Александр Иванов. Талант и ответственность

Александр Иванов.  Офорт И.Н. Крамского с рисунка С.А. Иванова. 1879Талант — это, прежде всего, нравственная ответственность перед народом. Так считал художник Александр Иванов, автор грандиозного исторического полотна «Явление Христа народу», на которое у него ушло в общей сложности двадцать лет.

Александр Андреевич Иванов (1806–1858), знаменитый живописец, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге. Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

А.А. Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. Холст, масло. 172 х 247. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургВ академии молодой талантливый живописец учился при поддержке Общества поощрения художников, и оно же направило Иванова за границу для дальнейшего совершенствования, взяв на себя все расходы. А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города». Но это не означало отрыва от России. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя. Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже. Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник, и, исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет».

Эскиз. Начало 1830-хЗамысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи. Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172×247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше, и вновь приступил к работе. Прежний вариант использовал как рабочий эскиз, при этом переносил на него все то новое, что возникало на большом холсте. Работа затянулась на двадцать лет (с 1837-го по 1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов и этюдов (около 600), многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность.

Эскиз. Начало 1830-хТолько в 1858 году Александр Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и представить ее лично. Выставка живописного полотна и всех относящихся к нему эскизов и этюдов была организована в одном из залов Императорской академии художеств, но работу художника тогда не оценили. До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. Как это часто случалось в мировой истории живописи, гениальность произведения А. А. Иванова оценили только после его смерти. Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принес его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву, в дом Пашкова, где для картины был построен специальный павильон. При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею, однако там не оказалось зала для размещения такого масштабного полотна. Велись дебаты, куда поместить картину, в проекте здания на Крымском Валу был запланирован зал для картины Иванова, но в итоге решили пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас.

Голова Христа. 1840-еОбразы в картине «Явление Христа народу»

В композиции картины «Явление Христа народу» большое количество «двойников» и «антиподов». Почти все фигуры парные, и это усиливает впечатление от образов. Группа апостолов противопоставляется группе фарисеев, молодость — старости, богатство — бедности.

По мере того как Иванов углублялся в работу над этюдами, эта картина приобретала для него все больше значение. Художник начал понимать, что дело не в способности писать прямо с натуры или по памяти, а в том, что направляет его, для чего он это делает, каким образом сумеет донести свои мысли до зрителя.

Главная идея полотна «Явление Христа народу» — тема выбора пути, которая впервые прозвучала в русском искусстве и потом еще долгое время многократно повторялась в различных ее аспектах, питая собой новые поколения художников. Главное место в этом произведении отводится созданию образов людей, которые встречают Спасителя. Иванов делает некий срез общества, показывая социальные различия между людьми и различия их духовного состояния. Образы в картине не просто толпа и вовсе не случайные люди. Модели подбирались художником на протяжении длительного времени. Многие образы представляют собой синтез этюдов с натуры, фресок великих итальянских мастеров и гипсовых голов. Несмотря на такую большую обобщенность, Иванов смог удержать и индивидуальность каждого образа. Художник много наблюдает, изучает поведение и привычки людей, но главная его цель — заглянуть в глубины человеческой души, показать, какова реакция конкретных людей на приход Спасителя. При этом художник, изображая историческое событие и стремясь к его достоверности, ставит тот же вопрос и перед своими современниками: а каково ваше отношение к приходу Спасителя в этот мир? Вопрос актуален до тех пор, пока живо человечество, отсюда вытекает одна из главных загадок картины: как далеко от зрителя находится Христос.

Персонажи картины дают представление о различном отношении людей к этой встрече. Глядя на них, можно о каждом сказать достаточно много: как он жил до этого момента, кем является сейчас. Художник, показывая в картине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики. Некоторые фигуры вовсе обнажены, но при этом не возникает никаких сомнений по поводу того, кто какое место занимает в обществе, что собой олицетворяют. Художник достигает выразительности, используя только человеческие тела, позы, пространственное положение в композиции, выражение лица.

