Секреты изготовления нанайских музыкальных инструментовКоренные малочисленные народы Дальнего Востока России на протяжении всей своей многовековой истории создавали и передавали из поколения в поколение свою уникальную, оригинальную и самобытную музыкальную культуру. В связи с отсутствием до недавнего времени у коренных этносов письменности (и тем более нотописи) канули в лету многие бесценные образцы музыкального народного творчества. В то же время большая работа, проведенная историками, этнологами, музыковедами и другими учеными, позволила сохранить и донести до нашего времени многое из сокровищницы музыкального наследия аборигенной культуры. Некоторые явления аборигенной культуры бытуют в наше время лишь в концертной деятельности, утратив свои исконные обрядовые или бытовые функции. К большому сожалению, сбывается предостережение В. К. Арсеньева о том, что скоро придет время, «когда этнографы, лишившись живых видимых источников, должны будут, подобно историкам и археологам, пользоваться вещественными остатками для воссоздания быта, уже не существующего». Народная инструментальная музыка и музыкальные инструменты — одна из составляющих культуры народа, отражающая специфику мышления этноса. Национальные музыкальные инструменты являются бесценными памятниками, проливающими свет на традиционную бесписьменную музыкальную культуру этносов. К музыкальным инструментам коренного населения российского Дальнего Востока относятся губной варган (дугообразный металлический и пластинчатый деревянный), так называемое «звуковое бревно», некоторые шумовые инструменты (пояс шамана с металлическими подвесками, колокольчики, бубенчики и т. п.), различные виды погремушек, шаманский бубен с колотушкой, струнные инструменты (в частности, монохорд, получивший наибольшее распространение), различные виды духовых инструментов (флейты, дудочки, свистки, манки), свободные аэрофоны и т. п. В процессе эволюции некоторые музыкальные инструменты вышли из употребления, уступая место новым, другие дошли до наших дней в неизменном виде. Многие инструменты видоизменялись и совершенствовались в результате историко-культурных контактов, приспосабливались к социальным и эстетическим потребностям человека. Каждый музыкальный инструмент обладает своим особым тембром, определенным звуковым диапазоном, динамическими и техническими возможностями и т. д. Качество звучания инструмента обусловлено как объективными факторами (материал изготовления, конструкция, форма, сила натяжения мембраны или струны и др.), так и субъективными (манера игры, способы звукоизвлечения исполнителем). Важнейшей составляющей изучения любой инструментальной музыки является изучение особенностей музыкальных инструментов: их конструкции, материала изготовления, строя, исполнительских качеств, способа бытования и пр. Но не менее важно для глубокого познания специфики инструментального творчества этносов постигать и особенности изготовления инструментов народными умельцами. Ведь сотворение музыкального инструмента — это целое искусство со своими тайнами и секретами, которые безвозвратно уходят вместе с народными мастерами и — шире — с целыми исчезающими этническими культурами. Совсем не много осталось народных исполнителей национальных инструментальных наигрышей, мастеров изготовления национальных музыкальных инструментов. Об одном из таких редких людей хотелось бы рассказать. Живет в городе Хабаровске уникальный мастер изготовления нанайских музыкальных инструментов Валентин Лукич Самар. Родился он в 1945 году в селе Дэундэ Комсомольского района Хабаровского края. Валентин Лукич — десятый ребенок в семье, самый младший. Он получил профессиональное ювелирное образование — закончил художественно-графическое отделение Хабаровского государственного педагогического института (ныне — педагогический университет). Не простыми людьми были предки Валентина Лукича: отец и брат отца в свое время были шаманами. Поэтому не понаслышке знает мастер особенности изготовления шаманских атрибутов, бубна и других национальных музыкальных инструментов. Валентин Лукич поделился своими секретами изготовления некоторых нанайских музыкальных инструментов. Так, самая простая погремушка традиционно изготавливается из желудка или воздушного пузыря сома, которые надувают и оставляют до полного высыхания. Затем, насыпав внутрь рис, горох, мелкие речные камешки, ракушки и т. п., желудок или пузырь привязывается нитками к палочке, которая служит рукояткой. Для изготовления нанайской погремушки из рыбьей кожи Валентин Лукич берет несколько слоев бересты шириной 4–5 см длиной 30–35 см, складывает в форме круга и склеивает. Причем