Україно моя, кольорова...

Украинские земли с давних времен славятся самобытным народным декоративно-прикладным мастерством. Это керамика, ткачество, вышивка и замечательные писанки. В марте 2005 года Хабаровский краевой центр украинской культуры «Криниця» организовал выставку декоративно-прикладного искусства «Україно моя, кольорова».

То есть красочная, разноцветная. Экспозиция представила национальные костюмы, традиционные вышивки, предметы ткачества, писанки, выполненные современными мастерицами, а также старинные вещи, которые мы бережно храним в память о наших предках. И в каждой из них — душа украинского народа.

Символ благословення життя

Рушник, он как символ Украины. И каждый из них, словно песня, удивляет своей неповторимостью. Какое разнообразие орнаментов, цветов, деревьев, птиц, вазонов изображено на них! Хочется поклониться тем мастерицам, которые вложили в эти рушники свою душу и сердце.

У меня в доме хранится старинный рушник моей прабабки Гаши (Агафьи). Домотканое льняное полотно, вышитое незатейливыми цветами красно-черного цвета, а на концах пришито кружево и кисти. Бабка сама его себе на свадьбу сделала аж в 1867 году!

Вышитый рушник в Украине занимает особое место, и каждый наделен образно-символическим значением. Рушник — атрибут многих обрядов и украшение быта. Одни служат оберегами, другие имеют заклинательные символы или ритуальное значение. К примеру, в моей деревне во время похорон покойного опускали в могилу на рушниках и на кресты завязывали вышитые рушники. Многие символы дошли до нас из язычества и связаны с мифологией.

Рушник сопровождал человека на протяжении всей его жизни — от рождения до смерти, в радости и в горе. Он всегда служил символом радушия — на нем традиционно подносили хлеб-соль. Хлеб никогда не лежал на «голом», не покрытом рушником столе. Рушником покрывают и пасхи, которые несут святить в храм.

В различных жизненных ситуациях рушник служил как оберег: на входинах в новую хату, проводах в дальнюю дорогу, при встрече дорогих гостей, на крестинах и свадьбах.

Рушники на свадьбу вывешивали на жердь, протянутую через всю комнату, и ходили всем селом смотреть, каково же молодкино тканье и вышивка. Это был праздник, новая жизнь начиналась...

В старое время, бабушка рассказывала, обычно в чем венчали, в том и хоронили, а рушники свадебные берегли до самой смерти. И лишь по большим праздникам доставали их из сундуков и украшали избу. Один рушник перед смертью обязательно «завечали» обычно крестнице или крестнику. Они должны были нести на похоронах икону на этом рушнике, надетом на шею. Рушник становился их собственностью.

Повязывать рушником руки молодо-
женов — это тоже символ священнодейства, благословление на счастье в семейной жизни.

Та поможи, Боже,
На рушничок стати,
Рученьки звязати,
Тодi не розлучить нi батько,
нi мати,
Тiльки разлучить заступ
та лопата...

Вышивание рушников — это процесс высокого творения с магическими заклинаниями. Мастерицы в те давние времена прославляли силы природы, Солнца, великой богини Берегини. Очень много красного и черного в этих орнаментах. Например, дерево-цветок в народе ассоциируется с подземным царством, земным, небесным. Дерево
жизни — символ матери-природы, а вышитый виноград — радость семейного счастья.

Из поколения в поколение передаются традиции изготовления рушников. Хотя, к сожалению, что-то уже безвозвратно утеряно. Замечательно, что мы бережем очень древние магические знаки, символы красного и черного цветов в рушниках Украины. Но прочитать и расшифровать старинные орнаменты и знаки сейчас уже почти невозможно.

Современные рушники, конечно же, отличаются от старинных. Сейчас и ткани другие, и огромный выбор ниток для вышивания, большая гамма цвета. Вышивают рушники крестом, гладью, различными видами мережки и настила. Существует специальный рушниковый шов, совершенствуются приемы выполнения узора, обогащается колорит, расширяется круг мотивов, вводятся новые образы с сюжетными решениями композиции, где часто звучит и современная тематика.

