Не в столь далекие времена каждая нанайская женщина владела искусством вышивания. Эти навыки были им необходимы по этнической традиции декорировать все, во что одевается человек, чем он пользуется в быту, на промысле, из чего ест и пьет, на чем ездит. Разумеется, как и у любого народа, талантлива была не каждая женщина. Но с детских лет матери, бабушки, сестры обучали девочек умению шить и вышивать, так что к 11-12 годам у них уже вырабатывались достаточно твердые навыки. За свою жизнь женщина успевала сшить немало прекрасно декорированных изделий для каждого члена семьи, для дома. Орнамент народов Приамурья, в том числе и нанайский, изучен достаточно хорошо. Но нанайская традиционная художественная вышивка, которая вне орнамента не может быть, до сих пор не получила более подробного специального анализа. Выдающийся ученый С. В. Иванов в книге «Орнамент народов Сибири как исторический источник» пишет, что декоративные швы отличаются «значительным разнообразием и сложностью», что в пределах Амурского бассейна и о. Сахалина ими «зафиксировано около сорока их разновидностей, объединяемых в несколько групп». В этом же источнике он приводит классификацию основных амурских швов и дает технологию некоторых из них. Предлагаем описание технологии традиционных нанайских швов, выявленных в ходе полевых и экспедиционных работ в местах компактного проживания нанайского этноса, в процессе работы с музейными коллекциями, общения с известными мастерицами-вышивальщицами, профессиональными художниками, искусствоведами. Основными традиционными материалами для орнамента и вышивки являлись рыбья кожа, ровдуга, животная кожа с коротким ворсом, позже — текстиль, шелк. Соответственно, и нитки были из рыбьей кожи, ровдуги, сухожилий. Необходимые цвета получали, используя в основном растительные красители. Цветные хлопчатобумажные и шелковые нитки появились намного позже: их привозили из Китая. Каждая женщина имела специальные маленькие ножички для оконтуривания орнамента (с тупым лезвием) и его вырезывания (с острым лезвием) и специальную доску для этих целей. Вырезанный узор или орнамент приклеивался к материалу-основе клеем, изготовленным из пузыря рыбы осетровой породы. И только после этого можно было приступать к вышиванию. Традиционно нанайцы шьют и вышивают, держа иголку острием к себе, указательным пальцем проталкивая ее сквозь материал. Выбор шва зависел от того, какое изделие следовало женщине декорировать: халат, обувь, рукавицы, мужские или женские вещи, повседневные или праздничные, возможно, свадебные, ковер и т. п. Тамбурные швыНаиболее древними и распространенными являются тамбурные швы. И это понятно. Мастерски выполненные, они изящны и красивы, с ними само изделие нарядно. Эти швы делятся на однотамбурный, однотамбурный прерывистый, однотамбурный крученый, двутамбурный, который, в свою очередь, выполняется в нескольких вариантах: двутамбурный открытый, двутамбурный кромочный, двутамбурный капелькой, или просто «капелька», косой тамбур и др. ?Однотамбурный шов иногда называют цепочкой, он на самом деле напоминает цепь. Этот шов выполняется следующим образом. Иголка с ниткой прокалывает материал с изнанки на лицевую сторону, нитка отводится влево под большой палец левой руки (для правшей), затем, не отпуская левого пальца, иголка с ниткой ведется слева направо и вводится в то же место, откуда она была выведена с изнаночной стороны на лицевую вначале, делается стежок («шаг») с изнанки материала. Длина шага должна быть не более 1–1,5 мм. Иголка с ниткой выкалывается до нитки под большим пальцем, затем аккуратно вытягивается нитка. Большой палец левой руки все еще держит нитку, образуя петлю, которая по мере вытягивания нитки уменьшается до размера, определенного шагом с изнаночной стороны. Теперь большой палец отпускает нитку и поправляет получившуюся петельку. Для того чтобы сделать вторую петельку, следует вновь нитку отвести влево под большой палец, иголку с ниткой — слева направо вколоть в первую петельку плотно с вытянутой ниткой, сделать с изнаночной стороны такой же «шаг», как первый, не забывая держать нитку большим пальцем. Вновь иголка с ниткой выкалывается до нитки под большим пальцем, нитка вытягивается, и только в последний момент, когда получилась уже петелька, нитка освобождается из-под большого пальца. Ему остается только поправить петельку. Прерывистый однотамбурный отличается от обычного тамбурного тем, что «цепочка» прерывается через каждые три-четыре петельки. Достигается это более широким «шагом» с изнаночной стороны материала между последующими группами в три-четыре петельки. Технология двутамбурного шва в основе своей такая же, как и однотамбурного. Разница состоит в том, что для получения двух тамбуров-петелек надо вначале сделать параллельные две, при этом одна из них (левая или правая — не имеет значения) должна нижним краем быть на 0,5-1мм ниже другой. Последующую петельку следует начинать с той, которая чуть выше. Длина «шага» с изнаночной стороны ткани зависит от намеченного размера шва. И при вышивании двутамбурным швом не следует забывать о функции большого пальца и о том, что иголка с ниткой вынимается до нитки под ним. В противном случае тамбура не получится. Его (тамбура) форма — круглая, удлиненная, треугольная — зависит не только от того, как поправит петельку большой палец, но и от того, как ровно в предыдущую петельку будет вкалываться иголка с ниткой и так же ровно выкалываться. От этого зависит и то, насколько ровными получатся края шва, в итоге — качество вышивки.
