Искусство народов Приамурья. Традиции и новации

Бельды Л. Г. Род.1954 г.  Халат женский свадебный. 1992 г.  Ткань, вышивка; 108 х 106. Нанайцы. ДВХМ. ХабаровскТрадиции и новации, мифические образы далекого прошлого и наша современность удивительно органично соединяются в сегодняшнем искусстве народов Приамурья — нанайцев и ульчей, нивхов и удэгейцев, эвенов, эвенков и негидальцев.

Аборигены издревле поклонялись солнцу, дающему жизнь всему живому на земле. Они изображали солнце в образе небесного оленя или туго скрученной спирали. Одухотворение природы и поклонение ее животворящим силам во имя сохранения и продолжения рода человеческого привело древний народ Амура к созданию своеобразного орнаментального языка, эстетическая сила и мощь которого признана всем культурным миром.

Без традиций нет истинной национальной культуры, нет высокого искусства, нет и личности творца. В традициях, в творчестве многих поколений мастеров живут особенности переживания и восприятия мира, народное понимание жизни как высшей ценности. Художник-мастер является необходимым связующим звеном между прошлым и будущим своего народа.

Известные и признанные мастера старшего поколения из старинных национальных центров (с. Булава, с. Гвасюги, с. Арка) донесли до нас непреходящую и волнующую эстетику своего народа. Национальный ритуальный костюм и его атрибуты, текстильные и меховые ковры, богато орнаментированные, украшенные изящной вышивкой шелком и бисером, отражают праздничное мироощущение народов Приамурья. Вершиной амурского народного искусства является орнамент, в знаках и образах которого воплощены древнейшие представления о космосе, мире и человеке. Сакральный, тайный смысл орнамента для нас утрачен, но его высокая эстетика волнует и приобщает к духовным ценностям традиционной культуры.

Лиханов И. Д. Из серии «Ночные бабочки». Бумага, гуашьВысокий уровень народного искусства коренится в самой традиции, в ее устойчивых, отточенных многовековым развитием принципах. При переходе от традиционных форм творчества к профессиональному искусству, основой которого являются индивидуальные формы, на первый план выдвигается личная одаренность художника.

Лариса Бельды (с. Джари), Николай У (с. Джари), Илья Лиханов (с. Сикачи-Алян) живут, работают, растят детей на земле своих предков. Художники эти очень разные, но их объединяют любовь к своему народу, знание его истории и традиций. Каждый из художников творит свою легенду, сказ о своем маленьком, но древнем народе.

На сегодняшний день проблема преемственности в современном аборигенном искусстве наиболее актуальна. Не потерять эстетические и нравственные ценности, сконцентрированные в народном искусстве, утвердить их значимость — это значит жить и творить во времени.

Татьяна ЛЕМЕНТОВИЧ,
искусствовед

У  Н.Н. Род.1958 г. Женская фигура. По мотивам культовой скульптуры. 1994 г.  Дерево, резьба; 10х4х2,5.   Нанайцы. ДВХМ. Хабаровск. У  Н.Н. Род.1958 г. Шаманка. 1994 г.  Дерево, резьба; 26,5х9х4,3.   Нанайцы. ДВХМ. ХабаровскЛариса Бельды, потомственная вышивальщица, утверждает в своем творчестве лучшие достижения женского амурского искусства. В создании национального костюма и его атрибутов она обращается к канонам, выработанным предками на протяжении многих столетий, тщательно реконструирует традиционную форму, по крупицам собирает мотивы древних рисунков, бережно сохраняет цветовую и орнаментальную семантику.

Творчество Ильи Лиханова — явление неординарное в традиционной дальневосточной культуре. Он получил профессиональное образование в Ленинградском институте им. А. Герцена. Усвоив изобразительный язык европейского искусства, художник использует его не как застывший образец, готовую форму, но как творческий созидающий метод. В небольших по размеру живописных работах — живой и убедительный мир, созданный художником, полный первозданной силы и поэзии. Художник тонко чувствует почти трагическую контрастность цвета Приамурья: пылающую синеву неба, иероглифичность черных веток деревьев, всепоглощающую летнюю зелень, космичность пространства.

Николай У возродил ранее почти утраченную национальную традицию мужского искусства резьбы по дереву. Тонкое чувство материала, формы и ритма, умение выявить декоративные свойства дерева придают его работам трепетность и пластическую завершенность. Используя традиционную образность, шаманскую символику, художник наполняет их личным эмоциональным содержанием. Обобщенные архаичные формы и знаковость, присущие пластическому языку его скульптуры, получили своеобразное выражение в графике.