А родом я из красивого села с дорогим моему сердцу названием — Омутское (это на Алтае). Мой прадед Клементий Изотович был переселенцем с Черниговщины. Пешком пришли они с молодой женой да с годовалой дочкой Ариной осваивать новые земли Сибири. И традиции родной Украины осели на новом месте. Ярко и красочно было в домах моего села.

В моем детстве в доме у нас долгой холодной зимой всегда стоял в большой комнате ткацкий станок. Так мы и жили под стук кросен. Ловкими руками моя бабушка Арина Клементьевна прихлопывала бердами вновь положенные в уток нити, уплотняя узор. Какой это тяжелый и утомительный труд! Помнится, бабушка не пользовалась никакими чертежами и схемами. Узор, видимо, хранился в ее памяти. Ах, какими нарядными были ее милые половички да коврики (по-украински — постилки да килимi).

Не все умели выбирать узоры на ткани. Здесь необходимы особая внимательность и острота зрения. Ткать рано начинали учить. Из бабушкиных рассказов я слышала, что, мол, сначала посадят пояса затыкать, потом — за холсты. И только как все это освоишь, узоры брать учат...

«До середины узор берешь, вардушки за ниченки ставишь, а после середины отбирать будешь; узор сам пойдет — считать не надо, только дощечки вынимай да бердами прихлопывай... А чтобы края не стягивало, ставь дощечку-разлучку, она края во время тканья натягивает и держит», — учила нас, внучек, бабка Арина.

Часто ворчала: «Чтобы узоры брать, голова светлая нужна. Вам, молодым, этим бы заниматься, а вы вон к учебе тянетесь, руками делать ничего не хочете...»

Заколдованные цветы на тканых коврах

Искусство ткачества замечательно богатством орнаментальных композиций и изобразительных средств. Традиции народной художественной культуры, уходящие вглубь веков, — это живительный родник, который питает народную фантазию и в наше время.

Взять, к примеру, буковинские ковры и половички. Красивые узоры, орнаменты с не менее красивыми названиями: «Водограй», «Кульбаби», «Жоржини», «Смерiчка», «Веселка», «Гачки», «Днiстровi хвилi», «Метелiкi», «Снiжок» и т. д. Кстати, подобные названия орнамента встречаются и в рушниках, и в писанках.

Если в буковинских коврах строгая симметрия орнаментов, то в центральной части Украины — изобилие цветов. Дешевые безворсовые ковры служили для убранства крестьянской хаты, так же, как и рушники, насундучники, настольники, покрывала на кровать, половики и дорожки. А более дорогие ковры — плотные и пушистые — на пол и стены, и ткались они в основном на продажу городскому населению. Были еще махровые санные ковры.

В зависимости от назначения ковра менялось и его художественное оформление. Например, санные ковры отличались рисунком ярким, броским, хорошо видимым на большом расстоянии. Фон настенных ковров почти всегда был черным. На нем четко выступал рисунок, подчеркивалась его цветовая насыщенность. А кайма представляла собой цветочную гирлянду.

Цветы в узоре вполне реальны, узнаваемы, и в то же время условны. Пышные красные розы вызывают в моей памяти образы заколдованных цветов из народных сказок. Колорит ковров яркий, сочный. Он построен на сочетании чистых цветов: красного, черного, синего, желтого, фиолетового, зеленого, белого, а также их мягких оттенков.

Изделия, выполненные в технике многонитового (ремизного) ткачества, пользуются большой популярностью у деревенских жителей и сегодня. Особенно интересны льняные скатерти и рушники с узором «У вакенци» («У оконца»). Он представляет собой ритмическое чередование вертикальных и горизонтальных полос, которые при соединении создают формы, действительно похожие на окна крестьянских хат.

