Лед растает – построим замок из песка

Парус любви. 1-е место, Аляска. 2011Они появляются в городе незадолго до Нового года — предвестники праздника. Вооруженные пилами, стамесками, топорами, взметая вокруг себя снежную пыль, в едином порыве приступают к работе, и возникают из ледяных блоков удивительные миры: прозрачные, слегка оплывающие свечи с трепещущими язычками пламени, огромные куски праздничного торта, чашки с недопитым чаем, надкусанное и забытое кем-то яблоко. Словно 73-метровый дракон, символ наступившего года, проснувшись поутру, не торопясь позавтракал и, переваливаясь с боку на бок, пошел прилечь в начало площади, вглядываясь в перспективу улиц прозрачными загадочными глазами.

С каждым годом праздничное убранство города становится интереснее. В этот раз наряду с ледовыми скульптурами на главной площади и в парке «Динамо» появились композиции, выполненные из искусственного снега — своеобразный эксперимент, который очень понравился жителям краевой столицы и в ближайшем будущем получит широкое развитие в Хабаровске.

— Создание ледовых композиций — это увлекательное путешествие в мир детства, память о котором живет на кончиках наших пальцев, — говорит ледовых дел мастер и родоначальник ледовой и снежной скульптуры на Дальнем Востоке художник Сергей Логинов. — Думаю, не за горами время, когда Хабаровск станет столицей ледового искусства не только Дальнего Востока, но и всей России.

Мастер знает, что говорит.

Лед в жизни Сергея Логинова появился в далеком 1990 году, когда в Хабаровск для новогоднего оформления парка «Динамо» ледовыми композициями впервые пригласили китайских мастеров под руководством народного художника КНР Чао Чан И (известно, что родиной ледового искусства стал север Китая). Вместе с главным художником города Николаем Заверяевым, отвечающим за новогоднее оформление парка, Сергей внимательно наблюдал за работой китайских мастеров. В то время он профессионально занимался резьбой по дереву, хорошо чувствовал пластику и сразу полюбил необычный для себя материал — лед. Чао Чан И, видя заинтересованность в глазах российского художника, протянул Сергею стамеску и показал на лед: мол, давай, попробуй.

Ветры АляскиСергей взял инструмент, коснулся им ледяной глыбы и удивился, насколько лед идеальный материал для резьбы. Очень пластичный, режется, словно масло, и полируется теплом руки. Художник до такой степени увлекся новым для себя видом творчества, что китайский мастер по окончании работы в знак поощрения подарил ему стамеску.

Когда зимой 1992-го в администрацию города пришло приглашение на международный конкурс по ледовой скульптуре, традиционно проходящий в Харбине в знаменитом парке Дзяолинь, Николай Заверяев предложил Сергею принять участие в конкурсе. И вот с топорами и единственной профессиональной стамеской, в валенках и полушубках хабаровские художники, или «русские медведи», как их впоследствии окрестили на Аляске, отправились в Харбин. И сразу победа — бронзовая медаль за декоративную ледовую композицию с главным символом города Хабаровска. Замечу, что в августе 1991-го Логиновым был выполнен и официально утвержден проект герба Хабаровска, а к 150-летию города он разработал проект флага, который подарил родному городу.

Серебряные медали, завоеванные командой под руководством Сергея Логинова в последующие годы за композиции «Возрождение», «Древо жизни», «Золотая рыбка», «Новая жизнь», — долгий и нелегкий путь к золоту. Все эти годы художники оттачивали мастерство, учились понимать и чувствовать лед.

В 1998 году пришло приглашение участвовать в самом престижном чемпионате мира — городе Фэрбенксе на Аляске, где среди 39 зарубежных команд-участниц Россию представляла команда из Хабаровска.

Был март, лучший в мире аляскинский лед сверкал и поражал толщиной и прозрачностью. Соревнования проходили по двум номинациям: Single Blok — огромный блок льда, на создание композиции из которого двум художникам давалось три дня, и Multi Blok — 10 блоков весом более 30 тонн, из него команда художников в количестве 4 человек за пять дней и ночей должна была представить готовую скульптурную композицию.

Ледовый танец. 1-е место, Аляска. 2010В первой номинации за композицию «Здравствуй, Аляска!» Сергей Логинов и Николай Заверяев получили второе место (дипломы и серебряную медаль). Призового места (бронзовая медаль) в номинации Multi Blok была также удостоена композиция хабаровских мастеров «Запретный плод».

Первый раз — и сразу в тройке призеров! Такой успех «русских медведей» не мог не радовать. Это притом что команда хабаровчан состояла только из трех художников — Сергея Логинова, Николая Заверяева и Вячеслава Строкова — вместо положенных четырех.

