Нынешний год необычен тем, что указом президента России объявлен Годом педагога и наставника. Его главная миссия заключается в признании особого статуса учителя, что, несомненно, повысит престиж столь важной и значимой профессии. И еще это возможность рассказать о ее ярких представителях — наших земляках-дальневосточниках. По велению сердцаПочетный работник общего образования РФ Галина Федотовна Слепцова, учитель русского языка и литературы, а также эвенского языка, в своей профессии уже 44 года, из них 30 лет отдано общеобразовательной школе с. Арка Охотского района Хабаровского края. Активный общественник, она является депутатом районного собрания, членом координационных советов Ассоциации коренных малочисленных народов Севера (АКМНС) Хабаровского края, Межрегиональной ассоциации эвенского народа, ассоциации «Оленеводы мира», заместитель председателя АКМНС Охотского района. Труд Галины Федотовны отмечен многими наградами и поощрениями, в том числе почетным знаком губернатора Хабаровского края «125 лет Айгунского договора. За заслуги», медалью «За заслуги перед Севером» (Республика Саха (Якутия)), почетными грамотами Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АКМНСС и ДВ) Хабаровского края, РОО АКМНСС Охотского района, Межрегиональной общественной организации «Ассоциация эвенского народа», ассоциации «Оленеводы мира», благодарностями губернатора, Законодательной думы и министерства образования Хабаровского края и др. Имя Галины Федотовны Слепцовой известно многим дальневосточникам, к ее юбилею сердечные поздравления пришли из разных районов Хабаровского края, Якутии, Чукотки. — Я из семьи потомственных оленеводов Белолюбских, — рассказывает Галина Федотовна. — Наш род по отцу — Бута, по матери — Кела. Вся моя жизнь прошла в селе Арка. Детство, юность, трудовая деятельность — все это в родном селе. В настоящее время я работаю в Аркинской школе учителем русского и эвенского языков, руковожу центром этнической культуры «Маранӈа» («Маранга»). — Почему вы выбрали профессию учителя? — Все начинается с детства. Со школьных лет я знала, что буду работать с детьми. Начинала воспитателем в детском саду, потом перешла в школу, преподавала эвенский язык, была учителем начальных классов, русского языка и литературы. Школа сыграла в моей жизни значимую роль. Вот уже 30 лет я вхожу в класс, приветствую учеников и начинаю урок. — Какую роль в выборе профессии сыграли ваши учителя? — Я всегда с огромной благодарностью вспоминала наших учителей. Это они научили нас грамотно писать сочинения, диктанты, изложения, связно излагать свои мысли, декламировать стихотворения, привили любовь к чтению. — Кого, по вашему мнению, можно считать настоящим учителем? — Я считаю, что настоящий учитель тот, кто дает прочные знания ученикам, при этом не ограничивается только программным материалом, развивает творческие способности, стремится, чтобы каждый ребенок достигал высоких результатов в учебе в соответствии со способностями. «Каждый учебный год должен быть радостным, должен быть источником счастья для детей», — так писал М. Горький. — Ваше педагогическое кредо? — Мое глубокое убеждение, что к слову «детство» нельзя подобрать глаголы сослагательного наклонения. Если упустишь время, то потом ничто не вернется, не повторится. Детство, школа, юность... Школьные годы должны быть наполнены счастливыми мгновениями, победами, свершениями. — Согласны ли вы с расхожим высказыванием «Учитель — это не профессия, а образ жизни»? — Учитель — твой друг, советчик, опора и поддержка, «человеческих душ ваятель»! Человек выбирает профессию учителя по велению сердца, порыву души. Ведь «зажигать души-свечи» — это ответственно и прекрасно! — В чем, на ваш взгляд, особенность работы учителя в селе? — Я вспомню стихотворение «Сельский учитель»: В селе ты не просто порядочный житель, Сельский учитель всегда был центром внимания, ведь ничего не спрячешь. Вся жизнь проходит перед глазами народа. Я считаю, что сельский учитель — он и советчик, и друг, и товарищ, и брат. — Трудно ли работать с современными детьми? — Учить детей всегда трудно было, но в любое время учитель призван воспитывать в них самые лучшие качества, помочь найти себя, определиться с профессией. В каждой поре свои минусы и плюсы, а дети живут в своем времени. И современные школьники — самые обычные дети, и так же, как их предшественники, они должны сами построить свое будущее. — Что бы вы пожелали своим выпускникам, которые хотят выбрать профессию учителя? — Прежде чем стать учителем, нужно хорошо подумать о том, что ты сможешь дать ребенку: любовь, понимание, добро, знания, веру, надежду. А чтобы стать учителем родного языка, нужно быть настоящим эвеном, то есть думать и говорить на языке своего народа. Воспитать хорошего человекаСветлана Афанасьевна Андреева — мудрый учитель, наставник, хранитель эвенских традиций. В декабре 2016 года она ушла из жизни, и для многих жителей Хабаровского края и других дальневосточных регионов это стало большой потерей... Мне посчастливилось общаться со Светланой Афанасьевной на краевых олимпиадах по родным языкам народов Приамурья, дальневосточных международных фестивалях художественных ремесел коренных народов «Живая нить времен», на форуме родных языков в Хабаровске и съезде эвенов в 2014 году. Всегда доброжелательная и внимательная к окружающим, она была готова поддержать нерешительных, помочь в