Такой простой элемент, как линия, создает довольно богатую систему геометрического орнамента в виде малых и больших квадратов, клеток в шахматном порядке, прямоугольников, которые легко сочетаются в горизонтальном и вертикальном направлениях. Для получения орнамента «У вакенци» пользуются четырьмя нитями (ремизками). Это придает орнаменту неповторимое национальное звучание и красоту. Разнообразие рисунка, его сложность, колорит достигаются увеличением количеств цветных нитей. Мастерицы заправляют кросна в 4, иногда в 8, 12 или даже в 16 нитей.

Орнамент, полученный в многонитовой технике ткачества, довольно многообразен. Хотя он и состоит из ограниченного числа элементов, но разные по величине квадратики и прямоугольники — это разнообразные комбинации и вариации. Каждый из них имеет свой рисунок, ритмично заполняющий все изделие. Создается порой эффект мерцания, ряби в глазах и пульсирующего движения. Трудно сосредоточить взгляд на той или иной детали узора. А иногда орнамент воспринимается объемно. Скорее всего, именно поэтому в народе закрепились такие названия узоров, как «имглiци» (мгла), «моргухи» (от слова «моргать», когда «рябит в глазах»), «кружки», «зорки», «маланки», «дымки».

Большое искусство ткачих проявляется в оформлении ковров, «перебиранок». На широких кроснах, заправленных в две нити, но с использованием дощечки и «матухов» (шнуров), ткутся самые сложные композиции. Заглянешь в дом такой мастерицы, увешанный коврами, рушниками, вышивками, постилками, и кажется, что попал на какой-то волшебный луг. Войдешь в дом с сильного мороза или дождя, после работы, уставший, и такое ощущение, что вернулся в май. На душе становится тепло, светло, спокойно.

Христианские мотивы украинских писанок

Особое место в народном творчестве Украины занимают писанки. Обычай создания писанок берет начало в глубокой древности, когда человек придавал большое значение культу солнца, дающего жизнь и тепло. Жаль, нет возможности любоваться этими произведениями искусства в нашем городе Хабаровске. А ведь многие экспонаты ничуть бы не уступали перед знаменитыми китайскими и японскими миниатюрами.

Писанка — это своеобразная миниатюрная живопись на яйце. По технике исполнения различают несколько видов писанок: «крашанки» — яйца, покрашенные в один цвет, «крапанки» — покрытые цветными пятнами на фоне другого цвета, «дряпанки» или «скробанки» — с выцарапанным при помощи металлического стержня рисунком, «малеванки» — с орнаментом, нанесенным кисточкой от руки, и, наконец, «писанки» — украшенные геометрическими и растительными орнаментами, а также изображениями животных, птиц, рыб.

С тех далеких времен до наших дней дошел лишь один «зразок», как его называют в Украине. Был он изготовлен в Х столетии! Еще тысячу лет назад в Киеве существовал ремесленный цех, где делали писанки, расписывали их и даже экспортировали в другие края.

Экспонат, что хранится в Киевском историческом музее, носит символическое название — «Берегиня». В дохристианские времена наши предки-славяне верили в Великую Богиню-Берегиню. Это символический образ — стилизованная женская фигура с поднятыми вверх руками, со временем перешедший в образ Матери Божьей. В советское время под видом антирелигиозной борьбы замахнулись и на религиозное мастерство. Но даже и тогда ходили тайком в церковь, пекли куличи, делали творожные пасхи, красили и расписывали яйца. Теперь, слава Богу, нет нужды прятать свои чувства. Конечно, Пасха — это настоящий праздник, светлый и радостный, очень старинный, традиционный, праздник в душе и в доме. Пасха — праздник праздников и торжество из торжеств, потому и богослужение в этот день отличается необычайным величием.

К Пасхе яйца красили и красят практически все. Писанка издавна является символом весны, плодородия, новой жизни. Приемы нанесения орнамента на поверхность яйца особые. В горшок, на тлеющий уголь, кладут «кулешник» — маленькую чашку с воском. Макая «писак» — железную трубочку с деревянной ручкой в растопленный воск, наносится орнамент на яйцо, непрерывно вращаемое в соответствии с характером рисунка. Сначала наносят детали орнамента, которые должны остаться белыми. Затем яйцо окунают в самую светлую краску, например, розовую или желтую. Потом по светлому фону пишут воском отдельные элементы задуманной росписи, которые должны быть светлыми. Опускают в более темную краску, например, красную. Затем на красном фоне рисуют элементы орнамента, которым предстоит остаться красными, и так далее. В конце работы закрашивают наиболее интенсивным цветом — темной краской, черной или коричневой. Все! Роспись закончена.

