Дальневосточные образы в творчестве Романа БосоваКонец лета — начало осени в нынешнем году у хабаровского скульптора Романа Босова были наполнены событиями и перелетами. Еврейская автономная область, Москва, Сахалин. Мастерство литейщика нарасхват. В санатории «Санус», что в поселке Кульдур (ЕАО), он создал особую эстетическую среду: въездные ворота, козырек над входом из стекла и металла, фонтан «Взлетающий лебедь», декоративные ограждения для лестницы, ротонду, балюстраду и многое другое. Завершающим штрихом стала авторская скульптура «Шах и мат». В сентябре в Охе торжественно открыли памятник военным летчикам, чей полк базировался на севере Сахалина. Для воплощения идеи Роману Босову потребовалось три года. — Было конкретное техзадание: в монументе должны присутствовать памятная доска с фамилиями и званиями летчиков, специальная символика. Словом, материал, с которым нужно работать, — рассказывает скульптор. — Я размышлял, как это скомпоновать, чтобы все выглядело гармоничным, красивым. В итоге получилась композиция, центром которой стала двухметровая фигура смотрящего в небо летчика, а памятную доску словно обвивают взмывающие вверх три самолета (проект памятника разработан совместно с художником-архитектором из г. Охи Олегом Носыревым. — Примеч. ред.). Образ летчика собирательный, поскольку это знак памяти семерым погибшим, и было бы несправедливо изображать кого-то конкретного. Выбор профессии для Романа Босова не был случайным. Повлиял пример отца, тоже скульптора, Виктора Босова. Хотя в определенный момент судьба могла сложиться иначе. — Мой отец в мастерской работает всю жизнь. Раньше это были мастерские Союза художников России, сейчас они относятся к Дальневосточному художественному фонду. Отец строил это здание, когда был студентом, и до сих пор трудится здесь. Он художник-исполнитель, другими словами, рабочие руки и голова. То есть тот, кто воплощает в жизнь замыслы других художников. Мне было лет пять, я зашел в гараж к отцу и увидел, как он лепит из пластилина скульптуру моей двоюродной сестры. Сходство с оригиналом оказалось таким разительным, что решил для себя: я тоже стану художником, скульптором. Да и пластилин в детстве был моей любимой игрушкой. А еще я конструировал роботов — это вторая страсть. Однако к окончанию школы у Романа появились и другие интересы. Увлекся археологией, ходил в экспедиции, раскапывал артефакты и всерьез подумывал об историческом факультете педагогического института. Но родители напомнили о прежней страсти — к скульптуре, декоративному искусству, и Роман решился... — В институт я поступил в 2000-м, а уже через год начал помогать отцу в мастерской. Как раз тогда в Хабаровске строился стационарный цирк, и нужно было отлить фигурки на купол — они и сейчас стоят по его диаметру. А мастеров для такой работы у нас на всю страну по пальцам одной руки можно пересчитать. Вот я и подключился: месил бетон, резал детали, клал мозаику. С тех пор профессиональных скульпторов стало еще меньше, причем не только в нашей стране. Потому даже из Европы обращаются с заказами, в том числе и к хабаровским мастерам. — Пару лет назад мне позвонил знакомый из Москвы и говорит: «У нас тут заказ из Италии. Нужно 19-метровую фигуру Девы Марии сделать из меди. У нас некому». Пришлось помочь. А причина в том, что у нынешних заказчиков почему-то изменился подход к искусству. Раньше любая скульптура, изготавливаемая художником, причем не только по госзаданию, обязательно оценивалась художественным советом, куда входили мэтры отрасли. Сейчас же критерии изменились: лишь бы клиенту понравилось и в бюджет уложиться. Этот процесс никем не регулируется, а у самих заказчиков почему-то с каждым годом уровень культуры становится все ниже. Вот мы и получаем уродливую лепнину в Питере, несуразные городские скульптуры и прочее безобразие, но людям, как ни странно, нравится. Но я убежден, что все это обесценивает труд настоящих мастеров. И все же Роман Босов не думает бросать любимое дело — отливать скульптуры из бронзы. Говорит, это его призвание. К тому же в 2008 году у него появился напарник — инженер-литейщик, и они отличная команда. А ближайших от Хабаровска мастеров литья из бронзы можно отыскать теперь только на Урале и в Сибири. — Мы начинали работать в небольшой комнате, где стояла маленькая газовая печь. Помню первый опыт: август, за окном тридцать градусов, в мастерской все шестьдесят, а мы отливаем бронзового тельца. Расплавили тогда пять килограммов металла, залили три фигуры, и только одна из них получилась. Теперь этот бычок — наш талисман. Затем была бронзовая памятная табличка на особняк Алексея Клементьевича Черного. Дальше — больше. Была и работа в бригаде, когда делали Труса, Балбеса, Бывалого и Атаманшу из мультфильма «Бременские музыканты» для аллеи на городских прудах. Отливали рельефы для сквера пограничной славы на Уссурийском бульваре и многое другое. Последние несколько лет Романа приглашают работать в Приморье, Якутию, Еврейскую автономную область, в том числе и для переделки старых больших монументов. В этом году, например, восстановлена скульптура солдата высотой три с половиной метра. Прежде она была из бетона, теперь в бронзе. А на подходе новый заказ — скульптурная композиция для Хабаровска «Врачу и учителю посвящается». Она займет центральное место в реконструированном сквере за гостиницей «Интурист». Но, безусловно, настоящему художнику не дают покоя собственные замыслы. Жаль, что на них не всегда хватает времени, однако отдельные проекты все же удается воплотить, хоть и в малой форме. Эти произведения составляют важную часть творчества Романа Босова. В 2010-м скульптура «Дерсу Узала» признана лучшей в молодежном блоке Всероссийского конкурса скульптуры «Наше отечество» в Москве, где участвовали работы художников из более 400 городов России и зарубежных стран. Скульптура «Лето» заняла первое место в Международном Британском конкурсе GOLDEN TIME TALENT, и подарена Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Ее копия хранится у Романа в мастерской. — Мои скульптуры в основном посвящены Дальнему Востоку. «Лето» — это тема природы и коренных народов нашего края. Девочка одета в нанайский халат, на голове у нее венок из таежных трав и цветов, на пальчике сидит хехцирская бабочка. В бронзе подобную скульптуру еще никто не делал. Ждет своего воплощения скульптурная композиция «Противостояние», занявшая первое место в хабаровском городском конкурсе парковой скульптуры. И наверняка во что-то большее может превратиться «Айога» — образ, созданный Романом в 2010 году по мотивам нанайских сказок. — Я изобразил девушку с длинной шеей и птичьими перьями в волосах: в сказке Айога сильно загордилась и вот-вот превратится в гусыню. Вот я ее и изобразил на грани перевоплощения. Мои скульптурные образы всегда собирательные. Еще хотелось бы сделать странствующего шамана в ритуальном облачении верхом на медведе с мешками да корешками. Мне кажется, это было бы очень интересно. Творческие замыслы Романа Босова высоко оценивают многие профессиональные художники. Работы скульптора сегодня находятся в фонде Дальневосточного художественного музея, в частных коллекциях. Ольга АПОЛЛОНОВА БОСОВ Роман Викторович — художник, скульптор. Родился в 1983 г. в Хабаровске. После окончания в 2005 г. художественно-графического факультета Хабаровского государственного педагогического университета был принят на работу в скульптурный цех, в организацию ОО «Дальневосточный художественный фонд Союза художников России». Член Союза художников России с 2011 г. В совершенстве владеет технологиями и приемами изготовления художественных работ из черного и цветного металла, стекла, бетона, полимерных смол. |
|||
|