На контрасте

Сергей ТолмачевЭтот небольшой очерк посвящен интересному человеку Сергею Андреевичу Толмачеву — учителю и мастеру графики. В его произведениях ощутим уверенный голос зрелого художника, сумевшего рассказать свою историю о Хабаровске и нашем крае.

Волна. 2010.12х25 см. ОфортДля освоения творческих профессий особенно важно, чтобы рядом с учеником стояли опытные учителя. Много лет назад такие увлеченные и любящие свое дело люди помогли Сергею Толмачеву, когда он был еще подростком, определиться с творческим выбором, вызвали интерес к освоению станковой графики. В детской студии Биробиджана замечательный педагог Д. Г. Алексейцев обучил его технике создания линогравюры. С большой теплотой С. Толмачев вспоминает педагога из Благовещенского училища № 2 члена Союза художников России Ю. М. Гофмана. Юлий Маркович, выпускник хабаровского худграфа, творчески одаренный и наделенный ярким интеллектом, создал в училище графическую мастерскую. Здесь под руководством Гофмана Сергей Толмачев много экспериментировал и начал осваивать технику офорта.

Тымлат, пирамиды. 1990. 28х40 см, смешанная  техника  Как это часто бывает, годы обучения в Благовещенске, а затем на хабаровском худграфе, отмечены беззаботными пленэрами, переживаниями перед просмотрами и обсуждениями творческих работ, бесшабашной стихией молодости. В студенческих капустниках и в самодеятельности Сергей всегда пел, играл на гитаре. Впрочем, стихи и песни он пишет и сейчас. На худграф Сергей пришел не только с гитарой, но и с основательной подготовкой. Расти дальше в профессиональном плане ему помогли Д. А. Романюк и Е. И. Вольгушев.

Старый рыбак. 1990. 28х40, смешанная техникаСергей Толмачев — пример не так уж часто встречающегося успешного профессионального дуализма. Он состоялся и как увлеченный своим делом педагог, и как художник-график. Для него очень важно погружение в натурный материал, но и авторская фантазия играет при этом особую роль. Само место, где он рисует, в каждом случае требует поиска особенных средств, приемов художественного выражения и техники исполнения. Это очень важно для Толмачева, так он передает авторский взгляд на избранный мотив. В 1990 году на севере Камчатки родились графические листы «Тымлат, пирамиды» и «Старый рыбак». Напряженные оттенки черного цвета, взятые с размывом контуров, в сочетании с тонкой проработкой пером, создают атмосферу притягательного места — сурового царства воды, порывистого ветра и камня.

Ракушкина сказка. 2010. 12х25 см. ОфортНа полном контрасте художник решает серию офортов «Вьетнамские мысли» (2010). Композиции «Ракушкина сказка» и «Волна» навеяны фантазией художника, хотя в основе связаны с реальными впечатлениями. Композиция листа «Ракушкина сказка» напоминает опрокинутые песочные часы. Раковина — зримое воплощение первозданного и вечного шума океана. Диковинные большие и малые обитатели глубин — многочисленные подводные свидетели морских трагедий, стали хранителями тех сокровищ, что навсегда попали в их стихию. В этой же стилистике решен офорт «Волна». Он невелик по размеру, но его композиционное решение дает ощущение не только воздушного простора, но и безмерности моря.

По следу. 2012. 50х40, линогравюраОбраз дальневосточной природы стала ведущей темой в творчестве большинства художников. Это особый мир, не просто окружающий наш замечательный город, но в значительной мере определяющий личностный мир каждого хабаровчанина. Сергей Толмачев, работая в технике линогравюры и искусно владея резцом, может показать непролазные таежные дебри («По следу», 2012), раскрыть красоту леса, наполненного лесными обитателями. В композиции «Утро» (2012) не сразу можно заметить, как насыщена потаенной жизнью тайга. Очертания животных органично вписываются в лесную чащобу. Они лишь угадываются, но, замеченные зрителем, побуждают к более внимательному рассматриванию листа. Тогда ветви деревьев прорастают тонкими силуэтами птиц, а в блестящей речной ряби становятся заметны плавники рыб. С. Толмачев, используя возможности контраста черно-белой линогравюры и разрежая штрихи, убедительно передает состояние различного времени суток («День», 2012; «Вечер», 2012). Не сразу можно заметить, что темнота опускающейся на лес ночи чуть подсвечивается глазами сов, словно прорастающих из коры деревьев. Этот ненавязчивый художественный прием позволяет художнику передать состояние наступающей тишины.

Портрет брата. 2015 29х38, офорт, акватинтаЗаинтересовавшая художника тема порой мощно запускает его фантазию. Примером может служить офорт «Портрет брата» (2015). О теме листа можно сказать, что она «вечная» — художник и модель. По воле творческой фантазии Сергея возникла уютная избушка на лесной опушке, у которой течет неспешная беседа и творческий процесс. Офортная игла показала невольных слушателей — мелких зверюшек и птиц, уютно расположившихся среди корней деревьев, сплетенных трав и папоротников. Сергей Андреевич явно подчеркивает сходство со своим старшим братом Андреем. Состояние умиротворения, романтической сказочности и слияния родных душ образуют гармоничный союз с природой.

Утро. 2012. 35х50, линогравюраВ истории развития искусства Хабаровского края образ нашего города всегда занимал видное место. В творчестве современных художников это, конечно, экслибрисы Н. И. Холодка и А. Е. Вольгушева, эмоциональные пейзажи В. П. Хрустова, наполненные свежим ветром хабаровские мотивы А. А. Павленковича, ностальгические по настроению и точные в деталях акварели Е. М. Базилевича и другие. Сергей Андреевич также воспринимает Хабаровск как нечто дорогое и близкое сердцу. Замысел серии «Хабаровские миражи» (2018) родился и был осуществлен к 160-летию Хабаровска. Сюжетно-смысловая последовательность объединяет четыре композиции, выполненные в технике офорта. Художник, соединяя в каждом листе прошлое и настоящее, создает эффект ретроспективности мотивов. В офорте «Герои» время превращается в калейдоскоп мелькающих картинок, уводящих в прошлое. Многочисленные герои этой композиции остались в исторической памяти, но не только благодаря установленным им в городе памятникам. Среди них те, кто открывал и осваивал этот край для нас с первого камня, а также герои, чья деятельность до сих пор вызывает бурные споры. Композиция дает повод задуматься о непростой истории страны и о судьбе нашей малой родины.

Арка. 2018. 35х50. Серия «Хабаровские миражи». Офорт, принтографияЛист «Арка» сначала воспринимается как мираж. Несохранившаяся так называемая верхняя арка, построенная в честь приезда в Хабаровск цесаревича Николая Александровича Романова в 1891 году, находилась на улице Алексеева (ныне ул. Шевченко). На офорте миражная, покрытая ажурной резьбой арка открывает далекую временную перспективу от прошлого к современному городу, приближая силуэт Спасо-Преображенского собора.

Цирк. 2018. 35х50. Серия «Хабаровские миражи». Офорт, принтографияИнтересен по своему композиционному решению нарочито симметричный лист «Цирк». Три исторических здания цирка словно нанизаны на ось. Одно из них, самое старинное, располагалось на площади Свободы (после 1925 года площадь Ленина). Долгие годы шумно парусил на ветру купол летнего цирка около рынка, который еще хорошо помнят хабаровчане. Днем оттуда доносились бравурные звуки марша, перекрывавшего шум торговых рядов, а ночью хриплое ворчание животных. Завершенность композиции придает новое здание цирка, обрамленное летящими фигурами воздушных гимнастов. Могучие, атлетические тела гиревиков «утяжеляют» основание композиции. Отчетливая симметричность придает графическому листу состояние завершенности и некоторой отстраненности, словно это старинное фото. Офорт обращает каждого из нас к истории детства, к самым незабываемым и волшебным впечатлениям от цирковых представлений.

