Так называется серия издательства «Наука» (Новосибирск, Сиб. отделение), которое осуществляется в рамках государственной научной программы «Сибирь» по постановлению Президиума Сибирского отделения А. Н. Основная цель серии — научное издание выдающихся в художественном отношении фольклорных произведений народов Сибири и Дальнего Востока. Всего должно выйти 60 томов. В 1990 году вышел том Эвенкийские героические сказания. В книге впервые публикуются два уникальных эвенкийских героических сказания: «Храбрый Содани-богатырь» и «Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой разукрашенной одежде» — в исполнении крупнейшего сказителя Н. Г. Трофимова (1915–1971). На прилагаемой грампластинке воспроизводятся фрагменты магнитофонной записи другого сказания — «Иркисмондя-богатырь» в исполнении того же сказителя. В 1996 году вышел том 11 Нанайский фольклор: Нингман, сиохор, тэлунгу. Это первое в отечественной фольклористике сводное издание нанайского повествовательного фольклора. 65 из 68 текстов, составляющих том, ранее не публиковались. Записи производились в десяти национальных селах Хабаровского края исследователем и знатоком традиционной культуры нанайцев Н. Б. Киле. В аудиоприложение к тому вошли сказки целиком или в отрывках. В 1998 году вышел том 18 Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. Книга является первым академическим изданием удэгейского фольклора. В нее включены 78 текстов разных жанров. Большая часть текстов записана в полевых условиях в течение последних 30 лет. В основу тома легли тексты из личного архива одного из лучших знатоков культуры удэгейцев, составителя тома В. Т. Кялундзюга. Здесь же опубликованы архивные записи, в том числе впервые по полевым дневникам подготовлены к печати удэгейские фольклорные тексты, собранные в начале ХХ века выдающимся исследователем Дальнего Востока В. К. Арсеньевым. Следует добавить, что вышли из печати монографии: Кормушин И. В. Удэхейский (удэгейский) язык: Материалы по этнографии. Очерк фонетики и грамматики. Тексты и переводы. Словарь. — М.: Наука, 1998. Публикуется часть фольклорных текстов с переводами из большого собрания автора. Старцев А. Ф. История социально-экономического и культурного развития удэгейцев (середина XIX–XX вв.). — Владивосток: ДВГУ, 2000. См. раздел «Народное творчество». Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток) совместно с другими научными учреждениями страны и издательством «Наука» (Санкт-Петербург) издает серию историко-этнографических коллективных монографий «История и культура народов Дальнего Востока». Она предназначена для этнографов, историков, краеведов, филологов и всех, кто интересуется дальневосточной историей и культурой. В серии изданы: История и культура ульчей в XVII–XX вв. Историко-этнографические очерки. Коллектив авторов (Л. Я. Иващенко, Н. Б. Киле, А. В. Смоляк, А. Ф. Сиарцев История и культура эвенов. Историко-этнографические очерки. Коллектив авторов (Н. В. Кочешков, А. П. Самар, В. А. Туголуков). — СПб., 1997. Первое в отечественной историографии комплексное исследование, охватывающее все основные территориальные группы эвенов. См. гл. «Фольклор». История и культура орочей. Историко-этнографические очерки. Коллектив авторов (В. А. Тураев, С. В. Березницкий, В. В. Подмаскин). — СПб., 2001. См. гл. «Устное народное творчество». Орочский фольклор опубликован в монографиях: «Орочские сказки и мифы». Сост. В. А. Аврорин и Е. П. Лебедева (Новосибирск, 1966) и «Орочские тексты и словарь» В. А. Аврорина и Е. П. Лебедевой (Л., 1978). Что касается негидальцев, то в своем классическом труде «Путешествие на север и восток Сибири» (СПб. 1860, ч.1; 1878, ч. 2) Публикация малых народов Дальнего Востока продолжается, а проводимые исследования носят все более комплексный характер (см., например, научные работы Е. В. Шаньшиной). Впереди новые открытия и встречи с новинками литературы. |
|||
|