«Я помню тот Ванинский порт…»

От начала проектирования, и особенно строительства Ванинского порта и поселка Ванино, все, что происходило здесь, держалось в секрете. Государственный Комитет Обороны придавал особое народнохозяйственное и оборонное значение строительству, которое осуществлялось в основном силами заключенных нижнеамурских и позже ванинских лагерей. Категорически воспрещалось делать копии и выписки из постановлений о строительстве железнодорожной линии Комсомольск – Советская Гавань и портового пункта Ванино, других материалов и фотографий. Многие документы первых лет строительства в бухте Ванино сгорели во время пожаров, утонули при отправке архивов пароходами. Сегодня многое, но далеко не все рассекречено, еще меньше опубликовано, поэтому судить об этом времени зачастую можно только пользуясь бесценными воспоминаниями участников тех событий.

В.А. Цымпаков. Ванинский порт. 1952Через Ванинский транзитно-пересыльный лагерь на берегу Татарского пролива в период с 1947 по 1952 год прошло около 300–400 тысяч заключенных. Примерно треть из них – политзаключенные, или, как их просто называли, 58 статья УК РСФСР.  Людская молва увеличила эту цифру до 1 миллиона человек, называла в числе «знаменитых зеков самых различных людей». В разных источниках, в том числе и самиздатовской книге А. Шашкиной «Ванинская пересылка», упоминалось, что через Ванинскую пересылку в Магадан шли певица Людмила Русланова, актриса Зоя Федорова, поэтесса Ольга Берггольц и другие. Так были ли эти люди на Ванинской пересылке?

Ответить на этот вопрос попытался председатель Ванинского отделения Всероссийского общества «Мемориал» С.И. Раткевич. В газетной статье «Птичка в клетке не поет» (газета «Мое побережье» от 26 октября 2005 г.) он рассказал о своей исследовательской работе. Изучая статью падчерицы Лидии Андреевны Руслановой Маргариты Владимировны Крюковой в «Аргументах и фактах» (№ 45 от 2003 г. «Моя вторая мама – Лидия Русланова»), воспоминания бывшего аккомпаниатора Л.А Руслановой в Тайшетском лагере И.Ф. Сушко («Российская газета» от 29 апреля 2004 г.) и книгу Б.А. Дъякова «Повесть о пережитом», Сергей Иванович делает вывод о том, что Л.А. Русланова прошла по этапу через Озерлаг и Тайшетлаг, затем ее перевели во Владимирский централ, где в одной камере с ней сидела известная актриса Зоя Федорова. После смерти Сталина Лидию Андреевну в июле 1953 года из Владимирского централа освободили. Значит, Л.А. Русланова в ванинских пересыльных лагерях не была.

Не шел через Ванинскую пересылку в Магадан и знаменитый советский певец Вадим Алексеевич Козин. Но с концертами в Ванино уже после освобождения был. Об этом свидетельствуют строчки из книги В. Козина «Проклятое искусство»: «28.06.55. Сегодня должны поехать с концертом в порт Ванино – знаменитую пересылочную базу. Там я тоже никогда не был. В Магадан меня везли через Владивосток и Находку…

Я помню тот Ванинский порт
И дым пароходов угрюмый,
Как шли мы по трапу на борт
В холодные мрачные трюмы…»

Это строчки одной из самых известных и чтимых песен зэков сталинских лагерей. Писатель Анатолий Жигулин, прошедший путь до Магадана и обратно через порт Ванино, писал, что песня «Ванинский порт» «…одна из самых сильных и выразительных тюремно-каторжных песен. Песня по мелодии прекрасна, трагична, безысходна. И очень впечатляет. Особенно если поют хором и если поют колымчане или люди, пережившие тюрьмы и лагеря в иных краях нашей страны». К сожалению, автор первоначального канонического текста песни до сих пор неизвестен. Есть много разных вариантов текста, но первый куплет всегда неизменен.

