Раскрывая возможности глины

Кристина Алексеева выросла в семье, где ее интерес к искусству был предопределен изначально. Мама, Татьяна Александровна Квашенникова, сначала занималась декоративным искусством, а затем стала профессиональным графиком, работая в технике акварели. На отделении декоративно-прикладного искусства ей повезло с педагогом Людмилой Тихоновной Плаксий, которая щедро делилась со своей ученицей обширными знаниями в области технологии керамики. В профессиональных выставках Кристина Алексеева участвует с 2010 года, еще со студенческой поры. Она успешно училась, побеждала на творческих конкурсах в университете.

Следующим шагом стало обучение в художественной мастерской Asstey во Владивостоке. Начиная с 2015 года Кристина неоднократно проходила программу пленэра по освоению традиционного японского обжига керамики раку, изготовления шамотной пластики и гончарного мастерства. Работа с профессиональными дизайнерами и художниками-керамистами значительно расширила ее представления и диапазон технических возможностей работы с глиной.

Воин степи. Из серии «Древняя Русь». 2016. Керамика, глазурь. Высота 37 смКак и в любом виде искусства, материал в технологии изготовления художественной керамики играет важную роль. Глина даже в одной местности может обладать разными природными свойствами и цветовыми оттенками, что требует от мастера специальных знаний и умений технологически тестировать материал, качественно готовить его для работы. В значительной мере это определяет конечный результат. Художник декоративно-прикладного искусства должен уметь синтезировать в произведении воедино форму, размер, пропорции, фактуру, цвет и т. д. Все это должно быть не только гармонично в художественном образе, но и раскрывать возможности материала.

Особенность творчества Кристины Алексеевой заключается в ее способности мыслить отвлеченными пространственными формами, вызывая ассоциативные образы в сознании зрителя. Структурные части композиции поддерживаются активным цветом и фактурой, свободно текущими керамическими красками, подчеркивающими замысел произведения. Такой подход можно видеть в ее произведениях «Новая галактика» (2015) и «Межпланетный экспресс» (2016).

Межпланетный экспресс. 2016. Керамика, глазурь. Высота 45 смВозможности обжига раку автор удачно использовала в создании композиции «Новая галактика» (2015). «Дозревание» раскаленного в печи изделия, погруженного затем в емкость с опилками, создало необходимый эффект обугленности, напряженности и драматизма. Сложная пространственная, асимметричная форма произведения подчеркнута пульсирующими, словно рождающимися из бездны шарами «планет». Композиция «Межпланетный экспресс» (2016) решена в светлой гамме. Здесь условность формы вступает в резкий контраст с ее абсолютно конкретным названием. Скорее это фантазийное представление о долгожданном межпланетном путешествии, как о свершающемся радостном событии. В композициях этого типа главную роль играет творческая фантазия мастера, свободная игра ассоциаций.

Мишка-рыбак. 2015. Керамика, глазурь. Высота 35 смДругая особенность творчества Кристины Алексеевой в ее умении создавать вполне земные образы, отмеченные точностью пропорций и выразительными деталями, поэтичностью и юмором. Фигуры могут экспонироваться как порознь, так и составлять композиционно взаимосвязанные группы. Такие качества проявляются в анималистической пластике, например в занимательных фигурах медведей. При всей своей узнаваемости «Мишка-рыбак» (2015) — культурный герой многочисленных мифов и сказок, предстает забавным, словно явившимся из детских книг или мультипликационных фильмов. В этом произведении глазурью полностью покрыта лишь только что выловленная медведем влажная, блестящая рыбина. Этот же герой представлен в композиции «Медвежья забава» (2015). Сравнивая обе медвежьи фигуры замечаешь, что шерсть животных переплетена элементами криволинейного орнамента коренных народов Амура. Художник делает это ненавязчиво, не разрушая общий замысел произведений.

И еще один важный момент. Работа над керамической скульптурой имеет технологическую особенность, которая не свойственна большинству материалов. Все произведения должны быть обязательно вылеплены полыми, а иначе они не смогут пройти обязательный этап технологической обработки — обжиг.