Композиционные особенности и образ Христа

Все то время, что художник работал над своим произведением, он искал наиболее удачное композиционное решение, и это, несомненно, связано с расстановкой смысловых акцентов.

Первоначально автор отдает главное место в композиции Иоанну Предтече (это связано с тем, что Иванов олицетворяет художника с пророком), и лишь позднее на первый план выходит Христос. С этого момента картина приобретает новые смысловые акценты: на первый план выступает тема выбора пути.

Парадокс в том, что фигура Спасителя небольшая, но при этом центральная, притягивающая. Такой эффект достигается тем, что художник отделяет фигуру Спасителя от основной массы изображенных людей.

Привлекает внимание зрителя к фигуре Христа и само построение композиции, движение взгляда по кругу. Оно выстроено таким образом, что условно его можно разделить на две группы: движение от Спасителя и к Нему. В группе апостолов, в которой юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее — Андрей Первозванный и Нафанаил и которую возглавляет Иоанн Креститель, видно активное движение в сторону Спасителя. Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ, идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. Усиливает этот эффект и то, что большинство фигур смотрят на Спасителя или на Иоанна Предтечу, а Иоанн указывает руками на Христа.

Спаситель на картине Иванова погружен в свои собственные раздумья, ни на кого не смотрит, ни на что не обращает внимание. Это единственный образ в картине, который никак не взаимодействует с окружающим пространством. Такое визуально-пространственное отделение подчеркивается внутренней отрешенностью.

Художник избегает каких-либо признаков мистицизма, он изображает только исторические факты. В самом начале работы над картиной А. А. Иванов еще пытался прислушиваться к советам отца, который предлагает изобразить Христа в облаке и с кружащим голубем над ним, но после нескольких эскизов отказался от такого решения. При этом одежды Спасителя остаются каноническими, синего и красного цветов, а его образ не имеет двойника.

Голова в повороте «дрожащего». 1840-е

«Смотрящий» и «дрожащие отец и сын»

Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын». Здесь звучит тема наготы. «Смотрящий» — это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. Хоть юноша и не одет, можно без труда определить его социальное положение: с первого взгляда видно, что это человек не бедный. Это можно определить по его красивой нежной коже, по гладко уложенным золотистым кудрям, по изящному движению руки, которая отодвигает упавшие пряди волос с лица, чтобы они не мешали видеть. Юноша завороженно смотрит на Христа: это аллегория того, что мир античности тоже примет Спасителя.

В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын», и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат? Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены. Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:9,10). Вот о каком понимании наготы здесь идет речь. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии. И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя.

Две головы в повороте «сомневающегося». Конец 1830-х – 1840-е годы«Сомневающийся», или Нафанаил

«Сомневающийся» на полотне находится в группе апостолов. Это крайняя фигура, и на ней останавливается движение. Интересна история создания образа. От явной сатиры в первоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен в образе курчавого беса) до красивого лица, полностью соответствующего античным образцам. В конечном итоге «сомневающийся» один из самых красивых. Этот образ словно состоит из одних лишь сомнений. Голова опущена и слегка наклонена, глаза смотрят вниз, руки спрятаны под одеждой, которую покрывают мелкие складки, словно бы это дрожь сомнений. Создается впечатление, что человек качается от дуновения ветра. Место положение «сомневающегося» тоже о многом говорит: он расположен с краю картины, у дороги, сомневаясь, идти за Христом или нет.

Голова Иоанна Крестителя. 1840-еИоанн Креститель

Основой для этого образа послужила женская модель. Иванов пишет этюд с молодой исхудавшей женщины с длинным горбатым носом, сильно выступающими скулами, лихорадочно блестящими глазами. Но полностью это не может удовлетворить художника, и он пишет этюд юноши, а затем сливает два этюда в один образ. Формируя персонаж Иоанна Предтечи, Иванов добавляет туда черты Зевса Отриколи (поворот головы Иоанна Крестителя). Черты Зевса Отриколи придают образу мужественность.

