Шишкина Виктория

искусствовед, культуролог, доктор педагогических наук, член Союза художников России, почетный член Академии народного искусства (секция «Искусствознание и художественная критика»)

Владимир Торгашин. Образы времени

У подножия Баджала. Холст, масло. 150 х 165. 1999Если спросить у кого-нибудь из членов Хабаровского отделения Союза художников России о Владимире Михайловиче Торгашине, лицо собеседника обязательно потеплеет. Ведь Торгашин — один из старейших мастеров изобразительного искусства на Дальнем Востоке, человек творческий, общительный и к тому же замечательный рассказчик. В мастерской Владимира Михайловича, заполненной холстами и этюдами, неспешно вспоминаются минувшие десятилетия жизни и творчества. Все было — и радости, и беды, но, пожалуй, самое главное в том, что художник остался открытым миру и людям. Он вопреки всем жизненным невзгодам осуществил несбыточную, казалось, мечту детства — стать живописцем.

Красота повседневности

Е.И. Вольгушев и В. Муратова. 1977Способность творить обычно считается даром избранных или же приписывается едва ли не каждому человеку. Во всяком случае, детское творчество подтверждает именно второе предположение.

Личное ощущение гармонии

Геннадий Матвеевич КутуровПамяти Геннадия Матвеевича Кутурова

Время уходит, часто ускоряя бег и неумолимо сметая все со своего пути. Но порой встречаются люди, чье присутствие внутренне ощутимо через долгие годы разлуки. Идея написать о своем первом преподавателе на хабаровском худграфе Геннадии Матвеевиче Кутурове (1937–1999) была у меня давно.

Раскрывая возможности глины

Кристина Алексеева выросла в семье, где ее интерес к искусству был предопределен изначально. Мама, Татьяна Александровна Квашенникова, сначала занималась декоративным искусством, а затем стала профессиональным графиком, работая в технике акварели. На отделении декоративно-прикладного искусства ей повезло с педагогом Людмилой Тихоновной Плаксий, которая щедро делилась со своей ученицей обширными знаниями в области технологии керамики. В профессиональных выставках Кристина Алексеева участвует с 2010 года, еще со студенческой поры. Она успешно училась, побеждала на творческих конкурсах в университете.

Космос Валерия Смирнова

Легенда о трех солнцах. 1980. Бумага, смешанная техника, печатная графика. 50 х 60 Порой встречаются люди, умеющие и успевающие сделать столько, словно никогда не останавливаются и бодрствуют по 25 часов сутки. К ним относится и художник Валерий Смирнов — один из основателей школы графики на Дальнем Востоке России. Вот почему в работе над этой статьей пришлось максимально сжать фактический материал, поскольку его невозможно отразить в одной публикации.

На контрасте

Сергей ТолмачевЭтот небольшой очерк посвящен интересному человеку Сергею Андреевичу Толмачеву — учителю и мастеру графики. В его произведениях ощутим уверенный голос зрелого художника, сумевшего рассказать свою историю о Хабаровске и нашем крае.

Светлый труд

Иконостас Благовещенского храма п. Нелькан. 2005–2008В Доме творческой интеллигенции Хабаровска весной нынешнего года проходила персональная выставка Олеси Федоренко «Божественное и человеческое». Иконы, фотографии иконостасов, пейзажные композиции, выполненные масляной пастелью, фотографии знакомили нас с интересным и разноплановым художником. И все же главное направление в творчестве Олеси Анатольевны — иконопись. Написанные этим мастером иконы наполнены глубоким чистым цветом. Цветовые отношения колористически гармоничны в сочетаниях или подчеркнуто контрастны, создавая эмоциональный настрой. Выразительная линия подчеркивает абрисы фигур героев Священной истории. Она естественна и пластична, а лики святых отмечены просветленностью.

Прекрасное уходящее

Иней. Из серии «Старый Хабаровск». 1997. Бумага, акварель, темпера. 38 х 52 Часто слышу: «Как изменился и похорошел Хабаровск», хотя, на мой взгляд, он был живописен всегда. В далекие пятидесятые годы теперь уже прошлого века в самом центре города стояло множество бревенчатых домов, окруженных уютными двориками. Одни горделиво возвышались на каменных первых этажах, другие медленно оседали под тяжестью лет. За стеклами окон с белыми занавесками топорщились пышные гортензии и яркие герани, за резными наличниками слышались звуки семейных будней воробьев. В летнюю жару земля в таких дворах местами превращалась в глубокую пушистую пыль, в которой любили купаться босые детские ноги, разомлевшие сонные куры и прочая живность. Тогда казалось, что этот пленэр будет вечным, неизменным всегда, но лицо города, как лицо человека, постепенно меняется.

Наполняя мир красотой

Бронислав  Тамулевич на фоне экспозиции зала  Музея истории города Хабаровска. 2014Время бывает беспощадно, внезапно выкашивая из жизни тех, кто полон сил, замыслов и творческой энергии. Брониславу Тамулевичу совсем не подходят слова «он был...». Это не о нем. Все, кто близко его знал, запомнили веселого, умного и артистичного человека. Даже будучи внешне вполне серьезным, он продолжал шутить и тонко импровизировать, выстраивая умопомрачительные ситуации и розыгрыши. Порой собеседнику было трудно понять, где реальность, а где вымысел художника.

Точки отсчета

Натюрморт с рушником. Холст, масло. 93 х 67. 2006Стеллажи в мастерской Павла Петровича Трача плотно заставлены холстами и папками. На мольберте мастера ждет пока не завершенный, прикрытый тканью холст. За окнами яркий февральский снег, прихваченный сияющей корочкой, а через них смотрят на заснеженные крыши и кусты, как на диво, три изнеженных лимонных деревца. Их колючие ветви напряглись от тяжести крупных и мелких плодов, а рядом — усыпанные цветами лиловые и темно-розовые хризантемы. Так вот, оказывается, откуда осенние цветы и плодоносящие южные экзоты в его натюрмортах, так радующие душу и глаз, когда за окном еще стоит зима.

 
RSS-материал