И все же были в ванинских лагерях и шли этапом в Магадан и на Колыму через Ванинскую пересылку известные люди. Среди них журналист, кинооператор А. Сандлер, поэт Н. Заболоцкий, кинодраматург А. Добровольский, писатели А. Жигулин, В. Янковский, В. Шаламов, художник В. Цымпаков и другие. В своей книге «Узелки на память» Асир Сандлер пишет: «В бухте Ванино было смешано все: и уголовный мир, дезертиры, власовцы, бандеровцы, и осужденные за военные преступления, и так называемые политические, хотя так их никто не называл – просто «пятьдесят восьмая». Начальником этого вселенского бедлама был полковник, точно не помню фамилии, кажется, Королев (по свидетельству старожила п. Ванино В.С. Черных, его фамилия Петренко. – А. Габдрахманова). Полковник был меценатом. Это я говорю без всякой иронии. Из бесчисленных прибывающих эшелонов он отбирал, невзирая на статьи и сроки, певцов, танцоров, музыкантов, художников, литераторов – в общем, всех, кто по его разумению (а разумение было очень тонкое и высококвалифицированное) является носителем культуры, и задерживал своей властью в Ванино…

Так я был зачислен в знаменитую культбригаду бухты Ванино. Какой это был состав! Профессор Таллинской консерватории Эвальд Турган, его постоянный аккомпаниатор композитор Торми, ведущие вокалисты Куйбышевского, Свердловского и многих других театров оперы, оперетты, великолепный драматический тенор Мухин, лирический тенор Малюк, скрипачи Жора Фельдгун и Володя Вавржиковский, инструменталисты-виртуозы, драматические актеры и режиссеры…»

Владимир Савельевич Черных рассказывал мне также, что одно время на всех лесных делянах и импровизированных сценических площадках Ванино звучали грузинские песни и музыка. Петренко своей волей оставил в Ванино грузинский ансамбль песни и пляски. Во время войны гастролирующий ансамбль оказался в Европе на оккупированной территории. После победы американцы передали его советским властям, а те отправили ансамбль прямым путем в лагеря. Как ни хотели ребята из Грузии подольше остаться в Ванино – «на материке», их все же через некоторое время отправили пароходом на Колыму.

Оставил воспоминания о Ванинской пересылке в автобиографической повести «Черные камни» известный писатель Анатолий Жигулин: «Переправа через Амур на пароме. Грязно-коричневые скалы и темно-серая волна. Порт Ванино – главная дальневосточная пересылка. Говорили, что временами на ней собиралось до 200 000 заключенных. Двадцать восемь, кажется, зон там было, это только огневых, то есть простреливаемых».

О том, как выглядело Ванино в 1951 году, хорошо написал в письме своей жене Валентине Ивановне Громовой герой Великой Отечественной войны, командир подводной лодки С-13, заключенный рабочей зоны Ванинского исправительно-трудового лагеря Александр Иванович Маринеско.

«Здравствуй, милая, дорогая Валюша!
Город Ванино – большая деревня, нет водопровода, нет канализации. Сильная снежная пурга замела наш дом до крыши, и, чтобы выйти, нам пришлось вылезать в отверстие в потолке (для печки-времянки) и очистить снег от двери.
Я надежды не теряю и твердо уверен, что буду еще с тобой счастливо доживать свой век (лет до 80–90), уже сейчас начал подготовку, в эту получку 50 рублей отдал портному, которому заказал пошить «москвичку» – полупальто из шинели, а всего за работу надо заплатить 200 рублей.
С тем любящий тебя безмерно. Твой слуга и муж.
4/1-1951 год»

В нашем музейно-выставочном зале есть живописная картина, на которой изображена бухта Ванино. Долгое время на раме была прикреплена табличка «Цымпаков. 1952 г.» Кто же этот художник? Первые сведения о художнике я нашла в книге «Ванинская пересылка» А.В. Шашкиной.

«Из воспоминаний В.С. Черных: «Цымпаков, еврей по национальности, сидел в рабочей зоне, где командиром был лейтенант Конденко. Получил 15 лет за то, что в войну рисовал портреты Гитлера, Геббельса, да и плакаты тоже. Когда наши освободили Одессу, его арестовали. Когда приезжало большое начальство, приходило на концерт в клуб, то Цымпакова Всеволода Александровича переодевали и садили в первый ряд, а потом уже в кабинете у главного инженера он писал картину. В музее истории порта одна из его картин».

