Нанайские узоры можно читать как книгу и открывать в них образы могучего Амура, мифических драконов, птиц, тотемных животных. Такую возможность дают живописные работы Ирины Кочергиной, в которых отражается давно ушедший, но такой прекрасный мир коренного народа Приамурья — нанайцев. Персональная выставка дальневосточной художницы «Амурские берега» состоялась в Центре современного искусства Чувашского государственного художественного музея (Чебоксары).
Уже несколько лет живописец, член Союза художников России Ирина Кочергина работает над циклом произведений, отражающих духовное наследие народов России. Многие из этих работ экспонировались на выставках в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре и стали частью большого проекта «Женщины в искусстве», автором и идейным вдохновителем которого в 2020 году также стала Ирина совместно с хабаровской художницей Юлией Громовой. Сегодня в творческом пространстве «Женщины в искусстве» уже 22 участницы, причем не только из Хабаровского края, но и Приморья, Якутии, Хакасии, Тувы, Башкортостана, и каждая стремится отразить в своих произведениях духовное наследие того или иного народа. Так появляется колоритное полотно, отражающее этническое многообразие нашей большой страны.
Свои произведения Ирина Кочергина создает на пленэрах, которые сродни серьезным этнологическим исследованиям. Через конкретные предметы — национальные халаты, охотничье снаряжение, берестяную утварь, женские сумочки для рукоделия, детские игрушки, ритуальную скульптуру — художница раскрывает глубинные мотивы традиционной культуры нанайцев и приглашает зрителя к творческому диалогу. Благодаря многослойности сюжетов картин и символическим обобщениям мы прикасаемся к древним рисункам на камнях, где центром композиции становится небесный олень, всматриваемся в лицо старой шаманки и, кажется, слышим звуки ее бубна — они и по сей день оберегают маленький народ, живущий на амурских берегах.
Анна МОРОЗОВА