Время. Тропы. Родники

Владимир Хрустов. Белые пути севера. Центральная часть триптиха. 110х130В первую декаду последнего летнего месяца, а именно 9 августа, прогрессивное сообщество отмечает Международный день коренных народов мира. Новая выставка Дальневосточного художественного музея в определенном смысле имеет прямое отношение к этой важной дате. Она адресована в первую очередь тем, кто серьезно интересуется культурой региона и ценит его изобразительное искусство, черпающее во многом свои идеи и образы из глубинных источников традиционного искусства коренных народов Дальнего Востока.

Николай Акишкин. Шаман. Камлание. 2013. Кость, кожа рыбы, дерево, шитье. 165х121х12 см. ДВХМРечь идет об оригинальном музейном проекте — выставке «Время. Тропы. Родники», представляющей творчество наших известных земляков, заслуженных художников Российской Федерации — мастера декоративно-прикладного искусства Николая Сергеевича Акишкина и живописца Владимира Павловича Хрустова. Оба автора хорошо известны широкому кругу зрителей. Почерк каждого художника узнаваем в общей картине дальневосточного искусства. Организация музеем совместного выставочного проекта именно в эти дни дважды не случайна. Для каждого из его авторов 2019 год стал юбилейным: только что отметил свое 65-летие Владимир Хрустов, и в канун 70-летия Николая Акишкина в залах музея развернута экспозиция его работ в рамках совместного выставочного проекта.

Владимир Хрустов. Бойза-зайчонок, незаконнорожденное дитя. Холст, масло. 90х130Но на этот раз и художники, и куратор выставки отказались от традиционной для таких случаев ретроспективы в пользу «временного среза» и своеобразной панорамы творческого процесса во всем многообразии индивидуального авторского видения каждым художником общих проблем искусства сегодняшних дней. Идея в том, чтобы представить творческие работы художников в свободной форме, близкой по духу к реалиям современного мира, нежели подчеркнуть лишь историко-библиографическую составляющую творческого пути каждого из авторов.

Николай Акишкин. Атрибуты шамана – 1. Камлание. 2013. Череп медведя, кость, кожа рыбы, дерево, шитье. 49,8х25х8 см. ДВХМНазвание выставки достаточно емкое. Оно отражает и перипетии человеческих судеб хабаровских художников, и многие годы, прожитые ими в лоне творчества, и те тропы, вполне реальные, по которым им довелось ходить в дальневосточных лесах, и символические пути-дороги, ведущие к обретению собственного я в искусстве. И, конечно, родники — те живительные источники, питающие дух и мироощущение каждого из них, коими являются радостное приятие жизни, поддержка друзей, близких, семьи, любовь к земле своих предков, на которой живут оба мастера.

Владимир Хрустов. Белые пути севера. Левая часть  триптиха. 110х80Николай Акишкин — художник-прикладник. Для Владимира Хрустова живопись является той выразительной формой, которая наилучшим образом соответствует его темпераменту. Тем не менее, несмотря на всю несхожесть внешних качеств, характеров, способов выражения эмоций, направлений творчества авторов, в рамках выставки это своеобразный дуэт. Звучание в два голоса. И от этого выставка только обретает силу. Так как сплоченная пара талантливых людей — всегда дополнительная энергия. Это не противостояние двух видов искусств, не соревнование в креативе, а спокойный мудрый диалог двух художников, прошедших большую дорогу жизни, имеющих собственный опыт, взгляд и мироощущение.

Николай Акишкин. Атрибуты шамана – 2. Камлание. 2013. Череп медведя, кость, кожа рыбы, дерево, шитье. 46,8х38,0х5,5 см. ДВХММотивы древнего искусства, особенности жизни коренных народов, связь «детей Амура» с природой воплощаются в многочисленных декоративных панно и композициях из природных материалов Николая Акишкина. В них ясно выражена актуальная тенденция тяготения современного прикладного искусства к станковизму. И если в этих станковых работах автор обращается к ремесленным традициям и мотивам этнического творчества, то в малой пластике ясно виден его интерес к религиозным верованиям древних жителей Приамурья, к основам их мировоззрения.