Петельный шовВ нанайской вышивке очень распространен шов петельный: плотный прямой, редкий прямой и по диагонали, в два и несколько рядов, отделочный прямой и по диагонали, обметочный, по настилу, двусторонний. В сравнении с двутамбурным он гораздо проще. Технология петельного прямого: как обычно, иголка с ниткой прокалывает материал с изнаночной стороны на лицевую. Вытянутую нитку отправляем под большой палец левой руки, иголкой вновь прокалываем материал плотно с тем местом, откуда выкололи иголку. Делаем с изнаночной стороны материала «шаг» длиной 2-2,5 мм, выкалываем иголку до нитки под большим пальцем и вытягиваем нитку, в последний момент отпуская большой палец. Получились две плотно расположенные полоски ниток с петлей внизу. Таким образом продолжаете вышивать дальше, и вы получите петельный прямой плотный шов. Технология петельного редкого такая же, только полоски ниток следует располагать на некотором расстоянии друг от друга. Петельный по диагонали потому так и называется, что нитки кладутся не прямо, а по диагонали. Петельный редкий, как прямой, так и по диагонали, в вышивке обычно используется в качестве отделочного параллельно другому виду шва. Помимо этого, петельный шов употребляется для закрепления края орнамента или узора, выполненного в технике «художественная вырезка». Современные вышивальщицы при использовании этого шва располагают петли у кромки. Мастерицы старших поколений петли располагали на «вырезке» — аппликации, а полосками ниток как бы обметывали края. Поэтому этот вид шва называют еще петельным обметочным или петельным кромочным. Обметочный шов может выполняться и в форме треугольников. Нередко в вышивке используется шов петельный в два и несколько рядов. Для получения рядов следует иголку с ниткой вкалывать между полосками ниток предыдущего ряда. В остальном технология та же. Из всех видов петельных швов выделяются петельный по настилу и петельный двусторонний. Они отличаются строгостью, стройностью, переливчатостью, изяществом. Не случайно именно этими швами вышивали свадебные наборы одежд. Традиционно в качестве настила использовали узенькие полоски рыбьей кожи или ровдуги, а также лосиный волос, жильную нитку. По указанной выше технологии обшивали петельным швом эти полоски, служившие настилом. Технология петельного двустороннего шва несколько иная. Первые движения такие же, как при исполнении петельного прямого (плотного). Далее следует кончиком иголки чуть отвести верхний край вытягиваемой нитки вправо и в верхнем правом углу перед ней вколоть иголку, чтобы сделать «шаг» с изнаночной стороны. Все остальные действия вам известны. Шов петельный двусторонний выполняется и по настилу, и без настила. Гладевый шовНе менее красив и потому часто используется гладевый шов. Он имеет несколько вариантов: гладевый обычный плотный без настила, гладевый по настилу, и тот и другой в два и несколько рядов, гладевый отделочный, гладевый обметочный или кромочный, гладевый с прикрепом в один и несколько рядов, гладево-петельный и другие. Гладевый обычный плотный без настила выполняется по самой простой технологии: нитка обматывает намеченную полоску ткани. Главное при этом — соблюдать абсолютно ровные края гладевой ленты, ни одна нитка ни по верху, ни по низу ленты не должна выбиваться из ряда, образуя «зубчики». Гладевый по настилу вышивается так же, как и без настила. Однако добиться ровных краев ленты здесь легче: надо вкалывать иголку под настил и выкалывать из-под настила. Нитка не должна сильно затягиваться — это помнет края настила, и вышивка будет неровной, некачественной. Умело выполненный гладевый шов по настилу не хуже петельного по настилу, у больших мастериц он даже красивее. Такие искусницы выбирали именно этот шов при декорировании свадебных и ритуальных одежд, на которых символический орнамент вышивался швом «гладевый по настилу» в два и несколько рядов. Гладевый отделочный шов обычно использовался и используется в растительном орнаменте. Им заполняются листочки круглой формы, лепестки цветков, различные соединения в виде завитков и спиралей. Гладевый обметочный шов служит для кромочных линий изделий, и в этом назначении он обычно не плотный, а редкий. Швом гладево-петельным в растительном орнаменте заполняют удлиненные по форме листочки. Особенность его технологии заключается в следующем: начав с верхнего конца листочка, мы выполняем не очень плотный петельный шов, при этом петельки должны идти по середине, а