Лестница к вершинам мастерства

Александра Ли

Великий музыкант Г.Г. Нейгауз считал, что обучение музыке так же обязательно для культурного человека, как изучение языка, естественных наук, математики. Он говорил: «…если бы это зависело от меня, я бы ввел обязательное обучение музыке посредством фортепиано в средней школе… Обучение, особенно в искусстве, есть один из видов познания жизни и мира и воздействия на него».

Великая сила искусства заставляет трепетать сердца слушателей, замирать в восхищении, особенно если управляют нашими чувствами дети – яркие и талантливые. В дебютах юных дарований есть какая-то своя тайна, их первые шаги заставляют внимательно прислушаться и присмотреться, ожидая интригующего продолжения. Часто по истечении времени их имена начинают звучать для нас как музыка, и их успехам, стремительному восхождению к вершинам мастерства мы искренне радуемся. Именно благодаря им в последние десятилетия о Хабаровске говорят как о необычайно музыкальном городе, где рождаются таланты.

Про таких, как Саша Ли, говорят:  «врожденный талант», «врожденная виртуозность». И это действительно так. Маленькая Александра изумляла проявлением своей исполнительской воли, технической раскрепощенностью и одержимостью. Саша, уверенно и осознанно начав заниматься музыкой в пять лет, сразу усвоила главную истину: скрипке нужно отдавать всю себя, и тогда она действительно заиграет. Сейчас Саше четырнадцать, и она украшение класса Эдуарда Грача в ЦМШ при Московской консерватории.

Не о каждом ребенке, в руки которого попала скрипка, можно сказать – это судьба. Вадим Репин, Максим Венгеров, Антон Бараховский – все мы знаем эту знаменитую новосибирскую тройку. Некогда одаренные дети, ныне музыканты с мировыми именами, подтвердившие свои детские и юношеские лауреатские регалии сотнями выступлений. Александр Кузнецов – один из тех, кто подхватил эту звездную эстафету. В настоящее время он обучается в Цюрихе у знаменитого новосибирца Захара Брона.

Чтобы посвятить жизнь такому элитарному инструменту, как скрипка, надо иметь не только тонкий слух, но и врожденный вкус. Лишь тогда это капризное творение человеческих рук будет задевать струны души! Занятия музыкой у Даши Кучёновой начались в четыре года, в пять лет ребенок твердо и определенно сказал: «Хочу играть на скрипке, потому что мне нравится ее голос». В семь лет стало видно, что Даша и скрипка нашли друг друга. В настоящее время Дарья Кучёнова – студентка 2-го курса Московской консерватории.

Самый хрупкий инструмент – это голос, редкий и удивительный дар природы. Но если он есть (вкупе с трудолюбием и безграничной любовью к музыке, выступлениям), то впереди у музыканта не только фестивали и конкурсы, но и работа в ведущих оперных театрах. Первым человеком, кто разглядел в Насте Кикоть вокалистку, наверное, была мама. После обучения в детской музыкальной школе Настя пришла в краевой колледж искусств, где и начались ее профессиональные занятия вокалом. В 2007 году Анастасия Кикоть стала студенткой Санкт-Петербургской консерватории.

Имя Арсения Аристова, тогда еще ученика детской музыкальной школы, стало известно в России после победы на Международном конкурсе юных пианистов имени А. Артоболевской. Это было в 2002 году в Москве. Уже тогда о нем говорили как о музыканте, имеющем собственный исполнительский стиль. Сейчас рецензенты дружно отмечают феноменальную технику и мощь Аристова-исполнителя, студента 2-го курса Московской консерватории.

Все эти молодые исполнители – открытие хабаровских педагогов, воспитавших не одно поколение музыкантов. И так же, как их ученики, они наш золотой фонд: заслуженные работники культуры педагог класса скрипки краевого колледжа искусств О.П. Кудин, педагог класса скрипки ДМШ № 1 Л.И. Шутова, педагог класса вокала колледжа искусств Э.К. Ким, педагог класса фортепиано на тот момент ДМШ № 7
Е.А. Храбовская.

Лариса МИХАЙЛЕНКО, кандидат искусствоведения
Фото Валерия ТОКАРСКОГО

Арсений АристовАнастасия КикотьЕлизавета Шклявер и Анна РягузоваСаша Кузнецов