затруднительных ситуациях, откликнуться для активного участия в событии. То, что Светлана Афанасьевна мудрый и опытный учитель, становилось понятно во время выступлений ее учеников на олимпиадах по родным языкам и литературе народов Приамурья. Ребята так глубоко владели материалом, что даже очень сложные вопросы членов жюри не могли их сбить с толку. Он отстаивали свое мнение, были хорошо знакомы с особенностями быта и традиций эвенов Охотского района. В эти напряженные дни Светлана Афанасьевна находилась в заботах о каждом ученике, а ведь на конкурс она привозила по нескольку человек. Самочувствие, настроение — ничто не оставалось незамеченным. Светлана Афанасьевна из тех наставников, кто испытывает потребность и внутреннее желание дарить детям не только знания, но и свою душу, тепло, доброту. Это значит воспитывать хорошего человека. Светлана Афанасьевна родилась и выросла в большой многодетной семье таежников-оленеводов. С раннего детства знала родной язык, обычаи, традиции, предания, сказки. Среднюю школу закончила в п. Новое Устье, поступила в Биробиджанское педагогическое училище, затем — в Комсомольский-на-Амуре педагогический институт. Позднее в своей биографической справке Светлана Афанасьевна напишет: «Я стремилась хорошо учиться, всегда думала о том, чтобы не уронить себя в глазах моих бывших учителей, моих родителей, оправдать их надежды». Вот кто зародил ее желание быть учителем, и учителем добросовестным. Таких педагогов, которых Светлана Афанасьевна вспоминала с благодарностью, становилось из года в год все больше. А ведь ее послужной список удивительный: обучаясь заочно в педагогических учебных заведениях, она работала воспитателем, заведующей детским садом, секретарем исполкома в сельском совете. И вновь слова благодарности Светланы Афанасьевны тем, кто на этом этапе был с ней рядом: «Мне в жизни повезло работать с людьми, которые не были равнодушны к моей судьбе. Такие люди, как Цапро Нина Игнатьевна, Ковалева Антонина Валентиновна, научившая меня управлять собой, быть уверенной в своих силах, Жданова Зинаида Васильевна, благодаря которой научилась ответственно, серьезно работать с архивными документами». Удивительная черта была у Светланы Афанасьевны — признательность людям, помогавшим ее становлению в выбранной профессии. С самого начала педагогической деятельности она почувствовала, в чем заключается суть наставничества. Она работала в школе сначала учителем родного (эвенского) языка, затем директором, и этот серьезный опыт помог выполнять на должном уровне возросшие требования как к учителю, так и к руководителю школы. В сборнике «Мудрый учитель, наставник, хранитель эвенских традиций», посвященном Светлане Афанасьевне Андреевой, опубликованы воспоминания ее коллег. Л. А. Филиппова, директор общеобразовательной школы с. Арка: «Светлана Афанасьевна всегда была в поиске нового в педагогической науке. Стремление к саморазвитию помогало ей достичь больших высот. Неслучайно в 2005 году ее наградили знаком «Почетный работник общего образования» Э. В. Михайлова, замдиректора по воспитательной работе общеобразовательной школы с. Арка: «Для меня Светлана Афанасьевна — дочь эвенского народа. Результатами ее длительной кропотливой работы стали современно оборудованный кабинет эвенского языка, учебные пособия, работа школьного музея „Гулун“, высокие результаты ребят в муниципальных, краевых олимпиадах. Это она вырастила учителя родного языка Марину Валерьевну Безносову». К 80-летию Аркинской школы издали книгу «Учителями славится Россия», в которой содержался уникальный материал об учителях, работавших в Аркинской школе с 1927 по 2007 год. Для того чтобы она вышла тиражом 150 экземпляров, Светлана Афанасьевна использовала собственные средства. На дальневосточных международных фестивалях художественных ремесел коренных народов павильон Охотского района всегда заметно выделялся. Центром притяжения становилась Светлана Афанасьевна: ей хотелось подробно рассказать о каждом участнике делегации, а объем и достоверность информации всегда были убедительными. У тех, кто знакомился с культурой эвенов впервые, она вызывала желание узнать глубже культуру этого народа. Заметна была неподдельная любовь и уважение Светланы Афанасьевны к людям, создающим и сохраняющим эвенские традиции. Светлана Афанасьевна была ценнейшим информантом, сотрудничала со многими организациями края, издательствами. Большую помощь оказала она Гродековскому музею в подготовке научного каталога эвенской коллекции. По заказу министерства природных ресурсов правительства Хабаровского края в 2018 году выпущено электронное фонетическое справочное пособие по эвенскому языку, и в числе авторов значилась Светлана Афанасьевна Андреева. Материал пособия способствовал сохранению и распространению живого звучания языка эвенов Хабаровского края. А книга С. А. Андреевой «Этнические традиции в искусстве эвенов» — ценное пособие для мастериц, педагогов, обучающих детей в кружках ДПИ. Это лишь малая часть проделанной работы этой удивительной женщины. И можно еще многое рассказать о ее огромном вкладе в дело сохранения эвенского языка, культуры, о ее удивительном отношении к людям. Светлана Афанасьевна, человек активной жизненной позиции, оптимистка, пример трудолюбия и жизнелюбия, любящая мама и бабушка — такой она останется в памяти всех, кто ее знал. А нам продолжать ее дела... Валентина ВАЛЬДЮ |
|||
|