работы «Сосед моего детства» и «Сергей Лазо». И взволновал не только зрителей, но и художников... Его профессиональная подготовка позволяла создавать образы парадного и репрезентативного характера, портреты лиц значительных, скажем так. В это время на центральных вернисажах бытовал портрет современника как эталон портретного искусства. Портрет какого-то соседа с несколько неожиданной внешностью умалял понятие этого жанра. Сейчас осознаем, что автор через простой образ желал передать, что каждый человек ценен и жизнь его не менее наполнена событиями. Совсем иначе был воспринят приезд выпускницы Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Марианны Татьяниной в 1978 году. Она была обласкана — весьма заслуженно — не только правлением Хабаровской организации художников, но и зрителями, ее окружила вниманием пресса. Сейчас трудно представить, чтобы более десятка выпускников центральных вузов приехали в Комсомольск-на-Амуре или Хабаровск по зову сердца, но советские молодые специалисты приглашение приняли. Александр Гуриков, председатель Хабаровского отделения Союза художников сумел-таки их заманить в столь далекий край. Да и было чем привлечь! Квартира, мастерская, творческие дачи, государственные заказы и, что очень важно, вступление в Союз художников СССР. Безусловно, при условии творческой активности. Хабаровский зритель сразу почувствовал, что краевые выставки очень изменились. Помимо живописи, которая всегда была в приоритете, появились совершенно новые виды изобразительного искусства. Да, картина, требующая особого таланта и опыта, определяла статус выставки. Но дальневосточный зритель зачастую не имел понятия, что такое витраж, гобелен, батик. Керамика была представлена весьма скромно, никаких традиций в этой области не существовало. В графике в основном обходились линогравюрой и офортом. Иногда художники привозили листы, выполненные в технике литографии, гравюры на камне, когда работали на даче в Подмосковье. О том, что существуют сангина или сепия, посетителям выставок было неведомо. Но расширились горизонты творческих возможностей, что подвигло к работе немного успокоившихся мастеров старшего поколения. Самая большая группа художников прибыла в 1976 году, их непосредственно пригласил Гуриков. Гобелены и батики Ильгиса и Надежды Галлиулиных, витражи и керамика Николая Вдовкина, художник Мельников, создающий графические произведения портретного характера в техниках сепии и сангины, Владимир Селиванов и Борис Федоровский, умеющие исполнить самые неожиданные заказы монументального искусства — сграффито, росписи — непосредственно на объектах школ, клубов, санаториев... О них заговорили не только зрители. Союз художников стал получать серьезные заказы, и авторы вполне с ними справлялись, даже если это касалось важной идеологической сферы. Творчество хабаровчан вышло на уровень заказов краевого правительства. Оформление площади Славы, объектов государственных учреждений... Художники своими творческими возможностями привлекли внимание государственных чиновников. Посетив очередную выставку, приуроченную к празднику Великого Октября, первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС Алексей Клементьевич Черный оценил ее уровень. Надо сказать, он посещал все краевые выставки, которые проходили один раз в год, и хорошо знал возможности художников. Потому им не отказывали в получении квартир, строились большие, удобные мастерские. Последним ценным подарком стал Выставочный зал (Картинная галерея имени А. Федотова), торжественно открытый в октябре 1982 года. Другая жизнь1990-е годы — время суверенитетов как в масштабе огромной страны СССР, так и отдельно взятых образований, тем более общественных организаций. Последними покинули Хабаровскую организацию художники Комсомольска-на-Амуре и Еврейской автономной области, а еще раньше отделились входившие в нее художники Сахалина, Амурской области, Чукотки, Камчатки. Стало ли им лучше? Может быть. Но в реальности художники обрели самостоятельность от государственной заботы: новых мастерских уже не строили, государственных заказов не давали... Искусство, оно для удовольствия. Согласно этому постулату приобретаются картины и иные предметы искусства. И большая часть художников развивается в этом направлении. Зональная художественная выставка 1989 года в Якутске стала прощальной: и по масштабам ее участников, и по материальному оснащению, и, что самое печальное, — по вниманию власти к такого рода мероприятиям. Раздел хабаровских художников заявил тогда о себе дерзко и ярко группой «Пять». Хрустов, Арапов, Кравчук, Шабалин, Паукаев — эти имена были знакомы не только хабаровским любителям искусства. Их приняли и оценили Владивосток, Чита, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре — города Дальнего Востока. Так случилось, что кардинально разные в живописном самовыражении художники объединились исключительно для творческого выживания. Их отношение к искусству, огромная трудоспособность, умение изыскать возможности для творческих поездок на пленэр, что для девяностых было невероятным подвигом, отличали их от тех, кто большую часть времени проводил в уличных протестах. Девяностые стали сокрушительными для многих человеческих жизней. Почему-то предметы и объекты культуры и искусства, уничтоженные в дни революции, упоминаются без устали, а вандализм девяностых — избирательно. Не повезло искусству монументальному в Хабаровске. Одно из лучших произведений — роспись «Дальний Восток» в бывшей гостинице с одноименным названием, выполненная Владимиром Селивановым и Борисом Федоровским, исчезла вместе с гостиницей. Сейчас уже никто не помнит ни о гостинице, ни тем более о росписи, которая так убедительно возвышала наш прекрасный регион. Но самая трагичная судьба у скульптора Юрия Кукуева. Трудно на сегодняшний день отметить произведения скульптуры уровня Юрия Алексеевича. Увы, все его работы существовали в эскизном материале, выставочном варианте. Скульптуры поэта Маяковского, писателя Шолом-Алейхема, конная группа «Знамя», скульптура Гоголя — все они не нашли воплощения в крае, а как замечательно они бы могли преобразить облик нашего города! Мы так бедны на произведения монументального искусства. Несколько спасенных эскизов художника находятся в галерее имени А. Федотова. Безусловно, художественная жизнь не остановилась, принцип инерции характерен и для нее. Не мог отказаться от естественной привычки думать и работать художник Виталий Дроздов. В отличие от тех, кто быстро себя переубедил, что жил неправильно, пожалуй, только Дроздов в среде художников Хабаровска выразил свое отношение к происходящему как к трагедии. Картины «Я убит, мама», «Дом ребенка. Тихий час», «Марш «Прощание славянки», «В День Победы» — подтверждение, что все лучшее в русском искусстве рождается в страдании духа. Художник Станислав Шеронов создавал из метаморфоз человеческих судеб, привычных для девяностых, жанровые картины, портреты: «Цыганка» с подбитым глазом, распространенный типаж последнего десятилетия ХХ столетия новой России, «Уборщица», бывший научный сотрудник, «Ветеран»... Не менее сильными откровениями стали картины Игоря Шабалина. Смыслы его живописных композиций не в прямом обращении понятных сюжетов к нашим чувствам, они рассчитаны на обращение к ассоциативной памяти. Шабалин заставляет возвращаться к увиденному и гипнотически останавливает, пока в полной мере не осознаешь глубокий смысл произведения. Его картины: «Разлука», «Цветы пустырника»... В годы реформ, точнее в лихие и голодные девяностые, не было паузы в выставочной деятельности Союза художников. С потерями, но выжили в полном смысле слова и создали произведения, благодаря которым будет этот период восприниматься потомками не таким уж бесчеловечным и жестоким. График Юрий Дунский никогда не чувствовал себя потерянным, его спасение было и есть в безотносительной природе, и Андрей Тен замечательно чувствует себя, когда парит над серостью повседневной жизни, в его власти создавать разнообразные миры. «Тонкости» приватизации 1990-х не сильно тревожили художников — полагали, что здания школ, театров, библиотек, музеев и галерей не будут охвачены кампанией по приватизации, не подвергнутся изгнанию за ненадобностью, ведь не хлебом единым... Подаренный некогда в торжественной обстановке выставочный зал, ныне галерея, принадлежит по-прежнему государству, но это государство весьма сюрреалистично. Имеет ли смысл создавать и дальше коллекцию дальневосточного искусства? Или лучше осознавать, что на этих просторах, под названием Дальний Восток, может быть только ветер? В новой системе координат2000-е. Хабаровская организация объединяет 120 членов Союза художников России. Живописцы в составе Союза занимают особое место, считаются элитой. Хорошо или плохо, но таковы традиции изобразительного искусства. Изменилась жизнь, востребованным стало искусство гобелена, батика, фарфора и керамики. Особенно заинтересованно зритель рассматривает ювелирный раздел, желая иметь вещь, выполненную в единственном экземпляре. Молодому художнику жить в современности намного сложнее: надеяться на государственную «заботу» не приходится, и эти факты более свидетельствуют о коренном изменении жизни в искусстве. Большая часть организации состоит из женщин, а когда-то были только две — Галина Кабанова и Нелли Баранчук. Что же изменилось в творческой деятельности Союза? Художников ведущих вузов России перестали приглашать, да и нет никаких оснований, поскольку нечем компенсировать оторванность от участия в большой художественной жизни, ее непосредственного влияния. Не умаляя заслуг краевых художественных экспозиций, которые вмещают немногим более ста произведений искусства, они никогда не компенсируют выставочные форматы столичных городов. Организовать выставку на Дальнем Востоке, где самый близкий большой город находится в семистах километрах, сложно, прежде всего, в материальном отношении. Но художнику необходима обратная связь, в таком случае его творчество становится осмысленным. Если молодой автор не питается средой полноценного соперничества, ему трудно осознать самоценность. Хабаровская организация объединяет в три раза больше членов Союза художников, чем в начале 1990-х. Ее треть составляют мастера декоративно-прикладного искусства, и это вполне объяснимо. Трудно представить в эпоху развитого социализма необходимость в художниках, создающих предметы типа Фаберже. Конечно, коллекционеры и знатоки существовали, но для массового потребителя, строителя коммунизма украшательства ни к чему, хотя тяга к красивым вещам заложена в природе человека. Понятие художник ювелирного искусства существовало на дальневосточных вернисажах, но как продолжение национальных традиций. Ювелирное искусство на современных вернисажах в Хабаровске в последнее десятилетие разнообразно и качественно: Волошин, Бабуров, Ковалевская, Новиков — большая роскошь для относительно небольшого города. Акварель, пастель — именно здесь в большей степени проявляются выпускники Хабаровского гуманитарного университета Александра Надежкина, Тамара Перепелкина, Елена Турова, Вероника Янышева. Но живопись по-прежнему создает смыслы всех выставок, хотя много рассуждений, что стираются четкие грани между видами и жанрами искусства. Как мы знаем, конфликт между современностью и тысячелетней традицией искусства не вышел, попытка отогнать мастодонтов от хрупкого сознания современного зрителя также бессмысленна. Выставки Серова, Айвазовского... Огромное количество жаждущих опровергли неактуальность наследия прошлого. Выпускники Владивостокского института искусств Иван Федотов и Юлия Громова приехали в Хабаровск в 2012 году. Два художника, два разных мира. Федотов живописец-декоративист, его композиции созданы на основе воображаемого мира, который для него и есть повод к реальности. Но эта реальность зависит только от восприятия и отношения к ней автора. Юлия Громова в одних работах выступает как реалист, например, в произведениях на тему Великой Победы, когда ей не хочется вступать в игру самовыражения. Здесь живопись весомая, а образы психологически напряжены. Другая ее живопись изысканна и декоративна, в ней она откровенна в чувствах — «Женщины бывают разные внутри». Мало кому из художников удается передать почти осязаемое восприятие тайны ночного бытия в природе, ее бархат и мягкость, ее воздействие на наши чувства («Черное море»). Казалось бы, прошла пора философов и поэтов, настало время портных и парикмахеров. Но прошлое остается в прошлом, а природа по-прежнему воспроизводит таланты. И низкий поклон тем, кто осмелился или хотя бы попытался постичь свои возможности на поприще самовыражения. Они уже не изобретают что-то новое, скорее варьируют и комбинируют из накопленных арсеналов прошлого, но человечество по-прежнему стремится к духовной пище, ищет смыслы в этом безумном, безумном мире. Творцы 2000-х свободны, они живут в ином государстве, в другой системе координат. Между художником и государственной властью существуют (если они существуют) другие отношения. Но у избранного, как прежде, председателя правления Союза художников Хабаровской организации не изменилась ответственность. Точнее, требования остались. Исчезли преференции, но количество художников в составе организации увеличилось втрое. Нынешнему председателю Николаю Сергеевичу Акишкину, который руководит Хабаровским Союзом художников без малого 20 лет, приходится организовывать жизнь в соответствии с новыми финансовыми возможностями. Если размышлять на эту тему, будет иной трактат, я же могу только вспомнить слова великого классика: «...печаль моя светла...». Татьяна ДАВЫДОВА |
|||
|