Слова, слова, слова…

Они окружают нас всюду — миллионы, миллиарды человеческих мыслей, заключенных в словесную оболочку. Слова. Легкие, вдохновляющие, тяжелые, разрушающие... Мы привыкли «ронять» слова, далеко не всегда задумываясь о том, какое действие могут они оказать на человека, подхватившего их.

Между тем наши прапрадеды бережно относились к слову, знали его силу. Неслучайно в русском фольклоре немало пословиц и поговорок посвящено слову, его действию на человека. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. На добрый привет — добрый ответ. Не ножа бойся, а языка. Хоть слово не обух, а от него люди гибнут. Ласковым словом и камень растопишь.

Слова несут в себе не только смысловую (семантическую), но и эстетическую информацию. Они не только сообщают что-то разуму, но и воздействуют на чувства своей необычностью, неповторимостью, звуковой организацией, ритмом.

Музыка моя, слова,
их склоненье, их спряженье,
их внезапное сближенье,
тайный код, обнаруженье
их единства и родства —

музыка моя, слова,
осень, ясень, синь, синица,
сень ли, синь ли, сон ли снится,
сон ли сенью осенится,
сень ли, синь ли, синева —

музыка моя, слова,
то ли поле, те ли ели,
то ли лебеди летели,
то ли выпали метели,
кровля, кров ли, покрова —

музыка моя, слова,
ах, как музыка играет,
только сердце замирает
и кружится голова —
синь, синица, синева.

Ю. Левитанский

Слово для древнего человека таило множество сакральных, мистических свойств. Каждая буква, составляющая слово, имела особое значение. Древнегерманские руны символизировали с одной стороны любовь, удачу, богатство, верность, с другой — несчастье, смерть, огонь. Все буквы глаголицы являются сложениями из трех элементов, трех божественных символов, образующих божественную троицу, — креста, треугольника и круга (символы всемогущества, бесконечности и совершенства Бога). Произнесение определенных букв в определенной последовательности в древности служило вместо молитвы и заклинания. На сегодняшний день эти знания практически утеряны. Люди сквернословят, клянутся, проклинают, божатся, забыв о том, что слово может значительно влиять на людей и их судьбы.

Страницу и огонь,
зерно и жернова,
секиры острие
и усеченный волос —
Бог сохраняет все;
особенно слова
Прощенья и любви,
как собственный свой голос.

И. Бродский.
«На столетие Анны Ахматовой»

При произнесении слова создаются звуковые колебания, волны, которые воспринимаются в мире. Слова, произносимые человеком, — это проявление души. Опыты японского ученого Масару Эмото, описанные в книге «Великая сила воды», еще раз доказывают мысль о том, что слово — это мощное оружие в руках человека. «Сказать кому-нибудь «Я тебя люблю» все равно, что сказать «Ты никогда не умрешь» (Габриель Марсель). Именно помыслы человека (добрые или злые) определяют намерения, а затем реализуются в речевом поведении в соответствии с этими помыслами. Слово обнаруживает мысль, чувства, намерения, стремления человека, который должен следовать главному нравственному принципу: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин. «Слово о словах»

Литература как искусство слова, являясь своеобразным социальным барометром, очень чутко отражает процессы, происходящие в языке. Так в творчестве Пушкина отразилась смена культурных эпох, и восторжествовало слово, сблизя литературу и быт. Пушкинское слово — точное, яркое, предельно значимое, всегда дарующее наслаждение. Внимательное, бережное, ответственное отношение к слову характерно и для писателей и поэтов XIX века.

Достоевский принял эстафету у Пушкина. Слово Достоевского полисемично, «полифонично» (по М. М. Бахтину). Достоевский «канонизировал» слово, культивировал способность слова содержать в себе миф.

В XX веке происходит постепенное выхолащивание языка. Язык улиц, подвалов, арго потоком хлынул в русскую речь. Советский новояз — всевозможные словесные каракатицы — входят в обиход разговорной речи. Булгаков, Платонов, Зощенко очень ярко отразили эти процессы в своем творчестве.

Постепенно бытовой язык начинает влиять на языковые нормы. Слово популяризируют, за словом оставляют только коммуникативную функцию, оно теряет смысл. Сегодня молодые люди не пишут письма, а пересылают sms и коверкают язык в чатах. На смену сочинениям пришли безличные тесты по литературе. Речь далеко не всех взрослых можно назвать грамотной, образной. То, что слышим порой вокруг, способно только разрушать умы и нравы. Однако смею надеяться, что наступит время, когда каждая выпущенная на волю мысль будет цениться человечеством на вес золота и слово снова обретет смысл.

Юлия АЛЕКСЕЕВА