- Видеть хорошие знаки
- Разумное, доброе, вечное...
- Важнейший ресурс культурного обновления России
- Дом, где музыка живет
- Завороженный баяном
- Радость «Виолино»
- Классика «Золотой лиры»
- Наполним музыкой сердца
- Город юности рисуют дети
- Время собирать
- Новая школа и вечные ценности
- Историк и музей во времени и пространстве Дальнего Востока России
- Беседы с детьми о русской иконе
- В поисках источника вдохновения
- Магия первобытного очага, или Археология без витрин
- Медвежьи забавы
- Не оторваться от корней
- Изучая амгуньских людей. Об исследователях негидальской культуры
- Маска женьшеня и костюм багульника
- Город будущего
- Всякое дело мир красит
- Как все начиналось. Из истории образования в Приамурском крае
- Карандашные пометки неутомимого исследователя
- Профессор Козловская. Строгая, но справедливая
- Посеешь характер – пожнешь судьбу
- Особая территория народов Севера
- «Чукотским и корякским владею хорошо»
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Единое пространство культуры
- КОРОЛЕНКО Евгений Васильевич
Среди имен лингвистов-педагогов, стоявших у основания отделения народов Севера Хабаровского педагогического института (ныне Дальневосточный государственный гуманитарный университет), незаслуженно забытым остается имя Нины Алексеевны Богдановой (1904–1966) – учителя, этнографа, лингвиста, автора учебников корякского и чукотского языков, преподавателя Хабаровского государственного педагогического института. Большое влияние на формирование ее жизненной позиции и научных приоритетов оказал Владимир Клавдиевич Арсеньев, известный исследователь российского Дальнего Востока. В 1925 году, после окончания этнографического факультета Географического института, он пригласил Нину Алексеевну на должность заведующей отделом этнографии Хабаровского краеведческого музея. Этот старейший отдел музея обладал одним из самых крупных в Дальневосточном регионе и полных по составу этнографических собраний. К 1925 году коллекция включала не только материалы по культуре коренных народов Приамурья (свыше двух тысяч предметов), но и более трех тысяч предметов по отделу сопредельных стран.
Коллекции, принятые Ниной Алексеевной, были в запущенном состоянии, их необходимо было продезинфицировать, высушить и очистить от плесени, поставить на учет, описать и систематизировать. В центре ее научных исследований были материалы по
Много интересных материалов по традиционной культуре
Центром этнографических исследований начинающего этнографа были удэгейцы рода Кимонко, проживавшие на этой территории. Во время экспедиции она близко познакомилась с юношей по имени Джанси Кимонко. Здесь она впервые приобрела опыт не только лингвистических изысканий, но и педагогики.
Свою первую встречу с Ниной Алексеевной он описал в своей книге «Там, где бежит Сукпай» (имя и фамилия
Вероятно, сотрудничество с Хабаровским техникумом народов Севера, знакомство и общение со студентами, прибывшими из Корякского и Чукотского округов, оказало влияние на дальнейший выбор Нины Алексеевны. Зимой 1929 года она уезжает работать на Камчатку, где до 1933 года активно участвует в организации работы Корякской культбазы, преподает и заведует школой I ступени. Совместно с
Вместе с тем после трех лет, проведенных на Севере, ей пришлось выехать в Москву с «расстроенным здоровьем», где она получила направление на лечение. После курорта в январе 1934 года Нина Алексеевна начала работать преподавателем корякского языка и литературы в институте народов Севера (г. Ленинград). Со следующего года она стала по совместительству преподавать и в Ленинградском государственном пединституте имени В марте 1944 года Нина Алексеевна возвращается в Корякский национальный округ на преподавательскую работу. Она вела занятия по русскому и корякскому языкам в Тигильском (Корякском) педагогическом училище, затем работала директором школы села Палана и инспектором Тигильского районного отдела образования.
«Умение непринужденно говорить со своими учениками, внимательно выслушивать их, ее манеры, элегантность даже в очень скромной одежде — все подчеркивало высокую культуру и интеллигентность учителя. Мне нравилось наблюдать на переменах за ее общением со своими Работая на Севере, Нина Алексеевна собрала богатый лингвистический и этнографический материал по материальной и духовной культуре народов, проживающих на Камчатке. Она в совершенстве владела не только корякским и чукотским, но и несколькими диалектами этих языков. Знание языка, традиций и духовной культуры северных народов составили тот научный потенциал, который стал основой ее лингвистических исследований и печатных работ. Министерство просвещения дважды привлекало Нину Алексеевну к подготовке изданий для начальных классов северных школ. Делом всей ее жизни стало составление учебников грамматики, сборников упражнений, программ по корякскому и чукотскому языкам.
В 1947 году Нина Алексеевна вновь приезжает в Хабаровск. Работу в Хабаровском пединституте она начала ассистентом, затем стала старшим преподавателем и заведующей кафедрой языков народов Севера. Центром общения студентов, приехавших из отдаленных северных территорий (Камчатка, Чукотка) стал созданный ею кружок по изучению культуры и быта народов Севера. Многие ученики стали не только преподавателями национальных языков, но и отличными переводчиками произведений русской классической литературы (В. Панкарин, Ю. Еткунин, А. Алотов и др.). Особое внимание Нина Алексеевна уделяла Александру Иныловичу Яйлеткану, ставшему впоследствии филологом, лингвистом и прекрасным учителем корякского языка, а также ительменке Клавдии Глуховой (Халойловой), создавшей букварь на ительменском языке (совместно с
Итогом ее педагогической деятельности стали следующие учебники: «Наша речь: Учебник корякского языка. Грамматика, правописание, развитие речи. Для подготовительного класса корякской начальной школы» — Л.-М.: Учпедгиз, 1950); Наша речь. Грамматика и правила правописания: Для
В своей преподавательской деятельности Нина Алексеевна не забывала о музее. В 1953–1954 годах она и
Этнографические материалы, собранные Ниной Алексеевной на Камчатке, представляли большой научный интерес. В письмах к ней профессор
Часть архивных материалов о Нине Алексеевне хранится в ее личном фонде в документах Хабаровского пединститута (Госархив Хабаровского края), а также в научном архиве Хабаровского краеведческого музея им В Государственном архиве Хабаровского края (фонд 1776) хранится лишь небольшая часть наследия Нины Алексеевны Богдановой — этнографа, лингвиста и учителя с большой буквы, трепетно и с глубоким уважением воспринявшего культуру другого народа.
Светлана ГОНЧАРОВА, |
|||
|