Искусство Дальнего Востока всегда формировалось благодаря притоку художников из крупнейших городов России. В
Ярким периодом в творчестве Александра Кариха была работа в составе Шикотанской группы художников, но судьба распорядилась так, что в 1978 году он вынужден был уехать в Ярославль. В память о молодости, о городе, в котором прошло становление творческого мировоззрения, через 30 лет разлуки Александр Карих привез из далекого Ярославля в
Воспользовавшись приглашением А. Кариха, благодаря материальной поддержке ректора Амурского государственного педагогического университета С обращения к эмали началась новая страница в его жизни. Комсомольчане хорошо знакомы с творчеством художника, с его многомерной, пропитанной театральной эстетикой графикой, с его гобеленами, витражами, мелкой пластикой, работами в области сценографии (художник оформил более 40 спектаклей в городском драматическом театре). Но именно в эмальерном искусстве в единой точке сошлись богатый опыт, тонкое декоративное видение и та особая театральная интонация, которая присуща его творчеству. Богатые возможности эмали, сочетающей в себе чистоту и прозрачность цветного стекла, тонкость живописных переходов и оттенков, сложность фактуры, как у драгоценных и поделочных камней, позволили создать художнику интересные станковые работы и открыть еще одну страницу в истории искусств города. «Терпение для работы с эмалью необходимо адское, — говорит Валерий Леватаев. — Сначала растираешь краску, потом готовишь медную основу, причем металл надо натереть до блеска, иначе основа не ляжет. Времени тратится очень много, но всякий раз, готовясь открыть печь и вынуть неизвестное волшебство, испытываешь трепет и дрожь предвкушения». Но для истинного художника эта трудоемкая и кропотливая работа в радость, особенно когда видишь ее результат. Живопись в привычном понимании — это краски, нанесенные на холст. Но никто не лишил теоретической возможности быть живописью металлическую, украшенную стеклянным сплавом поверхность. Миллионы частиц, наложенные чуткой рукой мастера на медную пластину, под воздействием огня сплавляются в единую драгоценную поверхность, переливающуюся тысячами светящихся изнутри красок. Между идеей и ее воплощением в материале стоит сложный, протяженный во времени, многоэтапный технологический процесс. Степень овладения технологией самым непосредственным образом сказывается на выразительности произведения. Художник создает неповторимые образы, их символика многопланова и при этом совершенно ненавязчива — «Похищение Европы», «Похищение Африки», «Банька», «Танец и стрекоза», «Она и он». Образ, создаваемый художником, работает на разных уровнях восприятия, поражая совершенством техники и декоративной выразительностью. Богатая палитра с яркими, вечно свежими, стойкими, не тускнеющими красками и блеск придают работам необыкновенную свежесть и экстравагантность. Художник, используя излюбленные темы и образы — «Черные кошки», «Амурские столбы», «Пляжный сезон», «Сам себе оркестр», взяв соавтором огонь, пишет картины на металле. В создании их сочетаются осознанное, точное действие и случайность; из этого сочетания и рождается уникальность каждого произведения, повторить его не может даже автор. Горячая эмаль по природе своей существует лишь в единственном экземпляре.
В мае 2010 года Валерий Леватаев вновь побывал в Ярославле в международном центре «Эмалис», где, совершенствуя и оттачивая ремесло, создал новый цикл из 35 работ. Также он представлял Дальний Восток на всероссийской выставке «Ярославль тысячелетний» — гобеленом «Ярославские былины». В этом году Ярославль отмечает юбилей; древний город, несущий тысячелетний духовный заряд, щедро делится своими драгоценными дарами со всеми, для кого искусство является неотъемлемой составляющей современной жизни. Для
Евгения БЫКОВА, |
|||
|