бересту надо собирать в тайге в строго определенное время: во время цветения черемухи в конце июня (в течение всего одной недели). На получившийся обод с обеих сторон натягивается мембрана — кожа соленой рыбы (осенней кеты или сазана). Предварительно кожа очищается от чешуи, вымачивается в растворе уксуса с солью в течение нескольких часов и выделывается тканью. Затем натянутая кожа закрепляется на ободе, намазанном рыбьим клеем в местах соединения с кожей. Снаружи кожу обвязывают крепкими нитками и оставляют высыхать на несколько часов. Внутрь погремушек кладется рис (он хорошо впитывает влагу). Горох придает инструменту более гулкий и низкий звук. Так же внутрь можно положить мелкие речные ракушки, камешки, бисер. Качество звука зависит от материала, формы, наполнения инструмента, а также силы натяжения мембраны. К получившейся погремушке мастер приделывает деревянную рукоять (например, кедровую). Существует три способа крепления рукояти: 1) снизу к погремушке, 2) двумя частями — рукоять снизу к погремушке и «наконечник» сверху напротив рукояти и 3) насквозь через погремушку. Последний способ крепления ручки придает дополнительное звучание погремушке, т. к. рис или горох (или иное наполнение) во время игры (встряхивания) ударяются не только о мембрану (натянутую кожу рыбы) и обод, но и о часть рукояти, находящейся внутри инструмента. Длина рукояти обычно составляет около 8–12 см. Рукоять может иметь расширение книзу; если она сквозная (или имеется «наконечник»), то в ее верхней части символически может быть вырезано изображение духа. Верхний слой бересты на погремушке часто украшается национальным орнаментом. Орнаментирована может быть также и рукоять. Процесс изготовления хорошего бубна — это целое искусство и доступно оно не каждому. Так, чтобы изготовить основу этого инструмента — обод, на который в дальнейшем натягивается кожа, нужно поехать в тайгу и найти молодой ясень. Выбор этого дерева Валентин Лукич объясняет его гибкостью, прочностью и фоническими качествами. Для обода бубна используется часть ствола длиной примерно 4 м, диаметром 5–6 см. Ствол сворачивается в нужную форму: яйцеобразную, овальную или круглую, закрепляется веревками, срезается и оставляется высыхать на длительное время (примерно на один-два месяца). Затем ствол обрабатывается, по всей окружности обода вырезается углубление, служащее дополнительным резонатором инструмента. Мембраной для бубна служит обычно кожа животных или рыбы. Валентин Лукич для этих целей использует кожу диких животных (козы, кабарги). Кожа изнеженных домашних животных, по мнению мастера, не имеет необходимых качеств. Выделывание кожи — процесс долгий и довольно трудоемкий. Предварительно кожу нужно замочить в растворе уксуса с солью, герметично закрыть и оставить на неделю. При жаркой погоде сроки замачивания сокращаются. Затем кожа выделывается. Валентин Лукич мастерски выделывает кожу до прозрачного состояния, но при этом она не теряет своей прочности! На следующем этапе Валентин Лукич вырезает форму из доски для того, чтобы натянуть на нее кожу и отрегулировать качество звучания и будущее натяжение мембраны на ободе. Традиционно нанайский бубен имеет яйцевидную или овальную форму (так называемый «амурский тип»), хотя, конечно, мастер может изготовить и круглый бубен. Высохшая кожа снимается с формы, слегка промазывается «рыбьим клеем» (из воздушного пузыря калуги или осетра) для придания будущей мембране прочности. На приготовленный заранее обод с одной стороны натягивается кожа и закрепляется. С обратной стороны бубна крестообразно прикрепляется ручка из четырех кожаных ремешков, объединенных в центре металлическим кольцом. К бубну прилагается деревянная колотушка (чаще всего из лиственницы), обтянутая кожей (комус) сохатого. В этом году Валентин Лукич отметил свой 60-летний юбилей, думается, столь внушительная дата удивит многих его знакомых — такой удивительный заряд бодрости и положительной энергии излучает этот человек. От всей души хочется пожелать ему здоровья, творческого долголетия и продолжения традиций! Светлана МЕЗЕНЦЕВА МЕЗЕНЦЕВА Светлана Владимировна, преподаватель кафедры теории и истории музыки Хабаровского государственного института искусств и культуры. Из читаемых мной в институте дисциплин самая любимая — «История музыки Дальнего Востока». Большую радость доставляет «полевая работа»: поездки в экспедиции, общение с носителями традиционной культуры, которых, к сожалению, остается все меньше. В настоящее время работаю над кандидатской диссертацией, посвященной музыкальному фольклору (в частности, инструментальной музыке тунгусо-маньчжуров). |
|||
|