Классика «Золотой лиры»

Участники фестиваля «Золотая лира»В 2010 году сцена актового зала Дальневосточного государственного университета путей сообщения в очередной раз оказалась в полном распоряжении участников межвузовского фестиваля классической музыки «Золотая лира». Старейший и уважаемый вуз Дальнего Востока вновь подтвердил свою готовность не только соответствовать современным образовательным стандартам, но и создавать для учащейся молодежи среду богатого интеллектуального и духовного общения.

Дуэт Валентины Костанди и Александра АлексеенкоПобеда во Всероссийском смотре вузовских коллективов, роскошный белый рояль, торжественное открытие студенческой филармонии и вот уже семилетняя история уникального проекта, в котором будущие специалисты, молодые ученые общаются в пространстве классического музыкального искусства. Инициатор и бессменный руководитель фестиваля все эти годы — кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма университета путей сообщения Валентина Костанди.

В фестивальной программе 2010 года преобладала музыка П. И. Чайковского, и это неудивительно. 170-летие великого композитора — замечательный повод для молодых поклонников классики поближе познакомиться с прекрасной музыкой, разучить новые произведения и исполнить их для сверстников. Конечно, каждый был свободен в выборе пьесы. Студентки университета Юля Селедкова и Вера Резвая подготовили пьесы из фортепианного альбома Чайковского «Времена года», сложнее пришлось Ивану Казакову, ведь для аккордеона композитор не написал ни единой строчки. Однако, поставив себе цель, Иван обнаружил в нотных сборниках интересную аранжировку вальса из оперы «Евгений Онегин». Удивив своей находкой и публику, и жюри, студент факультета транспортного строительства Иван Казаков сам стал «открытием фестиваля». Татьяна Рыбакова учится в медицинском университете, ее сестра Ольга — в Хабаровской государственной академии госслужбы. О фестивале услышали от сокурсников. Решили попробовать, благо было кому их поддержать: опытный концертмейстер Лидия Чичеватова разучила с девушками дуэт из «Пиковой дамы» Чайковского, и вот они уже в числе дипломантов.

Еще живя на Сахалине, Максим Жульков узнал о «Золотой лире» из интернета. Тогда и решил, что поступит в медицинский и обязательно станет участником фестиваля. Так и случилось. Правда, после его нынешнего блестящего выступления кто-то из друзей не удержался: «Слушай, Макс, может быть, тебе нужно было в консерваторию поступать?» Максим ответил не задумываясь: «Я хочу стать хорошим хирургом, а у него руки должны быть, как у пианиста — чуткие и сильные».

Максим ЖульковВалентина Костанди: «Каждое творческое начинание — это чья-то воплощенная любовь, то, без чего трудно жить. Порой не благодаря, а вопреки всем обстоятельствам человек берет на себя обязательства и что-то делает сам».

Действительно, кто бы из коллег или руководства университета рискнул обязать новоиспеченного доцента Валентину Костанди, кстати сказать, только что вышедшую из декретного отпуска, взвалить на себя хлопотную обязанность приобщать студентов-технарей к музыкальной классике. Да и к чему это? 1998 год, иные времена, иные ценности. Мир другой и мы другие — негласно, но явно читалось это в манерах, в поведении, во внешнем виде студентов, с которыми молодой преподаватель впервые встретилась в университетской аудитории.

Влад ЛебедевВалентина Костанди: «Мои первые педагогические впечатления были сродни шоку. Еще свежи были воспоминания о недавней защите кандидатской. Меня буквально переполняли эти знания, желание поделиться ими. Так хотелось диалога, заинтересованности. А мои студенты по мобильнику в игры играют, в наушниках сидят, неинтересно им про культуру. Попробовала зайти с другой стороны. Спрашиваю: „Ребята, когда вы в последний раз в театре были?“ Недоумение в глазах: „А мы там вообще никогда не были. Нам видео хватает“. Вот такое было начало».

Что ж, в переводе с латинского «культура» означает возделывание, а труд этот, как известно, не сразу приносит видимые плоды, он требует от человека терпения, веры и абсолютной убежденности в правоте своего дела.

Валентина Костанди: «Я все-таки отношу себя к числу носителей традиционных, вечных ценностей. Пример родительской семьи, да и своей собственной — я ведь жена офицера, то образование, которое я получила в начале в Одесской консерватории, потом в Санкт-Петербургской академии художеств, годы работы в Дальневосточном симфоническом оркестре, общения с Геннадием Проваторовым, Виктором Тицем, Вячеславом Соболевским помогли мне осознать свое предназначение. Пусть это звучит со стороны несколько пафосно, но кто-то же должен зажечь свечу, продолжить традицию, поддержать и сберечь то лучшее, чистое, что, безусловно, есть в нашей молодежи. Воспитывая своих детей и повинуясь своему материнскому инстинкту, хочется научить, передать чужим детям этот свет, эту красоту, которой живет культура».

