- Знать и помнить
- Простая летопись
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Радость новых встреч
- Душа и песня
- На волне духовой музыки
- Место встречи – «Казачья гора»
- Песнь Амуру
- Классический танец и его вариации
- С песней по жизни
- Аргентинское танго в школьном дворе
- В тональности Космоса звучит хомус
- Новогодние истории
- Шкатулка из бересты
- Волшебная палочка рыбьего клея
- Оморочка летает, как птица...
Мое первое знакомство с хомусом, или, на славянский манер, варганом, состоялось в 2002 году и было визуальным. Я увидел по телевизору выступление девушки из Якутии. Она играла на хомусе. Звук этого необычного инструмента действовал завораживающе. В нем слышалось и пение жаворонка ранним утром, и журчание ручья, и песнь шамана, и кукование кукушки, и завывание вьюги. А в какой-то момент отчетливый топот копыт — словно по бескрайней степи несется табун лошадей. Неожиданно для себя понял, что этот инструмент способен передавать огромное количество звуков, эмоций. Захотелось приобрести его, но в Хабаровске в то время хомусов-варганов в продаже не было, никто даже и не слышал о них. Попытался сделать инструмент самостоятельно, но потерпел неудачу. Хомус не звучал. Помог случай. В Хабаровске проходила региональная ярмарка товаров, и совершенно случайно на стенде Республики Саха (Якутия) я увидел настоящий поющий якутский хомус. Не сувенир, а именно инструмент работы мастера Мандарова. Продавец дал мне попробовать наиграть что-нибудь, рассказал и показал, как это правильно сделать. Он же помог мне выбрать подходящий по тональности инструмент, при этом заметил, что освоить его можно за полгода, а дальше уже совершенствовать технику игры. Теперь, когда у меня был хомус, захотелось самому изготовить подобный инструмент, но с другим, более мелодичным звучанием. Нельзя сказать, что все получилось сразу, попыток было множество, но через некоторое время стало понятно, что мои инструменты звучат, и звук становился все лучше. Хотелось делать хомусы разными, непохожими друг на друга, декорировать их. Попутно я изучал историю этого инструмента, читал о его происхождении и был очень удивлен, когда узнал, что варган зародился на территории, где проживали древние славяне, и что подобный инструмент есть практически у каждого народа. Отличие лишь в названии и оттенках звучания. Оказывается, на хомусе (варгане) играли римские патриции, испанские гранды, он был одним из товаров славянских коробейников. Даже Петр Первый любил музицировать на варгане. Возможно, варганная музыка имела столь широкое распространение потому, что здесь не нужно осваивать нотную грамоту, изнурять себя разучиванием гамм и этюдов. Ведь игра на варгане — импровизация, песнь души, и каждый, прикасаясь к этому инструменту, может выразить свои чувства. Во времена советской власти все знания о хомусе (варгане) были практически вычеркнуты. Возможно, в нем усматривалось нечто мистическое, эзотерическое. Наверное поэтому у современных россиян сложился стереотип, что варган или хомус — обрядовый атрибут исключительно северных народов. На самом деле подобных инструментов множество в разных странах и у разных народов. Некоторые из них мне удалось приобрести, послушать, и, на мой взгляд, именно якутский хомус занимает в этом ряду первое место. Он самый звонкий и мощный, пригодный как для медитаций, так и для использования в музыкальных композициях. Поэтому в своем творчестве я продолжаю традиции якутских мастеров. В 2010 году мне посчастливилось встретиться с замечательными людьми из Якутии — директором Международного музея хомуса Николаем Спиридоновичем Шишигиным, его братом, признанным в мире виртуозом по игре на хомусе Спиридоном Спиридоновичем Шишигиным и мастером по изготовителению хомусов Михаилом Николаевичем Мальцевым. Общение с ними дало мне очень многое. А спустя некоторое время судьба преподнесла еще одну незабываемую встречу — с Иннокентием Никитичем Готовцевым — известным в Якутии мастером. Он высоко оценил изготовленные мною инструменты, дал уроки мастерства, поделился бесценным опытом. С тех самых пор я считаю его своим учителем. После этой встречи сбылась моя мечта: я побывал в Международном музее хомусов, стал участником VII Международного конгресса-фестиваля «Хомус в культурном пространстве мира» и вышел в финал международного конкурса, где помимо множества признанных и известных якутских мастеров были и мастера из других стран. Мои хомусы заслужили высокую оценку еще одного признанного старейшего мастера — Ревория Гаврильевича Чемчоева. Теперь шесть инструментов моей работы находятся в Международном музее хомуса. В Якутске я увидел, что этот инструмент здесь очень высоко чтят, приобщаются к культуре хомуса с самого детства, обучают игре на нем в музыкальных школах. И ни один праздник не обходится без уникального инструмента — хомуса, который сближает людей, помогает им лучше понять друг друга. С тех пор как хомус вошел в мою жизнь, я познакомился с разными людьми: мастерами и исполнителями-виртуозами, с работниками музеев, зарубежными любителями варгана и просто энтузиастами-любителями. Еще я обнаружил, что и в Хабаровске и в Хабаровском крае есть люди, которых интересует этот загадочный и одновременно очень простой инструмент. Они учатся играть на нем, дарят друзьям. Хочется верить, что со временем хомус (варган) выйдет из разряда экзотических и станет для любого человека средством выражения своих чувств через музыку и импровизацию. Александр ДУБРОВСКИЙ |
|||
|