полоски ниток кладутся по бокам, по диагонали. Шов гладевый с прикрепом в старину встречался только на праздничных, ритуальных, свадебных вещах — так он красив, привлекателен, торжествен. Шов в прикрепШов «в прикреп» достаточно прост. Но со вкусом подобранные цвета материала, который надо прикрепить, и ниток, прикрепляющих этот материал, в сочетании с основой изделия делают узор или орнамент ярче, выигрышнее, богаче. Материалом для узора или орнамента может служить ровдуга, рыбья кожа, сухожилия, в наше время — сутаж, тонкая тесьма. Готовый узор должен быть приклеен к основной ткани (другому материалу). Нитка для шва «в прикреп» должна быть цвета контрастного, но гармонирующего с цветом материала узора и основой изделия. Иголка с ниткой выкалывается с изнаночной стороны ткани под полоской ровдуги (или другого выбранного для узора материала), вытягивается нитка до конца, вкалывается иголка вверху под полоску узора и вновь выкалывается внизу так, чтобы она выходила из-под полоски орнамента, вытягивается нитка и так до конца работы. Прикрепляющие полоски ниток можно класть как прямо, так и по диагонали, в зависимости от узора и выбора вышивальщицы, но в любом случае редко — от трех до пяти мм друг от друга. Строчевой шовВ традиционной нанайской вышивке используется несколько разновидностей, на первый взгляд, совсем простого строчевого шва. Чаще встречаются строчевой отделочный, строчевой прерывистый и тамбурно-строчевой швы. Их технология предельно проста. На декорированных изделиях можно увидеть простейший строчевой, использованный в целях отделки орнамента. Это прерывистый шов, выполняемый методом «вперед иголку», абсолютно ровными и равными по длине стежками как по лицевой, так и по изнаночной стороне материала. Прерывистый строчевой шов может варьироваться: стежки можно объединять в группы по три-четыре через равные промежутки. Другой вид строчевого шва позже, с появлением швейных машинок, замененный машинным швом, выполняется методом «назад иголку». Игла выкалывается с изнаночной на лицевую сторону ткани, нитка вытягивается, затем делается стежок назад, т. е. игла вкалывается в ткань за той точкой, в которую была выколота. По изнаночной стороне делается стежок в две длины стежка, который получился на лицевой стороне ткани, игла выкалывается на лицевую сторону. Отсюда, отведя иголку назад, вкалываем ее в ту же точку, откуда вышла иголка на лицевую сторону от предыдущего стежка. И так продолжаем дальше. Получается практически машинный шов, но выполненный вручную. Очень своеобразен, а потому интересен тамбурно-строчевой отделочный шов. Его технология: делается петелька однотамбурного шва и из этой петельки «иголкой вперед» стежок в полпетельки по лицевой стороне, далее иголка вкалывается на изнаночную сторону, по ней тоже «иголкой вперед» делается стежок в два полных тамбурно-строчевых шва, иголка с ниткой выкалывается на лицевую сторону, и вновь повторяются те же действия. В традиционной нанайской вышивке редко, но встречается отделочный шов в виде шипов, расположенных по диагонали. Выполняется он обычным строчевым швом по краям гладевого по настилу шва, вышитого в два ряда. Шов обметочный «через край» выполняет две функции: закрепление краев материала, чтобы он не осыпался, и соединение деталей изделия. Технологию этого шва подсказывает само его название — обметочный, т. е. он выполняется методом обметывания. Шов «выворотный кант»Шов «выворотный кант» по виду прост, но в выполнении требует усердия, терпения, аккуратности. Используется в технике «аппликация» на одежде, постельных принадлежностях, коврах. Для кантов нарезаются косые беечки из гладкоокрашенной ткани нужного цвета, которые одним краем сшиваются с краем аппликационной ткани. Затем беечка выворачивается, аккуратно отутюживается с лицевой и изнаночной стороны так, чтобы с лицевой стороны беечка образовала ровную тоненькую полоску на аппликации. Получившаяся деталь пришивается к основной ткани по шву, которым пришиты края аппликации и бейки, и так аккуратно, чтобы верхний шов был не заметен. Шов «растянутый зигзаг»Используется только как отделочный. Выполняется он методом «иголка вперед» обычным строчевым швом. Иголка с ниткой вколота на изнаночную сторону. Нитка кладется по диагонали вниз на 4–5 мм, действием «иголку вниз и вверх» делается на изнаночной стороне ткани маленький стежок в 0, 5–1 мм, нитка вытягивается и вновь кладется по диагонали, но уже вверх, повторяется стежок