- Искусство коренных народов Приамурья
- Бесконечная спираль времен
- Искусство народов Приамурья. Традиции и новации
- Птицы небесные
- Верные стражи — дюлины
- Камлание нанайской шаманки
- Мифический сюжет на древнем суцуку
- Бабушкино наследство Людмилы Пассар
- Уроки моего народа
- Уснувший дракон на берегу извилистой реки
- Любовь таежных мэргэнов
- Нефритовые бусы
- Этюды о Лонки
- Лодки из глубины веков
- Оленья страна эвенкийской детворы
- Цвет небес, земли и солнца в эвенкийском орнаменте
- Тайна врачующего оленя
- Сопка Икалкан. Эвенская сказка
- Удэ — значит лесной
- Тигр и человек. Удэгейская сказка
- Барометр мудрого Карха
- Белый дедушка
- Люди Приамурья
- Магическая аура древнего села
- Сикачи-Алян
- Постижение эстетики тайги
- Мелодии народов Приамурья
- Посвящение народам Амура
- Амулет для счастья
- Айнская шаманка на хабаровской земле
Этнографический музей села ТроицкогоНаверное, совсем не случайно у входа в этнографический музей села Троицкое — центра Нанайского района — стоят дюлины — его верные стражи. Они пропускают того, кто пришел в небольшой деревянный домик, где за дверями открывается тихий и загадочный мир. Вообще-то, к ритуальным фигуркам из дерева — сэвэнам нанайцы всегда относились с долей осторожности. Потому что были уверены: в них находится мощная магическая сила. Но дюлины — совсем другое дело. По поверью, это добрые духи — хранители домашнего очага. Поэтому их ставили внутри жилища или недалеко от него. В 2000 году музею исполнилось 25 лет. Музейная коллекция в основном сформировалась в первые годы. И хотя многое к тому времени было уже безвозвратно утрачено, удалось собрать немало интересных предметов быта нанайцев, а также ритуальные вещи, связанные с древними обрядами. Среди экспонатов музея есть на самом деле интересные этнографические находки. Например, свадебный халат сикэ, который относится ко второй половине XIX века. Сотрудники говорят, что тончайшая вышивка на этом халате уникальна, подобное мастерство уже давно утеряно. Не менее интересны халат из рыбьей кожи, обувь из рыбьей кожи и шкуры зверя, орудия охоты, предметы интерьера, кухонная утварь. Жаль, что помещение Троицкого музея небольшое и показать все накопленное за четверть века богатство не представляется возможным. Хотя в запасниках есть немало интересного исследовательского материла по истории сел Нанайского района, а также уникальных предметов, приобретенных в последние годы. Например, любопытная коллекция сэвэнов, привезенная из села Найхин. Или костюм удэгейского шамана, который долгие годы пылился в каком-то сундуке и, возможно, не представлял для хозяев исторической ценности. Именно поэтому сотрудники музея время от времени отправляются в экспедиции по окрестным деревушкам. Потому что знают: немало этнографического материала хранится на чердаках старых домов. А вообще-то, возникает немало трудностей с приобретением вещей для музейной коллекции. Главная проблема — конечно же, деньги. Хорошо, что местная администрация иногда выручает. Именно таким образом музею удалось купить старинные женские серьги и бронзовое шаманское орнаментированное зеркало толи. Настоящая редкость, заметила нынешний директор Троицкого этнографического музея Лариса Пассар. Когда в село приезжают туристы, как правило, они отправляются в музей. А где, как ни здесь, можно узнать все о Нанайском районе, о людях, живших здесь столетия назад, и о тех, кто делал современную историю. Экспозиция музея о многом расскажет. Археологические находки, которые ученые отнесли к эпохе неолита, древнее жилище нанайцев, предметы их быта, первые книги, первый букварь на русском языке, первые колхозы... Сегодня мы по-разному смотрим на тот или иной период жизни. Впрочем, с высоты прошедших лет всегда легче давать какие-то оценки. Конечно, вторжение в культуру и жизненный уклад коренных народов Приамурья не прошло для них бесследно. Слишком многое утеряно, слишком многое забыто. Но в то же время духовное наследие этих народов пережило все всплески исторических событий и не кануло в лету. Художники и мастера продолжают традиции предков, но придают своим произведениям иное осмысление, современное звучание. Сегодня в Троицком живут и работают члены Союза художников России Лариса Бельды, Елена Киле, лауреат международного фестиваля, участник российских и международных выставок декоративно-прикладного искусства Николай У, самобытный мастер, работающий по бересте, Юрий Актанко и многие другие. Их творчество — особый штрих к современному портрету народов Амура. Елена ГЛЕБОВА НАНАЙЦЫНанай, нани (самоназвание — «местный», «здешний человек», «человек этой земли»), гольды (устаревшее название). Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России — 10,5 тыс. человек. На территории Хабаровского края — 10 771 человек (по данным переписи 1989 г.). Часть нанайцев — хэчжэ — живет в Китае между реками Сунгари и Уссури. Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, маньчжурские, тюркские и другие элементы. Основные традиционные занятия — рыболовство и охота. Передвигались на лодках (дощатых, долбленых, берестяных), зимой — на лыжах и на нартах. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины. Женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины, циновки и пр. Жили оседло (некоторые поселения существовали десятки и сотни лет). Жилища — большие дома на деревянных каркасах с двускатной крышей и отапливаемыми нарами. Позже — рубленые избы, в тайге и на рыбалке — шалаши. Со второй половины XIX века нанайцы принимали православие, однако сохраняли традиционные верования в духов, шаманство и др. |
|||
|