Снимаем теперь уже ненужный воск с яйца, слегка подогрев его, обтираем суконкой, потом растительным маслом, и перед нами предстает играющая яркими, чистыми красками писанка.

Писанки расписывали женщины. Помогать матери могла старшая дочь да девчата, которые замуж собирались. Воду для красок набирали до восхода солнца, чтоб «була не почата», чистая родниковая или из снега талого. Прочитав молитву-заговор, садились непременно на вывернутый кожух и начинали расписывать яйца. Нужно было знать целую систему формул и знаков, «щоб надати витворовi чарiвної сили».

Современные мастера используют анилиновые красители на спирту, но в основном применяют натуральные природные. Нас долго уверяли, что только луковая шелуха безвредна. Вот и стали наши пасхальные яйца красно-оранжевого цвета, коричневые или слегка пятнистые. А вот наши предки умели красить яйца чуть ли не во все цвета радуги! Почему бы и нам не воспользоваться их старыми добрыми советами и не сделать в очередную Пасху фейерверк?

Из ольхи изготовляли красную краску, из бобов — зеленую, из неспелой ржи, шелухи лука, коры дикой яблони — желтую. Зеленый цвет получится, если сварите яйцо вместе с молодой зеленью озимых всходов. Или другой вариант: добавьте в кастрюлю с яйцами немного листьев шпината (его можно заморозить с осени). Отвар из цветов ольхи (запаситесь весной) окрасит яйца в фиолетовый цвет. Если сварить их вместе со свеклой или корой вишни, то получатся самые разные оттенки красного цвета — от розового до темно-бордового. Яйца получатся золотыми, если при варке использовать шафран или желтую резеду (естественно, заготовленную впрок). Кора дуба сделает яйца бронзовыми.

Сейчас очень много расписных яиц из гипса, пластмассы, дерева, но как приятно подарить оберег, сделанный своими руками.

На выставке в Арт-подвальчике была представлена коллекция яиц, расписанных акриловыми красками. Я трудилась над ними всю зиму. Проделывала с обеих сторон яйца маленькие отверстия, выдувала содержимое (это для омлета или яичницы), а пустое яйцо тщательно мыла, обезжиривала поверхность, убирала клеймо уксусом, протирала салфеткой и наносила рисунок карандашом на белую поверхность яйца. Затем последовательно делала роспись акриловыми красками, которые очень быстро сохнут и не пачкают руки. Можно расписать яйцо и гуашью, и акварелью, но потом обязательно покрыть лаком для волос или акриловым лаком.

В моих писанках присутствуют христианская символика, геометрические, растительные и животные символы, знаки солнца, мифических богов. Наши пращуры считали, что чем больше цветов на писанке, тем больше в ней магической силы и скорее можно приворожить лучшую долю. А вы не задумывались, почему именно яйцо еще в дохристианское время стало элементом веры? Да потому, что яйцо — это символ зарождения жизни. Желток похож на солнце, а люди всегда уважали это небесное светило, преклонялись перед ним, как перед божеством. Солнце — это бог Ярила. Легенда гласит: птицы были любимыми творениями бога Солнца, и только они могли приблизиться к нему на близкое расстояние. Птиц боготворили, не смели ловить. Зато могли взять их яйца, которые, по убеждению предков, обладали магической силой Ярилы. Кроме того, из «мертвого», казалось бы, яйца, может народиться петух (пивень), как посланец Солнца. Предки верили, что только петух может спозаранку разбудить Ярилу. С принятием христианства яйцо включили в обряды новой веры.

