- Знать и помнить
- Простая летопись
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Радость новых встреч
- Душа и песня
- На волне духовой музыки
- Место встречи – «Казачья гора»
- Песнь Амуру
- Классический танец и его вариации
- С песней по жизни
- Аргентинское танго в школьном дворе
- В тональности Космоса звучит хомус
- Новогодние истории
- Шкатулка из бересты
- Волшебная палочка рыбьего клея
- Оморочка летает, как птица...
Коллекция Амурского городского краеведческого музеяМузей был открыт в 1972 году благодаря инициативе жителей Амурска и вначале имел статус народного. В 1978 году он стал филиалом Хабаровского краевого краеведческого музея. В настоящее время это учреждение культуры города Амурска. В 2001 году Амурский городской краеведческий музей внесен во Всероссийский реестр музеев. Общий фонд музей насчитывает более 14 000 единиц хранения и состоит из 11 коллекций, среди которых историко-бытовая, нумизматическая, археологическая, коллекция документов и редкой книги, коллекция предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Этнографическая коллекция более 1 000 экспонатов. К ее уникальной части относится собрание ритуальной скульптуры XIX — начала XX века. Традиции рыболовного промысла нанайцев раскрывают различные орудия лова, среди которых есть достаточно древние, приспособления для плетения сетей. В центре этой коллекции две оморочки — долбленая и дощатая. До середины XIX века они широко использовались на Нижнем Амуре и вызывали восхищение русских переселенцев и исследователей. Неказистые с виду плавательные средства были легки, маневренны, но, главное, требовали особого умения ими управлять. Писатель и этнограф С. В. Максимов, оставивший после своего путешествия по Амуру в 1859 году дорожные заметки и воспоминания, дал подробное описание оморочки, благодаря которому можно почувствовать все ее достоинства. «...между гольдами, орочонами и маньчжурами употребительна также и так называемая омороча, или лучше корыто из бересты. Береста прибита к шпангоуту; шпангоут этот, или ребра, из узких и тоненьких дранок. По бортам — скрепы круглыми деревянными брусками с тремя, четырьмя и пятью распорками поперек. Садится один человек по ширине лодки, и борта ее уже подле самых боков седока. По длине оморочи могут располагаться, поджавши и даже вытянувши ноги, два или три человека на дне. Весло держится обеими руками и против груди, потому что у весла две лопасти с противоположных краев. Гольд, обыкновенно, то опускает одну лопасть, поднимает другую, то загребает одной лопастью, смотря на то, куда и как ему нужно приставать, и во всяком случае действует необыкновенно ловко. Омороча летает как птица, не отставая от легких амурских пароходов на полном ходу. Оморочу гольд обыкновенно на берегу переносит на плечах: так она легка». Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Древнее ремесло обработки рыбьей кожи как ресурс инновационного развития коренных народов Нижнего Амура». Проект № 11-11-27003а/Т Елена ГЛЕБОВА |
|||
|