Я тоже встретилась с Владимиром Савельевичем. Он рассказал, что сам забирал под расписку заключенного Цымпакова и сопровождал в кабинет главного инженера порта, где из окна художник писал панораму порта. Эта не единственное произведение, созданное художником в Ванино. Многие портреты, написанные заключенным «рабочей зоны», наверное, и сейчас находятся в частных коллекциях. Было большим приятным сюрпризом начальнику в конце проверочной командировки получить от руководства Ванинской пересылки собственный портрет, написанный неизвестным художником. И не все знали, что накануне незаметно был сделан набросок портрета гостя карандашом, а затем в спешном порядке В.А. Цымпаков дописывал свое произведение маслом, чтобы успеть к проводам очередного проверяющего.

Мои поиски продолжались. В интернете я нашла информацию о том, что картины В.А. Цымпакова находятся в коллекции Лебединского художественного музея. Обратилась к владельцам сайта г. Лебединска с просьбой помочь связаться с музеем, и они разместили на сайте мое письмо. И вот долгожданный ответ из Украины от В.И. Кравченко, директора Лебединского городского художественного музея. Владимир Иванович с большим желанием согласился сотрудничать с нашим музеем, предоставил официальные биографические данные о художнике: «Цымпаков Всеволод Александрович родился в 1903 г. в г. Одессе, умер здесь же в 1968 г. Украинский живописец. Учился в Одесском художественном училище (1915) и в свободных мастерских (1917–1922) у К.К. Констанди и Т.Я. Дворникова, также в Одесском художественном институте (1921–1927) в мастерской П.Г. Володина. Писал портреты и жанровые картины. Участвовал в областных, республиканских и всесоюзных выставках». И далее перечень работ В.А. Цымпакова в разных музеях Украины и России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.

Владимир Иванович любезно выслал копию письма вдовы художника Матаньи Ильиничны Синани-Цымпаковой. В письме приводятся интересные подробности из жизни художника. О годах, проведенных в лагерях, здесь нет ни строчки, наверное потому, что, будь его воля, этот период своей жизни художник изобразил бы совсем в другом жанре, другими, более радостными красками. Да и картину «Ванинский порт. 1952 год», написанную в пасмурных тонах, он вряд ли считал чем-то существенным в своем творчестве. Скорее всего, во время работы им двигало не вдохновение, а желание выжить, то же, что жило в нем во время фашистской оккупации Украины.
Я рассказала о В.А Цымпакове своему другу по переписке, бывшему соотечественнику, ныне проживающему в Америке и работающему в Библиотеке Конгресса. Он написал о том, что очень долго думал, как получилось, что немцы не убили еврея, пусть даже трижды талантливого. Но обратившись к историческим документам, выяснил, что Одессу оккупировали не немцы, а румыны, которые к еврейской нации относились более лояльно. И скорее всего чаще он писал портреты не Гитлера и Геббельса, а румынского лидера Йона Антонеску.

Совсем недавно обнаружены более точные сведения об аресте художника. В списке жертв политических репрессий я нашла такие данные: «Цымпаков Всеволод Александрович 1903 г. р. Место рождения: г. Одесса. Осужд. 28.05.1948. Приговор: 10 лет ИТЛ. Реабилитирован. Источник: Сведения Одесского академического центра (Украина)».

Настоящим подарком стала находка на сайте Луганского художественного музея картин Цымпакова и его автопортрета, написанного за два года до смерти. Посетители музея сегодня могут увидеть портрет автора знаменитой картины.

Только вот того здания, из окна которого художник писал бухту Ванино, и гранитной лестницы, изображенной на полотне, уже нет. Как выглядело Ванино в середине ХХ века, осталось на редких фотографиях, в памяти старожилов, на картине В.И. Цымпакова «Порт Ванино 1952 г.» и в стихотворении Петра Комарова, написанном после поездки туда на открытие железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань в июле 1945 года.

В порту

В эту бухту в дни далекие,
В стародавние года
Заходили одинокие
Наши русские суда.

И в тумане дня осеннего
Где-то здесь на берегу,
Был затерян след Арсеньева,
Уходящего в тайгу.

В том краю, где он по месяцу
Человека не встречал,
Я теперь с гранитной лестницы
На морской гляжу причал.

Корабли – их видно издали –
День и ночь в порту дымят,
Чередой подходят к пристани,
Цепью якорной гремят.

1949

Анна ГАБДРАХМАНОВА,
директор музейно-выставочного зала п. Ванино Хабаровского края