Фигура Иоанна Крестителя — второй смысловой центр композиции после Христа. Для того чтобы акцентировать внимание на Иоанне Крестителе, Иванов увеличивает его в размере, а благодаря воздетым вверх рукам фигура кажется еще больше. Иоанн возвышается над людьми, он воплощает в себе образ аскетичный, суровый, в полном согласии с евангельским описанием: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Матф. 3:4).

Рот Иоанна слегка приоткрыт, что отсылает к тексту Евангелия — «глас вопиющего в пустыне». В противовес ему — крепко сомкнутые губы фарисеев. В руке Иоанн Предтеча держит крест. Этим автор указывает на Крестную смерть Спасителя. Подобная аллегория и всадники с копьями. Художник делает акцент на то, что Христос, идя к людям, выбирает путь добровольных мучений и смерти.

Путешественник. 1840-е

Автопортрет, или странник

В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. Традиция писать автопортреты в своих полотнах не нова, этот прием широко использовался мастерами Возрождения. Иванов изобразил себя в образе странника, или путешественника. Иными словами, в образе постороннего наблюдателя. «Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции. Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Он словно пытается запомнить каждую деталь всего происходящего, чтобы потом все это воссоздать в своем полотне.

Фигура «ближайшего ко Христу» (Гоголь). Фрагмент эскиза-варианта (из собрания К.Т. Солдатенкова). Конец 1830-хПортрет Н. В. Гоголя, или «ближайший ко Христу»

А. А. Иванов и Н. В. Гоголь были друзьями. Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. В то же время в картине появляется еще один интересный персонаж — его принято называть «ближайший ко Христу». Это прямой портрет Гоголя. В картине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами в совершенно новом облике и занимает особое место. Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность. Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника. «Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой — темной на светлом фоне. Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой. «Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа, и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя. Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре.

Обнаженный юноша и рабРаб и господин

В центральной части композиции, на берегу реки сидят двое: седой человек с холеным телом и раб, подающий ему одежду. Раб — одна из самых сложных фигур для толкования. А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа. На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю. Художник изобразил раба в тот момент, когда он, собираясь одеть своего господина, замер, обратив внимание на Иоанна Предтечу. У него измученное лицо с печатью безумия: многолетнее рабство довело этого несчастного человека до такого состояния. Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Невозможно предположить, о чем думает раб. На его лице то ли усмешка, то ли надежда, радость и отчаяние, вера и недоверие, ожидание и безнадежность, но он с улыбкой смотрит на Иоанна Предтечу. О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Художник поднялся до подлинного трагизма, показав страшный контраст между физическим уродством и душевной красотой этого униженного, скорбящего человека. Это не просто раб евангельского времени, это отражение действительности того времени, в котором жил Иванов: в России еще существовало крепостное право, и его отмена произошла лишь в 1861 году.

Эскиз в венецианских красках. 1839Пейзаж

Образ природы тоже новаторство А. А. Иванова, и заключается оно в преодолении условного и утверждении реального пейзажа. Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника. Природа здесь помогает раскрыть смысл всего произведения, она подчеркивает тишину, царящую в картине, она неотделима от всего происходящего на полотне. Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие. Природа на картине торжественна и величественна, что усиливает значимость исторического момента.

Изображению природы А. А. Иванов придавал большое значение, серьезно и кропотливо искал пейзаж для своей картины. Художник писал этюды каменистого берега, неровной почвы, деревьев, болота, над которым стелется седой туман, дальних гор, окутанных голубой дымкой. Он писал бескрайние просторы, лишь у самого горизонта очерченные цепочкой синих гор, и один-единственный камень, показывая его форму, строение, тяжесть, цвет: серый, лиловый, рыжий. А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером. Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе. Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов. Написать природу без воздуха, без перемены в освещении и цвете, которую он дает, значит, написать мертвую, игрушечную природу.

Наталья БЫЧКУНОВА