- Видеть хорошие знаки
- Разумное, доброе, вечное...
- Важнейший ресурс культурного обновления России
- Дом, где музыка живет
- Завороженный баяном
- Радость «Виолино»
- Классика «Золотой лиры»
- Наполним музыкой сердца
- Город юности рисуют дети
- Время собирать
- Новая школа и вечные ценности
- Историк и музей во времени и пространстве Дальнего Востока России
- Беседы с детьми о русской иконе
- В поисках источника вдохновения
- Магия первобытного очага, или Археология без витрин
- Медвежьи забавы
- Не оторваться от корней
- Изучая амгуньских людей. Об исследователях негидальской культуры
- Маска женьшеня и костюм багульника
- Город будущего
- Всякое дело мир красит
- Как все начиналось. Из истории образования в Приамурском крае
- Карандашные пометки неутомимого исследователя
- Профессор Козловская. Строгая, но справедливая
- Посеешь характер – пожнешь судьбу
- Особая территория народов Севера
- «Чукотским и корякским владею хорошо»
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Единое пространство культуры
- КОРОЛЕНКО Евгений Васильевич
Школьный краеведческий музей в общеобразовательной школе № 33 г. Комсомольска-на-Амуре – это не столько место, где хранятся, описываются и экспонируются различные памятные предметы, сколько (и в большей степени) особое подразделение дополнительного образования. Музей является центром краеведческого, этнокультурного и экологического образования и в соответствии с этим предназначением предлагает школьникам множество творческих направлений. Речь идет о моделировании — специфическом виде деятельности, интегрирующем в едином процессе познание, творчество, духовный, эмоциональный опыт: общение с единомышленниками, переживание успехов и неудач, радость преодоления трудностей. Экологическим и этнографическим моделированием мы (я и мои воспитанники. — Прим. авт.) называем изготовление моделей, масок, костюмов из доступных материалов, чаще всего из бумаги и картона.
В основе деятельности школьного музея дополнительные образовательные программы «Малая Родина» (комплексная краеведческая) и «Школа этнографии и прикладного искусства» (культурологическая). По ним проводятся занятия детских объединений, музейные уроки, тематические классные часы, экскурсии
Анимация в данном случае — методический прием, широко применяемый в нашей практике. Это презентация изучаемого природного объекта от первого лица при помощи маски или костюма. И тогда растение, рыба, зверь или гриб рассказывают о себе. Выстраивается сложная Например, по теме «Лекарственные растения Дальнего Востока» третьеклассники делали комплект масок, которые должны отвечать следующим требованиям: быть привлекательными для учеников начальной школы, яркими, удобными, несложными в изготовлении и достаточно информативными, то есть, образ художественный, но растение узнаваемо. Скажем, женьшень. Это маска молодого мужчины азиатского типа (героя легенды об отважном юноше Жень Шене). Маска оформлена листьями и зонтиками красных плодов растения, изображенных со всей возможной точностью. Мальчик с этой маской (он ее держит перед лицом), рассказывая о растении от первого лица, работает «в образе», он играет роль. Но при этом сообщает точные, научно достоверные сведения. Важно еще и то, что бумажные модели прочны, они используются многократно, экспонируются на выставках, где всегда производят впечатление на зрителя. Их удобно хранить. Иногда делается не маска, а костюм. Легкий, яркий, условный — бумажный. В этом случае тоже сначала придумываем образ. Рододендрон даурский (багульник) — у нас Принц Дальневосточной Тайги. Он одет в охотничью шапочку и наплечную накидку с цветами и листьями. Они, конечно, увеличены, но не ошибешься — это цветы и листья багульника.
2010 год — год Тигра. Готовим спектакль агиттеатра «Хозяину тайги — безопасный дом». Для спектакля изготавливается костюм и маска Тигра, костюмы для «стражей тигрового дома» — все из картона и бумаги. Тигр —
Этнографическое моделирование может быть еще более увлекательным. На этом основано содержание программы «Школа этнографии и прикладного искусства». Дети, занимаясь по этой программе, на каждом занятии делают модели и декоративные композиции, например по теме «Славянские К занятиям по этой программе требуются образцы изделий, выполняемых «продвинутыми» учениками, имеющими опыт моделирования. По мере обогащения опытом ребята берутся за более сложные работы, решая новые технологические задачи. Например, от изготовления модели «костюм нанайской невесты» — конструкции на конусе, устойчивой и прочной, мы переходим к модели «костюм таежного охотника». При изготовлении модели приходится решать ряд достаточно сложных задач, придавая фигуре необходимую устойчивость. Точность и достоверность требуются не всегда. Иногда, наоборот, необходимо включить фантазию, моделируя облик фантастического существа или природного явления. Перед нами была поставлена задача: изобразить природные источники энергии. Эту задачу мы решили, изготовив маски для анимации, чтобы Солнце, Ветер, Вода и Атомная Энергия сами поведали о своих преимуществах.
Над проектом «Русские духи» трудились первоклассники. Они делали маски леших, водяных, русалок, « Или вот: потребовались модели — боги древних славян. Поскольку древние идолы вырубались из цельной древесины и не отличались деталями и подробностями, мы тоже обошлись простейшими конструкциями и минимумом деталей. В основе всех фигур два цилиндра: один для корпуса, другой, меньший, для головы. Сделали пока не всех богов. «Пантеон» пополняется и используется для уроков по славянской мифологии. Увлекательное и познавательное занятие, это моделирование, и подходит для школьников любого возраста. И для групповых занятий, и для индивидуальных.
В 2009 году наш школьный музей участвовал в традиционной выставке детского творчества в музее изобразительных искусств Наталья БОЯРИНЦЕВА |
|||
|