Читая книжные знаки

Титульный лист из книги А.М. Иванцова-Платонова «За двадцать лет священства. Слова и речи 1863–1883 гг.». Москва: Типография Л.О. Снегирева, 1884.  Из коллекции материалов Н.И. Рябова (1908–1968), кандидата исторических наук, первого преподавателя ХПИ, одного из первых пионеров ХабаровскаЭкслибрисы в собрании Гродековского музея

В изучении книги как исторического памятника несомненную роль играют иллюстрации, макет, оформление переплета и, конечно же, экслибрис — книжный знак как яркий пример графики.

Ex libris звучит как заклинание из книги в жанре фэнтези. Можно сказать, что это действительно «фэнтезийный» предмет. В переводе с латинского он означает «из книг». Это книжный знак, ярлык, который клеится на внутренней стороне переплета или обложки, обычно на форзаце. Появление экслибриса связано с началом книгопечатания. В России экслибрисы стали использовать с начала XVIII века. До XIX века чаще всего использовали суперэкслибрисы. Оттиски делали на корешке и самом переплете. Из-за дороговизны исполнения и распространения книжного дела суперэкслибрисы стали реже использоваться и постепенно были вытеснены экслибрисами на бумажной основе. Самые простейшие экслибрисы — это ярлыки с именем владельца, иногда с девизом. В дальнейшем при их создании стали использовать гербы, вензеля (инициалы с орнаментом), различные сюжеты (пейзажи, архитектура и т. д.).

Форзац из книги Н.И. Колбина «Партизаны». Владивосток: Примиздат, 1948.  Из коллекции В.Т. Кучерявенко

В фондах Гродековского музея хранятся книги с экслибрисами дальневосточных писателей, сами экслибрисы дальневосточных литераторов, а также экслибрисы художников, созданные для писателей и поэтов Магаданского отделения Союза писателей и Чукотского округа.

В 1980 году дальневосточный писатель Василий Трофимович Кучерявенко подарил музею коллекцию своих материалов. На форзацах некоторых книг вклеен экслибрис с такой сюжетной композицией: пароход в море на фоне вулкана, извергающего дым, а над пароходом чайки; ниже на развернутом свитке надпись: «Из книг В. Т. Кучерявенко». В 1930-е годы Василий Трофимович приехал на Дальний Восток. Работал в Хабаровске в городском бюро пионеров и газете «Знамя пионера», участвовал в строительстве шахты «Тавричанка» под Владивостоком. В 1941-м окончил Владивостокское мореходное училище, в годы Великой Отечественной войны работал первым помощником капитана на судах Дальневосточного пароходства. Побывал в зарубежных странах Тихого океана, в Северном Ледовитом океане, в районах военных действий. В 1945-м участвовал в освобождении Кореи. Автор книжного знака использовал моменты из биографии этого писателя и создал поистине уникальный экслибрис с художественным смыслом и деталями, отражающий жизненный опыт и профессиональную деятельность Василия Трофимовича. Предположительно это художник Евгений Осипович Бургункер — известный советский график, живописец, мастер ксилографии и иллюстратор книг.

Экслибрисы С.Н. Маркова. 1970-е. Переданы музею в дар вдовой писателя Г.П. МарковойВ фондах музея хранятся книги с экслибрисами советского поэта, прозаика, историка, географа, журналиста и этнографа Сергея Николаевича Маркова. Его книжный знак представляет собой сюжет с изображением фигуры Будды на большой книге на фоне узорного орнамента и географических карт. Надпись свидетельствует: «Из книг С. Маркова». В коллекции музея есть и отдельные экслибрисы Сергея Николаевича. На одном из них фигура Будды с цветком в чаше, на другом тотемная деревянная скульптура и ворон. Экслибрис с тотемной скульптурой отсылает к роману «Юконский ворон» (1946), посвященному жизни исследователя Русской Америки Лаврентия Алексеевича Загоскина. И вообще все изображения в экслибрисах Маркова не случайны. Фигура Будды, карты, детали в самих картах, книга, тотемная скульптура рассказывают читателям о многом: об увлечениях и интересах писателя, его этнографических исследованиях и широком кругозоре в целом. Каждая деталь имеет свое значение и позволяет раскрыть личность этого писателя. Создатель экслибрисов Сергея Николаевича — художник Роберт Андреевич Граббе, иллюстрировавший журналы «Вокруг света», «На суше и на море», «Международная литература». Граббе работал костюмером, рисовал плакаты для Музея народов СССР, занимался оформлением павильонов, с 1950-х годов работал макетчиком в Караганде в Казахстане.