В 1999-м команда хабаровских мастеров за скульптуру «Впечатление» впервые была удостоена золотой медали с кубком и переходящим флагом, который по традиции целый год до следующего конкурса должен храниться в городе победителей. Затем была золотая медаль за абстрактную композицию «Рождение стихии», над которой Логинов трудился уже совместно с художником Павлом Барсуковым.

Так началась череда побед. Конкурсы, чемпионаты, фестивали различного уровня. Постепенно в городе сложилась целая плеяда молодых художников из числа студентов художественно-графического факультета Хабаровского гуманитарного университета, института архитектуры и строительства Тихоокеанского государственного университета и колледжа искусств, которые выбрали этот непростой, подчас экстремальный вид творчества. Все, кто впоследствии добился в нем успехов, говорит Сергей Николаевич, прошли через ледовую школу на площади Ленина и парка «Динамо». Однако наступила пора выводить ребят на международный уровень.

В 2002 году Логинов вместе с командой своих учеников Натальей Панасенко, Денисом Абдулиным и Наталией Нечаевой полетел в Харбин на международный конкурс по ледовой и снежной скульптуре, где завоевали первое место и переходящий флаг за снежную скульптуру «Материнская любовь». Через год новая команда — Юлий Продан и Александр Рябинов — получила серебряную медаль за «Рождение звезды». А в конкурсе по снежной скульптуре ребята, объединившись в команду с выпускницами художественно-графического факультета Еленой Неродовой и Еленой Якимовой под руководством Сергея Логинова, завоевали первое место за композицию «Русская сказка».

Уникальный случай в истории харбинского конкурса, когда одна страна два года подряд увозила флаг к себе на родину! Успехи наших художников заставили говорить о хабаровской школе ледового искусства как о своеобразной и высокопрофессиональной.

— Лед уникальный материал, поэтому я стараюсь научить ребят мыслить, выражая свои чувства через линию, форму и пластику, — размышляет Сергей Николаевич. — Я всегда придумываю свои образы в среде и пространстве. Пытаться сделать скульптурную композицию в этом необычном материале максимально реалистичной — для меня дело праздное и неинтересное. Мне хочется, чтобы люди, занимающиеся творчеством, не боялись экспериментировать, постоянно искали новые формы, одним слоом, творили.

В мастерскойС 1998 года Сергей Логинов параллельно с участием в чемпионатах и конкурсах разрабатывает проекты новогоднего оформления главной городской площади и парка «Динамо». И как неотъемлемы понятия «Новый год» и «елка», так благодаря Логинову Новый год у каждого хабаровчанина ассоциируется теперь с волшебными скульптурными композициями и ледовыми городками. Трудно сказать, когда они смотрятся эффектнее: вечером при свете огней, когда причудливые ледяные фигуры вспыхивают и тают в воздухе, как мираж, или при дневном солнце, которое вдруг высветит в толще льда кусочек водорослей, прошлогодний листок, а то и настоящую рыбку — веселый привет от художников.

Как только на площади появились первые ледовые скульптуры, вспоминает Логинов, сразу же был объявлен городской конкурс. На следующий год конкурс получил статус дальневосточного. И, наконец, в 2000-м по инициативе правительства Хабаровского края, комитета по молодежной политике правительства края был проведен первый международный конкурс по ледовой скульптуре. На приглашение откликнулись художники из Китая, Японии, Якутии, Бурятии.

— В мире ежегодно проходят десятки чемпионатов и конкурсов по ледовой и снежной скульптуре. Лидерами проведения таких мероприятий традиционно являются Китай, Япония, США, Канада, Финляндия. В последние годы и российские мастера все уверенней выходят на международную орбиту, организовывая в своих городах международные конкурсы и фестивали ледового искусства. Конкурс — это не только праздник, это обмен секретами и приемами обработки льда, творческое взаимообогащение. Работать бок о бок с такими известными резчиками льда, как Накано и Казучика из Японии, — отличная школа.

Птица счастья.  Харбин (Китай). 2002Огромный опыт и мастерство Сергея Логинова по достоинству ценят во многих странах мира, поэтому последние два года он по приглашению организаторов конкурса прилетает в Харбин уже в качестве члена международного жюри. Но у творческого человека голова не отдыхает — новые идеи, новые проекты и планы. Минувшей зимой его с командой художников пригласили принять участие в первом международном многоблочном конкурсе, который проходил в Харбине на Солнечном острове. Пригласили как участника, и он не мог отказаться. Вместе с Александром Кузнецовым, Виктором и Никитой Андреевыми художник работал над композицией, навеянной великим Шекспиром. Сюжет о веронских влюбленных давно зрел в душе мастера. Но как передать в хрупком материале не только вспыхнувшее чувство и радость узнавания двух юных людей, но и обреченность их встречи?..