Владимир Хрустов. Безал-олень. Холст, масло. 110х130В экспозиции оба этих направления творчества представлены серией меховых панно и малой пластикой, как правило, интерпретацией сэвэнов — оберегов семейного очага и покровителей охотников. С большим уважением к народным традициям художник рассказывает своими работами о культе шамана, помогая зрителям увидеть и осмыслить высокоразвитый политеизм шаманизма. В произведениях Николая Акишкина, выполненных в разные годы, хорошо виден непреходящий интерес художника к жизни коренных народов Приамурья, к их мифологии и обрядовой культуре.

Николай Акишкин. Атрибуты шамана – 3. Камлание. 2013. Череп медведя, кость, кожа рыбы, дерево, шитье. 49,8х25,0х8 см. ДВХМС Владимиром Хрустовым дальневосточные зрители знакомы давно, всегда получая от встреч с его искусством заряд позитива — «витамин радости». Художник никогда не обманывает ожидания своих зрителей. Вне всякого сомнения, живописные холсты Хрустова — это смесь мастерского исполнения, безупречности и точности в описании увиденного. Использование цвета и света оживляет яркие образы персонажей, предметов, ландшафтов, запечатленных на его картинах. Звучные и насыщенные краски придают работам Хрустова особую выразительность и прелесть. Природа дальневосточных и забайкальских мест давно стала постоянной темой его живописи. Особое освещение, характерное для наших широт как летом, так и зимой, призывает художника пробовать новые методы работы, в которых краски могут звучать свободно.

И все же на этой выставке зрители могут видеть иного Владимира Хрустова — в его новой ипостаси художника-летописца. Впервые так широко и последовательно художник обращается к жанру картины в так называемой «тунгусской серии». В этом направлении художник работает относительно недавно — с 2017 года. Но свой интерес к жизни эвенков, одного из древнейших народов мира с самобытной культурой и промыслами, он выразил уже в 22 холстах.

Владимир Хрустов. Далекий поход маленького народа. Холст, масло. 90х130История, традиции, повседневная жизнь и современные проблемы, которые приходится решать коренным народам Сибири и Дальнего Востока — стержневая ось серии Владимира Хрустова. Уроженец Забайкалья, он хорошо знает историю и жизненные проблемы этих мест. Глубокое знание особенностей национальной жизни и быта коренных народов помогает ему и сегодня продолжать работу над картинами-рассказами. Особый национальный окрас — и смысловой и цветовой — важное свойство всей серии работ, герои которой одеты в традиционные одежды, погружены в традиционные занятия. Бесстрашные в борьбе с природными стихиями, они беспомощны перед напором цивилизации. Несмотря на явную историчность повествования, обозначенную Хрустовым, его живописным полотнам одновременно присуща и притчевая нота, и многочисленные намеки на неразрывную связь прошлого и настоящего. «Тунгусская серия» пишется автором принципиально иным художественным языком, куда более условным и декоративным, чем прежде. Картины серии имеют совершенно иную эмоциональную насыщенность, подобную тому, что можно обнаружить для себя в классической живописи Восточной Азии, с ее бережным отношением к пустоте как к форме и стремлением к линейной выразительности; в той живописи, где мерой всех вещей является не человек, а природа, прекрасная и бесконечная. Монохромная колористическая гамма, композиционный строй с открытым белым пространством придают документальность и историзм «тунгусской серии» Владимира Хрустова.

Николай Акишкин. Легенда о трех солнцах. Панно. 2008. Мех, кожа. 200х125В целом этой выставке свойственна особая эстетика. Вся экспозиция объединена теплой цветовой гаммой. Во всех работах, пронизанных национальным колоритом, живые намеки на связь с историей и культурой народов Приамурья. Каждый из авторов по-своему исследует предметный мир коренных жителей востока России. И в декоративных панно, и в живописных сюжетных композициях каждый художник своими способами фиксирует фактуру персонажей, природные артефакты, уникальные особенности материалов и красоту декора национальных предметов быта, обозначая их связь с историей дальневосточной земли.

Современное искусство — это искусство неравнодушных людей. В содержании выставки «Время. Тропы. Родники» высвечена актуальность проблемы отношения современного художника к окружающей среде, культурной преемственности, сохранения живых родников народного искусства.

Людмила КОЗЛОВА