Маска женьшеня и костюм багульника

Школьный краеведческий музей в общеобразовательной школе № 33 г. Комсомольска-на-Амуре – это не столько место, где хранятся, описываются и экспонируются различные памятные предметы, сколько (и в большей степени) особое подразделение дополнительного образования. Музей является центром краеведческого, этнокультурного и экологического образования и в соответствии с этим предназначением предлагает школьникам множество творческих направлений.

Речь идет о моделировании — специфическом виде деятельности, интегрирующем в едином процессе познание, творчество, духовный, эмоциональный опыт: общение с единомышленниками, переживание успехов и неудач, радость преодоления трудностей. Экологическим и этнографическим моделированием мы (я и мои воспитанники. — Прим. авт.) называем изготовление моделей, масок, костюмов из доступных материалов, чаще всего из бумаги и картона.

В основе деятельности школьного музея дополнительные образовательные программы «Малая Родина» (комплексная краеведческая) и «Школа этнографии и прикладного искусства» (культурологическая). По ним проводятся занятия детских объединений, музейные уроки, тематические классные часы, экскурсии и т. д. Все эти мероприятия требуют соответствующего оборудования, оформления, оригинальной наглядности, дидактических материалов. К примеру, часто не обойтись без моделей разнообразных природных объектов, используемых для анимации.

Анимация в данном случае — методический прием, широко применяемый в нашей практике. Это презентация изучаемого природного объекта от первого лица при помощи маски или костюма. И тогда растение, рыба, зверь или гриб рассказывают о себе. Выстраивается сложная познавательно-игровая цепочка: знакомство с объектом (рассказ педагога, рисунки и фотографии, справочники и определители), придумывание образа, освоение технологии и изготовление маски — модели растения или животного.

Например, по теме «Лекарственные растения Дальнего Востока» третьеклассники делали комплект масок, которые должны отвечать следующим требованиям: быть привлекательными для учеников начальной школы, яркими, удобными, несложными в изготовлении и достаточно информативными, то есть, образ художественный, но растение узнаваемо. Скажем, женьшень. Это маска молодого мужчины азиатского типа (героя легенды об отважном юноше Жень Шене). Маска оформлена листьями и зонтиками красных плодов растения, изображенных со всей возможной точностью. Мальчик с этой маской (он ее держит перед лицом), рассказывая о растении от первого лица, работает «в образе», он играет роль. Но при этом сообщает точные, научно достоверные сведения.

Важно еще и то, что бумажные модели прочны, они используются многократно, экспонируются на выставках, где всегда производят впечатление на зрителя. Их удобно хранить.

Иногда делается не маска, а костюм. Легкий, яркий, условный — бумажный. В этом случае тоже сначала придумываем образ. Рододендрон даурский (багульник) — у нас Принц Дальневосточной Тайги. Он одет в охотничью шапочку и наплечную накидку с цветами и листьями. Они, конечно, увеличены, но не ошибешься — это цветы и листья багульника.

2010 год — год Тигра. Готовим спектакль агиттеатра «Хозяину тайги — безопасный дом». Для спектакля изготавливается костюм и маска Тигра, костюмы для «стражей тигрового дома» — все из картона и бумаги. Тигр — полосато-орнажевый, «кольчуги» стражей — золотые, с гербами. Расходы минимальные: 3 набора цветного картона, 4 рулона креповой бумаги, клей.

Этнографическое моделирование может быть еще более увлекательным. На этом основано содержание программы «Школа этнографии и прикладного искусства». Дети, занимаясь по этой программе, на каждом занятии делают модели и декоративные композиции, например по теме «Славянские рушники-полотенца» выполняется модель «Конец полотенца» — прорезное «кружево», составленный из отдельных мотивов орнамент в технике аппликации. По теме «Амурский орнамент» — модель берестяной посудинки-чумашки из плотной бумаги, имитирующей бересту, с соответствующим орнаментом (аппликация из черной бумаги).

К занятиям по этой программе требуются образцы изделий, выполняемых «продвинутыми» учениками, имеющими опыт моделирования. По мере обогащения опытом ребята берутся за более сложные работы, решая новые технологические задачи. Например, от изготовления модели «костюм нанайской невесты» — конструкции на конусе, устойчивой и прочной, мы переходим к модели «костюм таежного охотника». При изготовлении модели приходится решать ряд достаточно сложных задач, придавая фигуре необходимую устойчивость.

Точность и достоверность требуются не всегда. Иногда, наоборот, необходимо включить фантазию, моделируя облик фантастического существа или природного явления.

Перед нами была поставлена задача: изобразить природные источники энергии. Эту задачу мы решили, изготовив маски для анимации, чтобы Солнце, Ветер, Вода и Атомная Энергия сами поведали о своих преимуществах.

Над проектом «Русские духи» трудились первоклассники. Они делали маски леших, водяных, русалок, «баб-Ягов», которые были нужны и для занятий, и для новогодних представлений.

Или вот: потребовались модели — боги древних славян. Поскольку древние идолы вырубались из цельной древесины и не отличались деталями и подробностями, мы тоже обошлись простейшими конструкциями и минимумом деталей. В основе всех фигур два цилиндра: один для корпуса, другой, меньший, для головы. Сделали пока не всех богов. «Пантеон» пополняется и используется для уроков по славянской мифологии.

Увлекательное и познавательное занятие, это моделирование, и подходит для школьников любого возраста. И для групповых занятий, и для индивидуальных.

В 2009 году наш школьный музей участвовал в традиционной выставке детского творчества в музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Выставка «Мир и фантазия» должна была показать возможности использования бумаги как материала для детского творчества. В итоге коллекция наших работ признана лучшей в номинациях «Объемные композиции» и «Творческий рост педагога».

Наталья БОЯРИНЦЕВА