А сколько легенд связано с писанками и крашанками! Одну красивую легенду поведала мне в детстве бабушка Арина, мать моей мамы (а маме идет уже девятый десяток!). Бабушки давно нет, а легенда живет. И я рассказываю ее своим внукам... Вот она:

«Когда Иисуса распяли на кресте, из его ран точилась кровь. Каждая капля, падая на землю, превращалась в крашанки. А под крестом стояла Матерь Божья. Она молилась и горько плакала. И те красные крашанки, на которые попадали слезы ее, вдруг превратились в яркие, расписные писанки. Богородица собрала все писанки и крашанки в хустину (платок) и пошла к Понтию Пилату просить дозволения, чтобы Сына похоронить. Путь был длинным, по дороге она дарила прохожим и детям писанки и наказывала им жить в мире, добре и согласии. А когда, наконец, дошла она до дворца Пилата, сомлела от усталости, а писанки из хустины раскатились по всему белому свету. С того самого времени расписывают люди писанки и дарят их друг другу с пожеланиями добра, силы и здоровья, щедрого урожая, счастливой доли».

Элементы символов за многие века мало изменились. Таких символов в моей коллекции порядка ста из многих уголков России, Украины, Белоруссии. Возможно, со временем изменились пожелания, которые мы говорим друг другу. По-новому они сейчас интерпретируются.

У славянских народов очень популярны мотивы цветов, растительности — это символы урожая богатого, чтобы все, что посеяли, выросло, дозрело. Иголки ели, сосны — это символы вечной жизни и юности, чтобы рос ребенок здоровым и красивым.
Виноград — доброта, братство, верная любовь. Орнамент с изображением яблони или сливы — мудрость, любовь и здоровье. Звери, птицы, рыбы — символы богатства, хорошего и крепкого хозяйства. Паук — символ непоколебимости, терпеливости, мужества, успех в художественном ремесле.

Из геометрических символов популярен мотив «сорок клинцев». На самом деле это сорок восемь треугольничков, каждый из которых — это одно пожелание или одно исполнение желаний, а также символ сорока дней поста, сорока мучеников, сорока дней пребывания Иисуса Христа в пустыне.

Решето — символ победы добра над злом. Рушничок — символ материнства и знания. Дорожка — символ вечности. Бесконечник не имеет ни конца ни начала и является символом пожелания того, чтобы были богаты и счастливы, чтобы зло никогда не посетило ваш дом. Крапинки на яйцах — «Зозулины яйца» (кукушкины) — символ весны, зорьки на небе, символ слез Матери Божьей. Трилистник — символ земли, неба и огня. Крест — четыре стороны света, символ Бога Отца, Бога сына и Духа Святого. Ну и самый древний
знак — Богиня Берегиня — символ всего живого на земле, рождение новой жизни. Ее изображали в виде женщины с поднятыми вверх руками и стоящей непременно во весь рост.

Вот каким может стать яйцо — обыкновенное белое яйцо. Проявите терпеливость, вложите в роспись часть своей души, и появится на свет великолепная писанка!

Треба вмiти написати,
Треба дати належнi фарби — краски,
Треба писати тодi, коли положено це робити.
Треба вмiти пп «замолити»
I дати, кому належить.

Так говорила моя бабка. А украинская поэтесса Вера Ворскло написала замечательные стихи по этому поводу:

Ой, писали писанку,
Писанку-колисанку,
Рiзними розводами —
Символи знаходили.
Ой, писали писанку,
Мов мережку, вишивку —
До Богiв розмову сяйну,
кольорову.
Писанки з мережками
Стали обережками.
В них чаклунь записана,
Зло вбиваэ списами...

Славяне часто рисовали на яйцах Полихана или Полехана. Божество это имело отношение к солнцу, а имя его, вероятно, произошло от слова «полыхать», то есть ярко гореть. Ведь не зря на груди этого получеловека-полуконя по традиции рисуют солнечный знак. А в более южных районах России Полихана называют проще — Полкан. Полулюди-полузвери и двухголовые чудо-твари — не просто чересчур богатая фантазия мастеров. Эти, на первый взгляд, странные рисунки отражают мироощущение древних людей, память о единстве человека с природой. В те далекие времена человек относился к животным с уважением и почтением и считал их себе равными. Ведь недаром слово «тварь» происходит от «сотворить».

Не установлено, когда появились первые писанки, но известно, что они были символичными. Как свидетельствуют археологические раскопки Х столетия, их писали на крупных журавлиных яйцах, утиных или гусиных, а также на яйцах аиста. Эти перелетные птицы селились вблизи людских поселений и из года в год возвращались к своим гнездам.

А с возвращением птиц наступала весна, а с нею тепло. Люди считали, что птицы на крыльях несут весну. Через какое-то время в гнезде появлялись птенчики. Из обыкновенного мертвого на вид яйца вдруг появлялась жизнь, живой пушистый комочек! Люди решили, что яйцо знает тайну природы, и стали разными знаками, которые считали магическими, прославлять своих богов, писать на них просьбы о помощи и пожелания здоровья, добра, мира. Писанки со знаками стали традицией славянских народов.

Уже много веков передаются они от поколения к поколению. У многих писанок сохранились названия, а многие за долгое время утратили свое значение и название. Только 48 композиционных вариантов существует на мотив дубового и вишневого листа. Существуют и философские знаки, такие, как «Всесвет», «жизнь», «смерть».

Символом победы жизни над смертью было дерево. Оно умирало зимой и оживало весной. Видимо, это считалось большим дивом для наших предков. И они поклонялись деревьям, как богам. С дубом обособляли Перуна — бога солнечной и человеческой энергии. Калина — знак святого Коляды. Вишня — святого прабога Сварога. Иногда рисовали только гребень петуха (пивня) или куриную лапку (курячью). Такое яйцо было талисманом. Считалось, что им человек мог умилостивить добрые силы, приворожить их до себя, а зло и лихо отворачивал от себя. С любовью вообще связаны только яркие цвета писанок. Если в росписи использовано 4 цвета или 5–6 сразу — такой оберег на счастье, мир и любовь дарили.

В моей семье писанки лежали со дня Пасхи и до Вознесения на столе или лавке на рушнике, в красивой посуде. И только потом убирались к образам на видное место, чтобы всегда были под рукой для ритуальных потреб.

Желток со временем в писанках высыхает и гремит, как погремушка. Ведь писанки всегда расписывали в сыром виде. А вот крашанки — это яйца вареные. Ими христосовались, разговлялись на Пасху, обменивались и «бились». У кого крепче окажется скорлупа, тот забирал разбитое яйцо себе. Это так мы в детстве забавлялись.

Яйцо-писанка — мое большое увлечение. Этой темой я занимаюсь давно и знаю о яйцах все. Или почти все. На нашей выставке в Арт-подвальчике было приятно видеть интерес многих людей к писанкам. С огромным удовольствием я им о них рассказывала все, что знаю сама.

Людмила РЯЗАНОВА


Людмила РязановаРЯЗАНОВА Людмила Михайловна.

Предки по линии матери из Черниговщины. Закончила Павлодарское училище декоративно-прикладного мастерства и художественной графики. В прошлом — педагог. Мастер 6-ro разряда по художественному вязанию на спицах. В разное время в Хабаровске проходили выставки Л. М. Рязановой, где были представлены ее акварели, работы по флористике, писанки и придуманные картины в пластилиновой технике.

30 лет увлекается писанками (роспись яиц). Провела ряд мастер-классов по росписи писанок и работе с пластилином. С удовольствием помогает клубу «Волшебница» при городском Доме ветеранов в организации и оформлении выставок. Постоянная участница традиционных городских выставок цветов и огородной продукции.

Заядлый рыбак. Любит удочку и озеро недалеко от своей дачи. Любит петь, сочинять стихи, вязать. И еще любит замечательный коллектив хора «Криниця», где она выполняет роль художника-оформителя сцены, а также выставок народного мастерства своего коллектива.