- Всеволод Никанорович Иванов
- Записные книжки
- Падающие звёзды — это сбывшиеся мечты
- Счастливые мгновения Маши Подсекиной
- Неброская красота уникальных находок
- Театральное прошлое Хабаровска
- «Душа ушедшего артиста, она в театре навсегда...»
- Что приносят золотые драконы
- «Как в старый дом, войди в свою печаль...»
- Его называли золотым голосом севера
- Почему это птицы на Север летят...
- Свитки «Шан-Шуй»
- Музей на фоне Амурского пейзажа
- Творческая мастерская художника — весь мир
- «Когда я вернусь...»
- Мечта и сказка в капле света
- Люди и страсти далеких эпох
- Ритмы джаза музыкантов из страны восходящего солнца
- Сплетенье звуков и образов вселенной
- Счастливая звезда «Дальнего Востока»
- Люди Амура (окончание)
- Творения рук и души Сергея Келлера
- «Арт-подвальчик» в Интернете
- ЖУДРО Андрей (Андриян) Вячеславович
В 1998 году в Хабаровском краеведческом музее появился новый экспонат: китайский шелковый халат начала XX века с золотыми драконами, бытовавший в ульчской семье. Он сразу был выставлен в этнографической экспозиции, и все, кто посетил музей в по-следниие месяцы, могли любоваться им. огда я смотрю на него, то всегда вспоминаю замечательного ульчского писателя Алексея Леонтьевича Вальдю и его «Сказки бабушки Лайги». Есть там такие строчки: «Вы, наверное, слышали, как нани одевались на праздниках? Все самое лучшее надевают. У каждого нарядно вышитый узорами халат, такие же гары, на голове шапка из лисьего, соболиного меха или из выдры. А на ногах торбаса, из нерпичьих шкур, из сохатиных, оленьих камусов сшитые. Еще наряднее выглядят женщины и девушки. У одной халат из синего шелка, у другой — из красного, зеленого или розового сатина. Посмотришь в такой праздник на людей — так тебе и кажется, что на амурские луга в месяц цветов попал». Ульчи называют себя нани — люди земли. Я закрываю глаза и вижу: наш музейный халат тоже там — на богатых разнотравьем амурских лугах раннего лета — «цветет» нежным заморским цветком. С китайскими шелковыми халатами, расшитыми золотыми драконами, познакомили ульчей еще в XVII веке маньчжурские чиновники. Они раздавали их в обмен на соболий мех. Халаты были прекрасны и покорили сердца нани, тонко чувствующих красоту и умеющих ее создавать. Да разве тут устоишь. Ведь шились они из своеобразного шелкового гобелена «кэсы», где рисунок был непосредственно вплетен в ткань. Край подола широко разливался рядами волн, а на яркой ткани горели магические вышивки. Китайские шелковые халаты быстро стали неотъемлемой частью приданого богатой амурской невесты и даваемого за нее калыма. Например, среди вещей, которые заплатил один нивхский род за богатую ульчскую невесту «калмаза эткэ» в конце XIX века, были два шелковых китайских халата «хырге». Первый — «из тяжелой шелковой материи с золотистыми драконами». Второй — без драконов, он был оценен в сумму до 75 рублей. В то же время за шкуру соболя высшего качества в Николаевске торговцы платили охотникам 6 — 7 рублей. Многие вещи, входившие в приданое или калым, лежали в сундуках и берестяных коробах хозяев почти без движения. Их бережно хранили как семейные, родовые ценности, периодически просушивая летом на свежем воздухе. Китайские халаты могли надеть лишь на редкое торжество — так называемый «медвежий праздник». А потом опять прятали в темноту берестяных коробов или китайских сундуков до той поры, пока не наступало время покупать невесту из родственного рода или давать приданое дочери. Пo обычаю ульчей, определенная часть приданого становилась погребальной одеждой. В китайских шелковых халатах с сияющими золотистыми драконами уходили в загробный мир. Частично эта традиция сохранилась до настоящего времени. В таком халате из синего шелка был похоронен ульчский охотник и рыбак Олонго Дуван. А родился он на Сахалине, по происхождению — айн, женился на ульчской девушке из рода Дуван, прожил 112 лет. В начале XX века Олонго Дуван выменял два китайских халата у заезжего торговца-китайца. Отдал за них лошадей. Второй из тех халатов из тяжелого оранжевого шелка был приобретен у внучки Олонго Дувана комитетом по культуре и искусству краевой администрации для Хабаровского краеведческого музея. Он богато украшен ручной вышивкой: сверкают золотой чешуей свирепые драконы, мчатся собаки-львы с развевающимися хвостами и ушами, танцуют аисты, шуршат перепонками крыльев летучие мыши, благоухают пионы... Все изображенное здесь символично: летучие мыши символизируют счастье, рыбы несут пожелание материального достатка, бабочка — символ радости, пионы означают богатство, цветы и бабочки напоминают о весне... Даже цвет халата — теплый апельсиновый — своеобразное благопожелание. Ведь в Китае апельсин почитался символом изобилия и счастья, притом именно за красивый цвет его кожуры. А знаменитые золотые красавцы — драконы с головой верблюда, рогами оленя, глазами демона, чешуей рыбы, когтями орла, лапами тигра, ушами быка и длинными усами кошажки олицетворяют могучие силы природы. Китайцы видели в драконе воплощение мудрости. Миролюбивой силы и доброты, символ животворных вод. Они верили, что драконы населяют все реки, озера и моря, парят в дождевых облаках. Может быть, поэтому так ценились ульчами халаты с драконами. Ведь именно река Мангбо-Амур давала им жизнь. По представлениям китайцев, драконы приносят владельцу халата богатство. Татьяна МЕЛЬНИКОВА, |
|||
|