Экслибрисы С.Н. Маркова. 1970-е. Переданы музею в дар вдовой писателя Г.П. Марковой

Прозаик, литературовед, краевед, географ, знаток истории Дальнего Востока Николай Николаевич Матвеев-Бодрый тоже помечал свои книги экслибрисом. Его сюжет включает изображение корабля в море на фоне гор, дерево на переднем плане, перьевую ручку, разбивающую кандалы, раскрытые тетради с исписанными страницами и традиционную пометку: «Из книг Н. Матвеева-Бодрого». Графическая миниатюра рассказывает читателям о характере владельца, его жизненных приоритетах и богатом внутреннем мире.

В 1982 году в Гродековский музей поступила внушительное собрание книг из личной библиотеки писателя, историка и философа Всеволода Никаноровича Иванова. Практически все они имеют владельческий штамп: «Иванов Всеволод Никанорович, член Союза писателей. Хабаровск Калинина, 76 кв. 23. Тел. 3-29-85». Такой оттиск тоже считается экслибрисом, поскольку он выполняет служебную роль, указывая на принадлежность определенному владельцу. Несмотря на кажущуюся простоту оттиска, подобные экслибрисы повышают значимость книги в связи с именем владельца и помогают определить его интересы.

Форзац книги А.А. Вахова «Адъютант». Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1962. Из архива Н.Н. Матвеева-Бодрого

Священник Александр Арсениевич Миролюбов также помечал книги из своей библиотеки штампами, чаще всего на титульном листе, и размещал свои инициалы и фамилию на корешке. По сути, на корешках книг священник ставил свой суперэкслибрис. Из его коллекции в музее находятся периодические издания «Церковные ведомости» за разные годы, духовный журнал «Странник» (1909), книги А. М. Иванцова-Платонова «За двадцать лет священства (1863–1883). «Слова, речи и некоторые статьи» (1884).

В фондах музея хранится также и отдельная коллекция книжных знаков. Среди них, например, экслибрис Юрия Людвиговича Лясоты, дальневосточного писателя, преподавателя английского языка Дальневосточного государственного университета (Владивосток). Многие его творческие работы посвящены теме Гражданской войны на Дальнем Востоке, поэтому на экслибрисе изображен скачущий на коне красноармеец со знаменем на фоне других всадников; на первом плане изображена тетрадь и ручка, на тетради лежит лист дерева.

Экслибрисы С.Н. Маркова. 1970-е. Переданы музею в дар вдовой писателя Г.П. Марковой

В 2009 году художник, мастер книжной графики, гравюры и экслибриса Николай Иннокентьевич Холодок передал музею коллекцию экслибрисов, созданных им для деятелей культуры нашего края. В общей сложности Холодок — автор более 70 книжных знаков, которые он создавал с учетом характера того или иного владельца. В его коллекции представлены экслибрисы для М. П. Ваховой — супруги писателя Анатолия Вахова, художника А. Н. Посохова, филолога В. Н. Катеринич и другие.

Более сотни экслибрисов передал музею художник Михаил Алексеевич Меринов. Его работы неразрывно связаны с темой Севера, они рисовались для писателей, ученых, художников, а также для людей самых разных профессий, живущих в Магаданской области и на Чукотке. Анатолий Пчелкин, Зоя Ненлюмкина, Антонина Кымытваль, Иван Омрувье — это имена писателей, для которых Михаил Алексеевич создал поистине уникальные миниатюры, отобразив творческое начало автора в каждом книжном знаке. Меринов разрабатывал оригинальные экслибрисы и для организаций, среди которых библиотека окружного краеведческого музея, Анадырская школа № 3, Магаданское книжное издательство, Магаданская организация писателей, Чукотское литературное объединение и другие.

Экслибрис Ивана Омрувье из серии «Моя Чукотка». 1986. Автор В.А. ИстоминВ 1989 году живописец Владимир Алексеевич Истомин передал в музей свою серию экслибрисов «Моя Чукотка». Когда в 1937 году автор переехал жить из Кургана на Чукотку, в его творчестве появилась чукотская тема. К примеру, экслибрис Ивана Омрувье изображает людей в национальной зимней одежде — мужчину с курительной трубкой, сидящего на траве, женщину, стоящую возле него, девочку с книгой, а рядом с ней собаку. Экслибрисы выполнены для писателей, художников, рыбаков, охотников, коллекционеров, в том числе и для зарубежных. И каждый такой знак несет в себе особый смысл, который раскрывается через детали в одежде, орнаменты, движения героев композиции.

Экслибрис можно назвать уникальным направлением книжной графики. Выразить характер писателя и его творческое направление в книжном знаке — вот необходимые условия в создании миниатюрного шедевра. И каждый мастер, прежде чем создать авторский знак, исследует биографию и творчество его будущего владельца. В действительности тема экслибриса неисчерпаема, а работы художников многообразны. Разумеется, книги с экслибрисами имеют особую значимость, поскольку книжный знак как предмет искусства влияет на ценность предмета, подтверждая подлинность владения той или иной книгой.

Светлана МУШНИКОВА
Фото из архива Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова.