От чего зависит успех той или иной роли или спектакля? Солист Хабаровского краевого музыкального театра заслуженный артист России Юрий Тихонов считает, что от материала пьесы, от того, как этот материал ложится на актера. Ну и от режиссера, конечно. А вообще пятьдесят процентов успеха любого спектакля – это правильное распределение ролей. Валторна привела в театр Родился Юрий Тихонов на Северном Урале, где деревья в небо, таежный воздух и тишина. После школы работал в леспромхозе трактористом и пел в клубной самодеятельности. Любимые с детства занятия — рыбалка, охота, общение с природой. В 19 лет юноша был призван на службу в армию. Вот там то, не без удовольствия вспоминает юбиляр, все и началось. — Мой путь в творчество начался в военном оркестре, где я играл на валторне. Потом меня забрали в ансамбль, определили солистом Я ведь пришел в армию из самодеятельности, у нас в клубе был духовой оркестр, в котором я играл и пел. После армии поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. Учился с будущими солистами московской оперетты Светланой Варгузовой, Виталием Мишле. Вокал у нас преподавала знаменитая Любовь Котельникова, среди ее учеников Иосиф Кобзон… После выпуска попал по распределению в Саранский музыкальный театр (Мордовия) и четыре года, как положено, отработал в нем. Справедливости ради замечу, что по окончании училища у Тихонова была возможность остаться работать в Москве. И предлагали, и звали. Но столичная суета, спешка, метро, в котором нечем дышать, не привлекали молодого человека. «Я пока учился, не мог дождаться каникул, чтобы выехать на природу, вздохнуть полной грудью». Короче, не столичный житель. В Саранске Тихонов впервые вышел на профессиональную сцену в оперетте В. Мурадели «Девушка с голубыми глазами». Потом были работы в спектаклях «Летучая мышь», «Веселая вдова», «Севастопольский вальс», «Фиалка Монмартра» — репертуар разнообразный, интересный, особенно для начинающего артиста. — Тогда в Саранский театр приезжали на постановку такие замечательные режиссеры как Верезов, Хмельницкий, много лет возглавлявший Ленинградский театр оперетты, Ошеровский из Одесского театра оперетты. Работать с ними было интересно и поучительно, — вспоминает Юрий Иванович. Однако молодость не давала долго засиживаться на одном месте, и по прошествии нескольких лет молодой актер все чаще стал задумываться, а не пора ли испытать себя на подмостках в другом театре. — О Хабаровске я был наслышан, несколько раз даже приезжал сюда с группой артистов с концертами. Однажды меня увидел тогдашний директор театра музкомедии Мухарби Чапаров и предложил пополнить труппу театра. Я и сам чувствовал, что пора, внутренний голос мне подсказывал: уезжай! И я согласился. С тех пор я в Хабаровске, 38 лет уже. Здравствуйте, я ваша тетя… С Хабаровском связана вся творческая жизнь артиста Юрия Тихонова. Здесь он сформировался и вырос как актер, приобрел опыт, сумел реализовать свои возможности. Актер был занят практически во всех спектаклях, которые шли на сцене театра музыкальной комедии. В Хабаровске Тихонов застал замечательных артистов, легенду театра — Игоря Войнаровского и Нину Симонову. Молодой артист играл вместе с ними в спектаклях «Лицом к лицу» хабаровского композитора Владимирова, «Мадемуазель Нитуш» Эрве, «Звездный час» Гроховского.
— Вот вы спрашиваете, что в них такого необычного было, в этих артистах, что о них сегодня вспоминают как о легенде. Актерское обаяние. Это когда выходит артист на сцену, и ты не можешь от него взгляд оторвать, настолько он располагает к себе. Актерское обаяние — это важное качество. Такой была и Зеля Петровна
За 38 лет работы в краевом театре много было пережито радостного, волнительного, трудного. Не счесть сколько ролей переиграно. В одном только спектакле «Летучая мышь» Тихонов переиграл все мужские роли — Фалька, Генриха Айзенштейна, графа Орловского. И в кальмановской «Сильве» сперва в роли Бони блистал, потом долгие годы играл Эдвина, а с возрастом «переквалифицировался» в Ферри. Самые любимые роли, конечно, классические, говорит Юрий Иванович: Эдвин, обаятельнейший лжец Генрих Айзенштейн… Был еще один персонаж по имени Мурзук в спектакле « Прекрасные роли в водевилях «Играем Зощенко», «Женихи», «Здравствуйте, я ваша тетя!» («Тетка Чарлея»). Последний с неизменным успехом прошел на сцене краевого театра музыкальной комедии более 400 раз! И в нем неизменный, потому что незаменимый Бабс Баберлей — Юрий Тихонов. Где только ни приходилось выступать с этим спектаклем, вспоминает Юрий Иванович, и всегда он принимался зрителем на ура. Кстати, для многих зрителей Тихонов ассоциируется в первую очередь именно с вездесущим и неутомимым Бабсом: «Не надо зря стараться, вы позовите Бабса…». Да, это была веселая игра! — Много ролей любимых. Но в принципе каждая роль — это частица твоей души. Независимо от того, нравится она тебе или нет, ты обязан играть ее с полной отдачей! Герой, простак, комик — я играл все, никогда не воспринимал себя как чистого вокалиста. А как иначе? Меня этому учили.
А еще у меня с моим другом и многолетним партнером Игорем Желтоуховым были самостоятельно сделанные программы —
Величайшим даром для Тихонова, как, впрочем, и для любого актера музыкального театра, стала встреча с режиссером Юлием Гриншпуном, прекрасным музыкантом, талантливым человеком, обладающим чувством юмора и стиля. Поставленные мастером спектакли «Женихи», «Доходное место», «Свадьба в Малиновке», « Когда в 1991 году Хабаровский театр музыкальной комедии оказался без директора, коллектив на общем собрании предложил на эту должность ведущего солиста театра Юрия Тихонова. Казалось бы, что общего у артиста с административной работой, да еще такой, где сплошные амбиции, ревность, неудовлетворенное тщеславие, видимые и невидимые миру слезы!
Но Тихонов всегда, сколько себя помнит, параллельно с актерской профессией занимался общественной работой: возглавлял отделение Союза театральных деятелей, был председателем Так, совмещая в своем лице две должности — директора и художественного руководителя, Тихонов проработал в новом качестве почти десять лет. Срок солидный. — Конечно, с актерской профессией пришлось проститься, — комментирует Юрий Иванович. — Хотя в двух спектаклях, «Летучая мышь» и «Любовь и разлука», я продолжал играть, в театре не нашли замены… Во время пребывания на руководящей должности Юрий Иванович Тихонов осуществил ряд проектов, из которых самый памятный — постановка на сцене театра музыкальной комедии оперы Верди «Травиата» с привлечением Дальневосточного симфонического оркестра под руководством Виктора Тица, солистов из Владивостокской консерватории, режиссера Ефима Звеняцкого. Опера в Хабаровске — случай беспрецедентный. Это был удивительный праздник, настоящее событие! Спектакль «Травиата» шел, к радости любителей оперной музыки, три сезона. На краевом театральном фестивале «Звезды дальневосточной сцены» едва не все участники проекта, от солистов до хормейстера и инициатора, были отмечены в различных номинациях дипломами и грамотами. Кажется, только Джузеппе Верди не получил приза, его музыка сама по себе была счастливым призом — билетом в мир большой музыки для хабаровчан. Тогда же установилось замечательное сотрудничество с Владивостоком: в Хабаровске ставил спектакли Ефим Звеняцкий, на постановку в столицу Приморья приезжал Юлий Гриншпун, а солистки нашего театра Татьяна Маслакова и Ольга Пахомова играли главные роли в спектакле приморцев «Летучая мышь». По инициативе Юрия Тихонова при театре был набран актерский курс, первые выпускники которого теперь известные не только в городе и крае, но и за пределами его Владлен Павленко, Денис Желтоухов, Андрей Пужалин, Анна Гончарова… Когда в театре не оказалось дирижера, именно Тихонову пришла в голову мысль предложить возглавить оркестр Виталию Каракузу, талантливому скрипачу, прекрасному аранжировщику, который тогда работал концертмейстером. И, как показала практика, он не ошибся. В течение почти 20 лет Виталий Каракуз проработал в театре главным дирижером. — По моей инициативе второй раз был приглашен в театр Юлий Гриншпун, — продолжает Юрий Иванович. — Мы с ним много думали о том, как лучше сформировать репертуар, чтобы всех актеров обеспечить работой. Были и другие совместные планы, с мастером я чувствовал себя как за каменной стеной… Театр похож на корабль: то попутный ветер в паруса и ясное солнце над головой, а то сплошные рифы, шторм и мели. Случилось так, что привычная и, казалось бы, хорошо отлаженная жизнь в одночасье рухнула. Нет, судно не потонуло, вывернулось и продолжило свой путь дальше. Только уже без своего капитана. Наверное, другого подобная ситуация выбила бы из колеи. Сломала. Ввергла в долгую депрессию. Тихонов, же, напротив, внутренне собрался и впрыгнул в новые предлагаемые обстоятельства, как в новую роль. С 2000 года Юрий Иванович по приглашению главного режиссера Приморского театра драмы имени Горького Ефима Звеняцкого стал работать во Владивостоке. — Я занимался режиссурой, ставил на сцене Приморского драматического спектакли — те, в которых сам играл, которые хорошо знал: «Тетка Чарлея», «Левша», «Моя жена — лгунья», музыкальный спектакль «Доходное место» с балетом, хором, с оркестром в 28 человек. Актеры у Звеняцкого в труппе очень подготовленные, неплохо поют и танцуют, поэтому работать с ними большое удовольствие.
Так продолжалось в течение пяти лет. На сцене Приморского театра Юрий Тихонов отметил свое Но связи с Хабаровском Тихонов не прерывал. Параллельно с режиссурой он занимался продюсерской деятельностью, привозил на гастроли в Хабаровск столичных звезд. Одним словом, доказал, что сценарий жизни, если хочешь сам управлять судьбой, дело твоих собственных усилий — таланта, характера, воли. — Юрий Иванович, пять лет назад вы вернулись к профессии актера, вернулись в свой родной театр. Тем самым доказали, что бывших актеров не бывает. Каким вы нашли театр, ведь за время вашего отсутствия он получил статус музыкального, стал обладателем национальной театральной премии «Золотая маска»? — У меня такое ощущение, что я из него и не уходил. Ведь я часто приезжал в Хабаровск, смотрел все премьеры. Что касается нового статуса, то у нас всегда была талантливая, сильная труппа с хорошим творческим потенциалом, яркими артистами, но для того чтобы называться музыкальным театром, нужен другой масштаб — иная школа, более высокий уровень подготовки, соответственно другое штатное расписание. А это пока проблематично… С другой стороны, новый статус обязывает ему соответствовать, а значит, нам есть куда расти, к чему стремиться… Нет, все правильно! За годы возвращения в родные пенаты артист успел сыграть новые роли в спектаклях «Старомодная комедия», «Летучая мышь», «Девичий переполох», «Призрак старого пирата», «Аристократы поневоле». Зрители встретили своего любимца так, словно и не расставались, он для них все тот же Бабс Баберлей из «Тетки Чарлея», разве что умудренный опытом. Однако время невозможно повернуть вспять. И накануне своего юбилея артист признается: — Знаете, с возрастом становишься сентиментален. Мне теперь все больше по душе лирика — романсы, песни, стихи. А где возьмешь такую роль? В нашем жанре их нет. Вот и мой юбилейный вечер, который мы придумали вместе с театром, режиссер Вадим Паршуков представил как ретровоспоминание. «В ночную форточку окна/ Пускай летит колечко дыма,/ Необходима тишина,/ Мне тишина необходима…».
… И А корабль плывет… Светлана ФУРСОВА |
|||
|