Композиция «Северные игры». 2016. Керамика, глазурь. Высота 27 смДальневосточная тематика выразительно показана в композиции «Северные игры» (2016), в которой Алексеева выявляет совсем иные особенности своего авторского поиска. Пространственная композиция состоит из свободно структурируемых и сюжетно дополняющих друг друга фигур. Автор подчеркивает в первую очередь черты, характерные для этнической составляющей темы, деликатно сочетая это с декоративным и орнаментальным началами. В фигуре оленя с играющими на нем ребятишками выражена сила и энергия. Он — источник самой жизни для всех северных народов, непременный культурный герой мифов и сказок, воплощающий идею солнечного культа. При создании таких композиций Кристина обязательно изучает культурную составляющую темы: традиционный костюм, предметы быта, орнаментику. Возможности глины художник раскрывает в обтекаемых пластичных формах, сохраняет ее естественный после обжига терракотовый цвет, который она часто не закрывает полностью глазурями.

Композиция «Илюша, помоги». Из серии «Древняя Русь». 2017. Керамика, глазурь. Высота 36 смТакой подход хорошо прочитывается в теме, посвященной Древней Руси. На ее страже всегда стояли былинные богатыри. Они — воплощение легендарных событий, герои русского эпоса, доблестной силы, заступничества и доброты. В создании композиции «Богатыри на страже» (2017) из серии «Древняя Русь» (2016) автор по-своему интерпретирует художественный материал. Традиционно богатырей изображали могучими, часто с преувеличено массивным корпусом. Богатыри Кристины Алексеевой твердо стоят на широко расставленных ногах. С первого взгляда они скорее похожи на обычных, земных, крепких мужиков в средневековых воинских кольчугах и шлемах. Но их легендарная мощь и величие подчеркиваются небольшим, но выразительным штрихом. Фигурка лысоватого испуганного мужичка, взобравшегося на Илью Муромца, как на вековой дуб, убедительно показывает соизмеримость масштаба жизни реальной и мифической силы защитников Руси («Илюша, помоги», 2017). По-своему выразителен образ «Воина степей» из серии «Древняя Русь». Его коренастая фигура с сидящим на руке соколом олицетворяет культуру, быт и стремительность степных кочевников. Автор избегает черт нарочитой архаизации в серии «Древняя Русь» (2016), а естественный, горячий цвет терракоты, кое-где поддержанный красной глазурью, создает дополнительный эффект, подчеркивает героическое начало темы.

Композиция «Богатыри на страже». 2017. Керамика,  глазурь. Высота 38 смГлина в качестве универсального материала была освоена людьми в глубокой древности. Керамика составляет обширную область декоративно-прикладного и монументального искусства. В ее широком диапазоне самые разнообразные изделия как утилитарного, так и декоративного характера. Пластические свойства глины издавна используются в скульптуре. Характеризуя творчество Кристины Алексеевой в целом, ее произведения можно отнести к скульптуре малых форм. Они имеют достаточные размеры, смотрятся обобщенно, сохраняя целостность и пластичность очертаний, не перегружены декором. В интерьере фокусируют внимание зрителя, воздействуя на его художественное воображение.

Создание керамического произведения — процесс долгий, растягивающийся порой на несколько недель, но окончательный результат бывает непредсказуем. Изделие может дать трещину при просушке, разрушиться во время первичного обжига, утратить часть глазури или даже формы при вторичном обжиге. Особенно часто это происходит с керамикой при экстремальной технологии обжига раку. Но если художником движет творческий поиск, он не боится рисковать.

Виктория ШИШКИНА
Фотографии предоставлены Кристиной Алексеевой


Кристина АлексееваКристина Эдуардовна АЛЕКСЕЕВА — художник декоративно-прикладного искусства. Родилась в 1991 году. в Хабаровске. В 2008 году поступила в Дальневосточный государственный гуманитарный университет на факультет изобразительного искусства и дизайна (ФИИиД). В 2014 году с отличием окончила отделение декоративно-прикладного искусства, получив квалификацию «художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика)». С 2012 по 2013 год работала учителем изобразительного искусства в детской художественной школе № 7 Хабаровска.

В 2016 году Кристина Алексеева стала членом молодежного отделения ВТОО «Союз художников России», а в 2019 году — Союза художников России. Свои работы она представляет на городских, краевых, региональных и международных художественных выставках. Ее активное участие в жизни Хабаровского отделения Союза художников России отмечено грамотой (2016), благодарностью (2018) и благодарностью министерства культуры Хабаровского края (2021).