Храм. 2018. 35х50. Серия «Хабаровские миражи». Офорт, принтография На офорте «Храм» художник совмещает планы прошлого и настоящего Соборной площади города. Под его офортной иглой они как-то деликатно совместились, напоминая о том, что осталось лишь на музейных фотографиях. Владение техникой офорта позволило художнику передать тонкую графику архитектурного декора и легкость парящих в небе над собором голубей.

Герои. 2018. 35х50. Серия «Хабаровские миражи». Офорт, принтографияСерия «Хабаровские миражи» — это своеобразная изобразительная история нашего города. Ведь прошлое сохраняется не только в архивах, музеях, книгах и фотографиях. Дни минувшие живут благодаря творцам — в архитектуре, памятниках, мемориальных рельефах и т. д. Они свидетели героических, тревожных и мирных давно канувших в Лету дней, и в то же время эстетически зримо воплощенная творцами искусства память. Изобразительная история города, показанная Сергеем Толмачевым в серии «Хабаровские миражи», не погружает в состояние дремотного покоя. Она побуждает вспомнить далекие страницы истории, дела и судьбы простых и замечательных людей. Созданные умелой рукой офорты настраивают на размышление о современности и наводят фокус исторической перспективы города.

Виктория ШИШКИНА


Президент России Б.Н. Ельцин вручает С.А. Толмачеву диплом о присуждении премии лауреата конкурса «Учитель года России» . Москва, Кремль. 30 января 1995 г.Сергей Андреевич ТОЛМАЧЕВ родился в 1960 г. в с. Тургень Алма-Атинской области. Окончил художественно-графическое отделение Благовещенского педагогического училища № 2 в 1979 г., в 1979–1984 гг. учился в Хабаровском государственном педагогическом институте на художественно-графическом факультете. С 1984 по 1999 г. работал учителем изо, мировой художественной культуры и черчения в средней школе № 18 п. Приамурского (ЕАО). В 1999 г. исполнял обязанности главы администрации поселения. С 2000 по 2013 г. работал конструктором-дизайнером в хабаровской компании «АКВАНОМ». С 2014 г. преподает черчение и технологию в хабаровской школе № 80.

В течение многих лет С. А. Толмачев участвует в выставках различного уровня, в том числе в многочисленных зарубежных, осуществил восемь персональных выставочных проектов. В 2010 г. стал членом Союза художников России, а в 2018 г. членом РОО Союза художников народного искусства и почетным членом Академии народного искусства.

Произведения С. А. Толмачева находятся в собрании Музея современного искусства (Биробиджан), галереи «Вернисаж» (Находка), галереи «Метаморфозы» (Комсомольск-на-Амуре), в Башкирском музее современного искусства (Уфа), Музее истории города Хабаровска (Хабаровск).

Педагогическая и творческая деятельность С. А. Толмачева отмечена многими наградами: 1994 — лауреат конкурса «Учитель года России» (Москва, 1994); 1995 — диплом о присуждении премии Президента РФ как лауреату конкурса «Учитель года Роccии» (Москва, 1995); 2010 — благодарность министерства культуры ЕАО за вклад в развитие изобразительного искусства в Еврейской автономной области (Биробиджан); 2012 — диплом Союза художников России «За успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России» (Москва); 2016 — благодарность министерства культуры Хабаровского края за вклад в развитие культуры и искусства края; 2018 — благодарность регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств (Красноярск); 2018 — лауреат премии губернатора Хабаровского края в номинации «Изобразительное искусство» за серию офортов «Хабаровские миражи»; 2020 — почетная грамота министерства культуры Хабаровского края «За большой личный вклад в развитие изобразительного искусства Хабаровска».