...Две полудетские фигуры возникают, словно со страниц книги, которая лежит на первом плане, образуя подмостки для будущей драмы, разыгрываемой на наших глазах при свете канделябров. Над головами детей высокое стрельчатое окно, откуда льется свет. И кажется, впереди только радость, которая трепещет в первой робкой улыбке, в прикосновении пальцев к цветку, во взглядах. Но мрачные, застывшие фигуры монахов по сторонам, плоские и безликие, словно гасят свет, сулят несчастье.

Композиция «Ромео и Джульетта» заняла первое место на конкурсе в Харбине, она очень понравилась искушенной публике своей глубиной и неоднозначным решением. Оказывается, в Китае есть похожая история о двух влюбленных. Впрочем, в каждой стране своя история на этот вечный и прекрасный сюжет.

Одно из свойств материи — способность переходить в другое состояние, видоизменяться. Когда заканчивается ледовая пора, возникает потребность освоить что-то новое — песок или дерево. Сейчас во всем мире очень популярна песчаная скульптура, она значительно долговечнее льда и снега, стильно и красиво смотрится. Опыт работы с песком Логинов приобрел в Харбине на международном конкурсе, когда совместно с учениками изготовил композицию, посвященную защите реки Сунгари.

Первая скульптура, сделанная из песка, появилась прошлым летом и в Хабаровске. И хотя это был всего лишь эксперимент, он не мог не привлечь внимания горожан. Обработанная клеевым раствором, скульптура простояла довольно долго, пережила зиму. У художников есть мечта устроить в этом году на набережной Амура фестиваль или конкурс песчаной скульптуры. По словам Сергея Логинова, особенность подобных фестивалей в том, что непосредственное действие разворачивается на глазах зрителей, которые, наблюдая за рождением чуда, начинают ощущать себя чуть ли не участниками происходящего. Мастер надеется, что при поддержке министерства культуры правительства Хабаровского края идея воплотится в жизнь.

В процессе создания скульптуры из песка. Хабаровск, 2011Лед, снег, дерево, песок... Что на очереди?

— Можно камень осваивать. Почему нет? Это для меня материал незнакомый. Надо пробовать, экспериментировать, учеба — процесс увлекательный и бесконечный.

В летний период у художника появляется возможность заняться живописью. Пейзаж, на котором заросший травой покосившийся домик, кусочек зимнего города, портреты жены и дочери, серия работ, посвященная Космосу и Вселенной — это разные ипостаси натуры Сергея Логинова, стремящегося выразить что-то свое, потаенное, очень важное. Художник пишет в основном для себя. В его мастерской есть картина, в которой зашифрованное в образах и красках его собственное послание в Вечность.

«Визитные карточки» мастера в виде цветового решения фасадов зданий или парковой зоны, не говоря уж о центральной городской площади, разбросаны по всему городу. Художник много делает для процветания города и дальневосточного края, он тесно связан с местом, где живет и трудится.

— Меня часто спрашивают: не жалко ли своего труда, потраченного на создание скульптуры, ведь эта красота так недолговечна? С годами я стал относиться к этому философски. Период существования всего предметного мира ограничен. И если к долговечности подходить как к явлению физическому, то самый недолговечный материал — огонь. А какие мгновенья мы переживаем, наблюдая за быстротечностью существования огненной скульптуры! Невольно начинаешь сравнивать огонь и лед, кость и дерево, камень и бронзу. Долговечность — понятие относительное.

Светлана ФУРСОВА


Сергей ЛогиновЛОГИНОВ Сергей Николаевич, график, дизайнер.

Доцент кафедры ИЗО факультета архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета. Член Союза художников и Союза дизайнеров России.

Двенадцатикратный чемпион мира, многократный победитель и призер международных конкурсов и фестивалей по ледовой и снеговой скульптуре в США, Канаде, Японии, Китае и Италии. Участник Зимних Олимпийских фестивалей в Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США) в 2002 году и в Праджелато неподалеку от Турина (Италия) в 2006-м.

Автор герба и флага Хабаровского края и города Хабаровска, лауреат премии имени Якова Дьяченко, член комиссии по геральдике при губернаторе Хабаровского края.

В 2003 году удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Почетный гражданин города Хабаровска.