Жанры русского фольклора, бытующие на Дальнем Востоке, по сути дела, мало чем отличаются от тех, что встречаются в европейской части России, в Украине, Белоруссии. Этот уникальный пласт народного творчества был привезен в далекий край переселенцами с запада вместе с верованиями, обычаями и материальной культурой. Как известно, в фольклоре различаются сказочная и несказочная проза. Мы остановимся на несказочной прозе, а точнее, устных рассказах — преданиях, легендах, быличках. Каждый жанр имеет свои отличительные особенности. В сказке главное — выдумка, фантазия. «Сказка — складка. Не любо — не слушай, врать не мешай». Развлекательность — другая особенность этого жанра. Сказке присуща также устойчивая художественная форма. Произведения несказочной прозы обычно меньше по объему и не обладают сюжетной завершенностью. Отличительная особенность несказочной прозы — установка на достоверность повествования. Наряду с художественной, произведения несказочной прозы выполняют функцию познавательную, информационную. Они подтверждают реальность события, о котором идет речь. Рассказчик внушает слушателям возможность происходящего, несмотря на его необычность и сверхъестественность. Один из жанров несказочной порозы — предание. В преданиях рассказывается о далеком прошлом, потому повествование ведется от третьего лица. Предания утверждают или отрицают что-либо без колебаний. Действительность здесь изображается в основном реальная, и рассказывается обычно об отдельном случае. Конкретность преданий усиливается их привязкой к определенной местности. Наряду с историческими существуют топонимические предания. Это рассказы о географических объектах: реках, озерах, горах, определенной местности, населенных пунктах. Из предания в предание могут переходить устойчивые сюжеты. К примеру, об обращении людей в камни, о курганах, связанных с именами народных заступников, или о чудесных кладах. Эти повторяющиеся мотивы при разнообразных местных и временных вариантах и выделяют предания как самостоятельный жанр. Есть, к примеру, предание о так называемой Горе-шапке, расположенной на Среднем Амуре. В нем говорится, что в старину в здешние места пришел какой-то военачальник с большим войском и приказал насыпать эту гору. Его воины носили землю в шапках, и потому гора получила такое название. Или еще одно топонимическое предание о том, как был открыт целебный источник в районе Кульдура. Когда-то давно к этому источнику одного охотника-эвенка привели следы раненого оленя. Как выяснилось, животное приходило сюда лечиться. А само название Кульдур в переводе с эвенкийского, не что иное, как «горячая вода». Следующий жанр несказочной прозы — легенда. Легендами называются устные рассказы, основанные на вере, будь то христианские представления или древние верования. Если в преданиях обычно реальная основа, то в легендах основой повествования служит фантастическое явление, чудо, вмешательство божественной силы. Для носителя веры легенда является повествованием о достоверном. Легенды можно подразделить на тематические группы: о сотворении мира, происхождении земли и неба, солнца, луны, звезды, о животных и птицах и др. Главные персонажи христианских легенд — Иисус Христос, Богородица, святые, которые странствуют по Руси и творят справедливый суд. Существенная особенность христианской легенды — религиозное морализирование. На Дальнем Востоке известна история, связанная с Порт-Артурской иконой Божией Матери, которая сегодня является святыней Владивостокской епархии. Как рассказывает легенда, за два месяца до начала Русско-японской войны в декабре 1903 года матросу, усердно молящемуся в Киево-Печерской лавре о русском флоте в Порт-Артуре, во сне явилась Богородица и велела изготовить Ее образ, который точно бы отображал увиденное. А еще Богородица велела отправить эту икону в Порт-Артурскую церковь. Как говорит легенда, матрос в точности исполнил божественный наказ: обратился к инокам Киево-Печерской лавры, а потом сотворенный образ отвез в Порт-Артур. Столетие назад русские потерпели поражение в Цусимском сражении, святой образ был утерян, но в конце XX века вновь обретен в Иерусалиме и возвращен во Владивосток. Особую группу составляют социально-утопические легенды. В них отражены народные представления об идеальной жизни, о путях обретения счастья. Социально-утопические легенды подразделяются на три типа: о золотом веке (идеализация старины), о далеких землях (Беловодье), об избавителях (народных заступниках). К третьему жанру несказочной прозы относится быличка, которая тесным образом связана с низшей мифологией. В быличках идет речь о домовых, леших, водяных, русалках, оборотнях, привидениях, колдунах и т. д. Демонологические представления народа уходят в глубокую древность, о чем свидетельствует природная основа тех же образов лешего, водяного, русалки. Люди с давних времен стремились установить отношения с «хозяевами» и «духами» дома, бани, поля, леса, объясняя свои «несчастья» нарушением этих отношений. Былички сохраняют представления о происхождении, внешнем виде, вредоносных или же, наоборот, положительных возможностях сверхъестественных существ, о последствиях встречи с ними. Необычное событие, случившееся с человеком, воспринимается как исключительное. На самом деле рассказы, бытующие в разных местах в разное время, отличаются большим сходством, являются вариантом устойчивых сюжетных мотивов. Мистическим содержанием быличек определяется их психологическая настроенность. Эти рассказы не только об удивительном, но и страшном, жутком. Из числа образов низшей мифологии образ домового наиболее живуч и стабилен. Он воплощение первопредка, и прежде всего является заботливым хозяином дома, который принимает деятельное участие в жизни семьи. Именно тесной связью с семьей объясняется его функция «вещуна», предсказывающего свадьбу, пожар, смерть. Домового, духа-покровителя домашнего очага, обычно именовали дедушкой-домовым, дедушкой-соседушкой, батюшкой-домовым, доможилом, хозяином-батюшкой. Чтобы его умилостивить, крестьяне прибегали к своеобразному жертвоприношению, подносили хлеб-соль, готовили разные кушанья. Внешне домовой имеет антропоморфный вид. Чаще это старик небольшого роста, с длинными седыми волосами и бровями. Тело, кроме рук и лица, может быть покрыто шерстью. Одежда домового напоминает костюм старика, характерный для данной местности. Нередко на домовом лохматая шапка. Случается, что он бывает похож на хозяина дома. Домовой добрее водяного и лешего, и с ним можно подружиться. А вот водяной или леший могут погубить человека. Домовой обычно обнаруживает себя стуком, стоном, плачем (предвещает беду), кряканьем (к добру). Во время сна человек чувствует, как домовой стягивает с него одеяло, налегает на грудь и начинает душить. Постоянная тема быличек — отношение домового к лошадям и домашнему скоту. Если лошадь ему нравится, заплетает ей гриву, ворует для нее сено у чужой лошади. А вот если лошадь не той масти, домовой каждую ночь привязывает ее хвост к яслям. Не понравится хлев домовому, хозяин будет вынужден не ставить туда скотину. Традиционно в быличках рассказывается о переезде семьи в другой дом и поведении домового. Если его не возьмут с собой, не позовут, последствия могут быть трагическими — от разорения до гибели. Ограниченность сюжетов в рассказах о домовом определяется обстановкой, в которой он действует — изба, двор, овин, гумно, а также временем — темное время суток. Фольклорный рассказ о домовом вне верования невозможен. Поэтому образ домового не вышел за пределы несказочной прозы. Предлагаемые читателю произведения несказочной прозы записаны студентами Хабаровского государственного гуманитарного университета во время фольклорной практики в Хабаровском крае. Казалось бы, суеверные рассказы должны принадлежать старине, но они и сегодня активно бытуют. Среди материалов встречаются и такие, где славянские легенды, предания, былички тесно переплелись с фольклором аборигенов. Сергей КРАСНОШТАНОВ, |
|||
|