вверху, и так производятся одни и те же действия. Если наклон нитки по диагонали будет меньше, получится менее растянутый зигзаг, или по С. В. Иванову, сомкнутый зигзаг (с.369). Сочетание нескольких видов швовДля нанайской вышивки характерно сочетание нескольких видов швов на одном орнаменте. Это могут быть однотамбурный и двутамбурный швы, петельный односторонний и петельный двусторонний, двутамбурный и петельный отделочный, сочетание трех и четырех основных и отделочных швов. Использование нескольких разных швов на одном орнаменте — не самоцель, не демонстрация умения и навыка вышивальщицы. Это диктуется желанием изготовить настоящее произведение искусства, которое радовало и восхищало бы своим великолепием и красотой людей, в том числе, конечно, и автора. Декорирование изделий из мягких материаловНесколько слов о технике декорирования изделий из мягких материалов. Кроме наиболее распространенных техник «тиснение» и «художественная вырезка», известны аппликация, текстильная мозаика, плетение, простегивание и роспись. Понятие «аппликация» чаще всего связано с ажурно вырезанным орнаментом, наклеенным и пришитым тем или иным швом к материалу-основе. Но в нанайских изделиях, выполненных в технике «аппликация», кроме выше сказанного, орнамент составляется и подбором криволинейных кусочков ткани разного цвета с определенным их чередованием. Это может быть имитация рыбьих чешуек с вышитыми на них узорами и без них на женских и детских халатах, декорированные ромбы, квадраты и треугольники на коврах. Аппликационными можно считать узенькие цветные матерчатые полоски, которые пришивались по краям орнамента на швейные изделия как отделочные. Достаточно широко использовалась техника «мозаика», выполнявшаяся сшиванием (стачиванием) разноцветных геометрических форм кусочков материала. Этот вид декорирования чаще встречается на постельных принадлежностях. Техника «мозаика» была распространена при декорировании меховой одежды и обуви. Для такой работы бралась кожа с коротким ворсом. Чтобы мозаичный орнамент лучше смотрелся, мех даже чуть подстригался. Но делать это следовало очень аккуратно, чтобы поверхность меха получилась ровной. Мозаичный орнамент будет ярким, красивым, если подобран мех контрастного цвета: например, белый и черный, темно-коричневый и бежевый, светло-серый и черный и т.д. Нанайцы были известными мастерами в таком виде прикладного искусства, как плетение. В данном материале мы говорим о плетении на швейных изделиях. В коллекциях музеев, частных собраниях немало изделий, выполненных в этой технике: халаты женские и детские, ковры, постельные принадлежности. Технология этого вида искусства достаточно трудоемка. Нарезаются узкие длинные полоски гладкоокрашенного материала двух или трех цветов. Края полосок подгибаются вовнутрь, отутюживаются, затем тончайшим строчевым швом прошиваются. Полученные таким образом полоски-ленты переплетают, создавая нужный орнамент. Чтобы его сохранить, все переплетение прошивается по середине полосок строчевым швом (в наше время прострачивается на швейной машинке). Орнамент методом «простегивание» создавался на одеялах, стеганых чулках, головных уборах, рукавицах, зимних халатах. Этот метод преследовал две цели: декорирование и надежное соединение верха изделия с подкладкой. Его технология проста: методом тиснения наметив контуры орнамента, обычным строчевым швом «назад иголку» прошивают изделие, одновременно захватывая его верх и подкладку. Нитка по цвету должна совпадать с цветом верха изделия. Получается слегка выпуклый узор или орнамент. Техника «роспись» в декорировании традиционных изделий из мягких материалов сейчас практически не используется. Однако в древние и более поздние времена, даже в начале ХХ века создавались вещи из рыбьей кожи и ровдуги, украшенные росписью. В музеях еще хранятся амири, спинки которых декорированы не вышитой аппликацией, а росписью. Мастерицы расписывали халаты соком толченых лепестков лазорника и насыщенным отваром сосновой коры. Завершая материал о традиционной вышивке и некоторых видах декорирования изделий из мягких материалов, следует сказать, что многие указанные и технологически разобранные швы, а также виды декорирования характерны не только для нанайцев. Ими владеют и другие народы Амура. В целом же традиционный орнамент и вышивка, в которых воплотился богатый духовный мир амурских этносов, занимает заметное место в искусстве всех народов Севера. Антонина КИЛЕ, |
|||
|