Юлия Селедкова (рояль), Регина Костанди (скрипка), Валентина Костанди (виолончель)По первой своей профессии Валентина Владимировна — оркестровый музыкант, виолончелистка. Расставшись с Дальневосточным симфоническим оркестром, став педагогом, занимаясь научной работой, она ни на день не расстается с любимым инструментом. И до сих пор виолончель остается ее главным аргументом в споре с теми, кто считает музыку чем-то второстепенным, необязательным.

Конечно же, главная задача университетского образования — это соответствие тем стандартам, которые выдвигает век научно-технического прогресса. Но может ли современный инженер, экономист, управленец ограничиться лишь суммой узкопрофессиональных навыков и знаний, не скажется ли это в дальнейшей в его деятельности, в общении с людьми, в формировании тех жизненных ориентиров, без которых нет личности?

Валентина Костанди: «Человек, получивший высшее образование, должен уметь мыслить масштабно, ведь он потенциальный руководитель производства. И в первую очередь приобщение к культуре помогает ему ориентироваться во времени, в историческом пространстве. Он просто обязан знать, каким векам принадлежат имена Микеланджело, Моцарта, Репина. Из этой моей педагогической установки и родилась идея культурно-просветительских программ «Творческие лики эпох». Уже в первом концерте, посвященном искусству барокко, мы собрали интересный видеоряд. Картины Рубенса, Рембрандта, иллюстрировали никогда не звучавшие в зале университета сонаты Корелли. Партию рояля исполняла аспирантка кафедры физики Мария Рябухина. Вокальные произведения подготовила тогдашний директор университетского музея Ирина Кафтанчикова. Мое же появление на сцене с виолончелью вызвало такую реакцию зала… Еще бы, доцент культурологи не только рассказывает, но и играет! Огромное спасибо Сергею Андреевичу Иванилову — первому проректору университета, который поддержал меня и натолкнул на мысль привлечь к этой музыкально-просветительской работе студентов. Так родился наш клуб любителей классической музыки «Ренессанс». Его ядро составили ребята, которые учились в музыкальной школе и сохранили интерес к инструменту. Фортепианные пьесы, дуэты, аккомпанементы готовили Юля Дьякова, Владислав Лебедев, Юля Селедкова, Александр Алексеенко. Пьесы для гитары исполняли Василий Саблин, Тимур Максудов. Репетиции чаще всего проходили у меня дома, потому, наверное, и дети легко вошли в наш студенческий коллектив. Сын Артем играл на рояле и ударных, дочь Регина — на скрипке, я на виолончели. За десять лет мы подготовили 20 программ. Сотрудничество с Хабаровским общественным собранием расширило нашу аудиторию, мы прониклись идеей консолидации, поняли, что в условиях провинциального города нам надо объединяться, искать соратников, единомышленников. Люди откликнулись, так родился фестиваль классической музыки для студентов технических вузов «Золотая лира».

Уже первый фестиваль, состоявшийся весной 2004 года, подтвердил актуальность и жизнеспособность этого начинания. За ним последовали второй, третий, в нынешнем году уже седьмой. К счастью, есть в наших вузах педагоги-подвижники, которые вопреки изменчивым веяниям века продолжают нести и передавать юношеству эстафету высокого искусства. Все эти годы идею фестиваля поддерживают и осуществляют в своих вузах талантливые музыкальные руководители, организаторы студенческой самодеятельности Н.Б Семерова, Л. А. Чичеватова, С. И. Кириллова, Н. И. Прусакова, Л. Н. Попова. С каждым годом расширяется образная и жанровая палитра выступлений студентов, возникают творческие содружества, появляются новые участники, рождаются нестандартные сценарные решения концертов. И в этом немалая роль жюри, в составе которого преподаватели Хабаровского колледжа искусств. Не считаясь со временем, Л. С. Шашкина, Р. В. Бондаренко дают профессиональные консультации, проводят мастер-классы.

Иван КазаковВалентина Костанди: «А как же иначе? Настоящие музыканты, профессионалы, прекрасно чувствуют вызовы времени. Кто через пять, десять лет придет на филармонический концерт, ведь нынешняя студенческая самодеятельность очень жестко сориентирована на развлекательные жанры. Эстрада, попса, как будто всего остального и не существует. А классическая музыка — это очень честное искусство. И думающие люди это прекрасно понимают. Можно найти, вложить средства и сделать из безголосой девчушки звезду эстрады, но ни за какие деньги никому еще не удавалось сделать оперную звезду. Музыкальная классика совершенно иначе выстраивает эмоциональную и интеллектуальную природу молодого человека, делает его более вдумчивым, сосредоточенным, формирует волевые качества. Наша гордость — отличник, победитель региональных студенческих олимпиад Саша Алексеенко. Начинал с несложных фортепианных пьес, в этом году сыграл часть из бетховенской сонаты, мечтает исполнить прелюдию и фугу Баха. Вот такие ребята являются наследниками той интеллигенции, которая формировала здесь, на Востоке, пространство русской культуры».

Судя по растущему год от года количеству партнеров, добровольных помощников проекта, это пространство в нашем городе расширяется. Ведь не случайно в студенческом конкурсе слоганов, посвященных фестивалю, победил этот: «Классика всегда в моде!».

Наталья ПОШИНА,
председатель краевого культурно-просветительского общества
«Хабаровское общественное собрание»