Оленья страна эвенкийской детворы

На языке эвенков Хабаровского края игра — эвикан, пойдем играть — эвинагат. Игра в «оленей» — наиболее распространенная у эвенкийских детей, что легко объясняется спецификой деятельности их родителей. Оленей в этой игре обозначали самым разным подручным материалом: ветвями багульника, рогами оленя, камнями, раковинами, фигурками из бересты. Играли в «оленей» и мальчики, и девочки.

Дети эвенков, кочевавших на территории современного Верхнебуреинского района Хабаровского края, в ходе игры изображали оленей веточками багульника без листьев. Евдокия Артамоновна Диодорова вспоминала, что самыми большими ветвями они обозначали оленей — быков и грузовых оленей, веточками поменьше — маток, а самыми маленькими — оленят-тугуток. Набирали таким образом ребятишки целое стадо — как у родителей. Во время игры ветки втыкали в землю или привязывали веревками и таскали за собой — «стадо пасется». Для своих игрушечных оленей дети строили игрушечные загоны, для «людей» — чумы, которые складывали из веточек или обозначали камнями по периметру, а четырехугольный камень выполнял роль печи. Багульником в игре «олени» пользовались дети эвенков таежных районов, кочевавших вдали от крупных рек и морских побережий.

На берегах рек и морском побережье для этой игры дети использовали камни-голыши, различавшиеся по размерам. Кроме того, подбирали камни и по цвету: пятнистые, черные, серые — «разные, как олени». Людей изображали продолговатыми, удлиненными камнями — «ведь люди не круглые». Когда игрушечное стадо «кочевало», на спины грузовых оленей укладывали маленькие камушки — вьючные сумки.

В 1993 году мне довелось наблюдать игру в «оленей» среди эвенкийских детей, живших на каникулах у родственников — оленеводов на временном таборе Барбаши на берегу Охотского моря. На этот раз «оленями» были морские раковины: ездовые и грузовые — крупные черные панцири морских моллюсков, матки — черные и белые раковины поменьше, тугутки — маленькие раковины моллюсков и улиток, а также их фрагменты.

Но чаще всего эвенкийская детвора играла в «оленей», вырезанных из бересты. Если ветви багульника, камни-голыши, раковины были условными игрушками, и только с помощью детской фантазии превращались в оленей, то берестяные фигурки довольно точно изображали реальных животных. Из бересты вырезать оленя начинали с его задней ноги. По свидетельству Агнии Васильевны Соловьевой, каждый мальчик мог вырезать себе оленя, собаку, всадника... В детские годы Агнии Васильевны эвенкийские мальчишки в игре изображали оленей палками, подобными посохам отцов-оленеводов. Садясь на них верхом, они говорили: «Поехали!». Палки орнаментировали: если на коре вырезали геометрические узоры, получался «пятнистый олень», если полностью снимали кору — «белый олень» и т. д.

До сих пор у эвенкийских детей распространена традиционная игра, которую условно можно назвать «кораблики». Суть ее в том, что ребята отмечают на берегу у кромки воды населенные пункты, например, Чумикан, Алгазея, Тором и водят между ними игрушечные лодки, перевозя на них " грузы" и «людей». Мальчики делают свои лодки сами (или их более старшие друзья), довольно точно воспроизводя конструкции моторных лодок и лодок-долбленок.

Эвенкийские девочки играли в куклы. Их называли русским словом кукла или эвенкийским — хутэкэн — «ребятенок». Кукол делали девочкам сначала их мамы и бабушки, а затем и они сами.

Создавая куклу, эвенкийская девочка скручивала тугим рулончиком кусок бумаги, лоскут плотной ткани, перетягивала его нитками. Из цветного лоскутка девочка вырезала треугольник «платка» или мастерила шапку-капор для куклы, обмотав поверх ниткой. Прямоугольный кусочек ткани, которым плотно обматывалось туловище куклы, сшивался сзади и превращался в женское платье или мужскую куртку-рубаху. Глаза кукле рисовали при помощи обожженной спички, губы — соком брусники. Чтобы игрушка стояла, нижнее отверстие рулончика делали шире при помощи пальца.

Девочки мастерили кукол по количеству человек в их семье. Агния Васильевна Соловьева выполнила для Хабаровского краеведческого музея игрушечную семью — так же, как в детстве. «Это я, это эвэка — бабушка, это эхэка — дедушка, это эня — мама, это ама — папа», — комментировала Агния Васильевна каждую куклу. — Это Вера, Майя, Дуся, Капа, Надя, Вася. У моих родителей было девять детей«.

Еще эвенкийские девочки шили тряпичных кукол. Их набивали мокрым мхом, чтобы больше вошло и фигурка была тяжелее, когда высохнет. Волосы такой кукле делали из черного длинного мха с деревьев, пришивая его по пробору.

Эвенкийские мальчишки с удовольствие играли лапками гусей и рябчиков — «за жилку дергали». Девочки использовали хвост рябчика, как веер.

В последнее десятилетие эвенкийские дети стали играть со своеобразной головоломкой (или мозаикой), возникшей, видимо, под влиянием аналогичных игр промышленного производства. Для этого требуется круглый или овальный камень — голыш, который разбивают на несколько кусочков, перемешивают, а затем пытаются восстановить первоначальную форму. В целом же большинство традиционных игр эвенкийских детей копировало хозяйственную деятельность их родителей и носило обучающий характер.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
кандидат исторических наук, главный хранитель фондов ХККМ
Фото Валерия СПИДЛЕНА


ЭВЕНКИ

Эвенк (самоназвание). Численность в России — 29,9 тыс. человек. На территории Хабаровского края эвенки живут преимущественно на территориях Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов. Общая численность — 3 840 человек (по данным переписи 1989 г.).

Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья. С конца I тысячелетия н. э. в результате этого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы эвенков: «пешие» (охотники), «оленные», орочен (оленеводы), конные, мурген (коневоды). Контакты с русскими начались с 1606 г. К середине XVII в. эвенки были обложены ясаком. На Нижнем Амуре и о. Сахалин этот народ появился в XIХ веке.

Основные занятия «пеших» эвенков — охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Позднее распространилась товарная пушная охота. Оленеводы охотились верхом на оленях. Оленеводство имело в основном транспортное значение.

Рыболовство имело подсобное значение. По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с двухлопастным веслом — долбленых, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв).

Жили эвенки в чумах. Чум (дю) имел конический остов из жердей на каркасе из шестов. В зимнее время чум покрывался покрышками из ровдуги (нюками) или шкур, летом — из бересты. При перекочевках каркас оставляли на месте. В отдельных местах поселений эвенков известны полуземлянки, срубные жилища, заимствованные у русских, а также якутские юрты-балаганы. У оседлых эвенков Приамурья были четырехугольные бревенчатые жилища, напоминающие фанзу.

Традиционная одежда эвенков состояла из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (фрамус, гуруми), распашного кафтана, сшитого из шкуры оленя, полы которого соединялись на груди завязками. Под кафтан надевался нагрудник с завязками сзади. Мужчины носили на поясе нож в ножнах, женщины — игольницу, трутницу и кисет. Одежду эвенки украшали полосками из козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой, конским волосом, металлическими бляшками, бисером.

Несмотря на то что уже с XVII века проводилось обращение эвенков в христианство, у этого народа сохранялись верования в духов, промысловые и родовые культы, шаманизм.

Эвенкийская письменность создана в 1928 — 1929 годах на основе латинского алфавита, а в 1937 году — на основе русского.