Меня всегда интересовал вопрос: кто они, амурские резчики конца ХIХ — начала ХХ веков, создававшие те многочисленные национальные предметы искусства, которые хранятся в различных музеях страны и, как правило, характеризуют свои этносы? Имя одного из них — талантливого ульчского мастера Негои — назвал С. В. Иванов. Экспедиционно-полевые материалы, архивные документы, научные исследования различных российских музеев свидетельствуют, что ульчского резчика Негои в конце ХIХ — начале ХХ вв. знали (лично, по его работам, или по рассказам аборигенов) Л. И. Шренк, Бертольд Лауфер, Л. Я Штернберг, А. М. Золотарев, И. П. Лавров, С. В. Иванов, Ю. А. Сем, а также П. В. Лонки, П. Л. Дечули и многие другие известные ученые и деятели культуры. Вместе со мной судьбой резчика Негои интересовался в начале 1980-х годов П. В. Лонки: кто он, откуда, какие изделия изготовлял, каков его стиль в резьбе по дереву? Что удалось выяснить по этой теме, я собираюсь рассказать читателю. Резчик Негои жил в Булаве или в одном из близлежащих стойбищ. К началу ХХ столетия он уже сложился как матер, который специализировался в основном в изготовлении оригинальных ковшей для медвежьего праздника. Кроме того, он вырезал изящные ульчские ложки, игрушки и сэвэны. Судя по изделиям, хранящимся в краеведческих музеях Дальнего Востока, более всего ульчскому мастеру удавались деревянные ковши и ложки, которые специально изготовлялись к празднику медведя. Одна из таких ложек хранится в Государственном музее Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова. Учетные документы свидетельствуют, что ложка изготовлена в 1906 году. Ее рабочая часть выполнена в виде удлиненного, изогнутого дугой лепестка с плоской лицевой поверхностью и острым концом. Плоская рукоять ложки имеет фигурное окончание; лицевая поверхность покрыта косыми параллельными насечками-желобками; в области соединения с рабочей частью рукоять представляет собой узкий цилиндр с ребрами на лицевой и оборотной сторонах. Ложка выполнена резчиком Негои в традиционной технике плоско-рельефной резьбы. После орнаментации она была покрыта специальным раствором, приготовленным, видимо, на основе охры, нерпичьего жира, икры, сажи и некоторых других компонентов. Другая ложка для медвежьего праздника, изготовленная Негои, хранится в Богородском краеведческом музее. По стилю она похожа на описанную ранее. Резчик с большим мастерством вырезал на ее рукояти спирально-ленточный орнамент, более мелкий, нежели нивхский. После изготовления ложка была покрыта специальным раствором. В ГМДВ им. Н. И. Гродекова хранится еще одна ложка для медвежьего праздника работы ульчского мастера Негои. По моему мнению, она была вырезана в конце ХIХ века, возможно, в 1895 — 1897 годах. Рукоять ложки плоская, с фигурным концом. Ее лицевая поверхность украшена спирально-ленточным орнаментом и горизонтальными параллельными насечками-желобками поверх орнамента в технике плосковыемчатой резьбы. В области соединения с рабочей частью рукоять представляет собой узкий цилиндр с ребрами на лицевой и оборотной сторонах. Знакомство с изделиями Негои, анализ их формы и орнаментации — все это приводит к мысли, что он один из первых ульчских резчиков использовал некоторые технико-художественные приемы, которые применяются ульчскими мастерами сегодня. Об этом совсем не пишут, но ведь кто-то впервые использовал тот или иной прием резьбы, предложил ту или иную технику обработки дерева. Можно предположить, что Негои один из первых разработал такой технико-художественный прием резьбы по дереву, как кэдэри (название этого приема резьбы на ульчской ложке автор впервые встретил в программе детской художественной школы, основным автором которой является Д. И. Ангин). По определению Д. И. Ангина, кэдэри — это сплошная параллельная линейная неправильная резьба: двугранная с более широкой одной гранью с самостоятельной или декоративной ролью. Много нового внес ульчский резчик Негои и в разработку приемов плоско-рельефной резьбы: контурной, линейной, двухгранной, равнобедренной, двухлинейной, трехлинейной, четырехгранной, шестигранной и т. д. Мастер Негои был первооткрывателем и целого ряда ульчских традиционных растворов для заключительной обработки изделий из дерева. Одним из первых он применил технику обжига на завершающей стадии изготовления предметов ульчского прикладного искусства. Конечно, во многих начинаниях ему помогали другие мастера и ученики. Имя Негои должно войти в золотую книгу деятелей ульчской культуры, так как он положил начало тем традициям, которые сегодня широко используют ульчские мастера, даже не ведая того, что когда-то жил и творил скромный ульч, опередивший свое время и оставивший образцы для молодых мастеров. Петр ГОНТМАХЕР, профессор |
|||
|