Живопись горячей эмалью

Александр КарихИскусство Дальнего Востока всегда формировалось благодаря притоку художников из крупнейших городов России. В 1970-х годах в Комсомольск приехала большая группа выпускников художественных вузов Москвы и Ленинграда. Среди них был выпускник Строгановки Александр Карих. В Комсомольске и Хабаровске он осуществил несколько крупных проектов (витражи из литого стекла, многофигурный сварной рельеф «Знание — сила» в библиотеке им. Н. Островского (Комсомольск-на-Амуре), 33-метровый витраж «Амур-батюшка» в Амурске (совместно с А. Ореховым, 1974–1983) — комплекс-монумент к 30-летию победы в Великой Отечественной войне на площади Славы в Хабаровске (совместно с А. Ореховым и Н. Вдовкиным, 1975), мозаика «Взвейтесь кострами» (в пионерском лагере пос. Омми, 1978). В 1974 году после зональной выставки во Владивостоке он был принят в Союз художников России.

Ярким периодом в творчестве Александра Кариха была работа в составе Шикотанской группы художников, но судьба распорядилась так, что в 1978 году он вынужден был уехать в Ярославль. В память о молодости, о городе, в котором прошло становление творческого мировоззрения, через 30 лет разлуки Александр Карих привез из далекого Ярославля в Комсомольск-на-Амуре прекрасную выставку живописи из 45 работ художников Ярославля, а также персональную выставку своих живописных и эмальерных работ. Именно благодаря этому событию состоялось знакомство двух художников — ярославца Александра Кариха и комсомольчанина Валерия Леватаева, принадлежащих к разным поколениям, но к одной касте — одержимых творчеством.

А. Карих. Дорога к Отечеству. Медь, эмаль. 1994

Воспользовавшись приглашением А. Кариха, благодаря материальной поддержке ректора Амурского государственного педагогического университета А. А. Шумейко в декабре 2009 года В. Леватаев стал участником XXI симпозиума по горячим эмалям, проходившего в Ярославле в международном центре «Эмалис». В симпозиуме участвовали художники из разных городов России, центр стал для них мастерской и творческой лабораторией. Под руководством Александра Кариха — председателя Ярославской организации Союза художников России, народного художника России, президента международной ассоциации художников-эмальеров за две недели, максимально урезая время для сна и отдыха, Валерий Леватаев освоил одну из сложнейших и трудоемких техник декоративно-прикладного искусства — технику горячей эмали. Эта техника считается элитной, ведь в ней работает ограниченное число художников, ведущие из них заслуженно пользуются мировой славой. За время симпозиума им было создано 30 работ, одна из них, «Ярославский лен», подарена в коллекцию центра. И уже в январе 2010 года в выставочном зале Комсомольского-на-Амуре отделения Союза художников открылась персональная выставка Валерия Леватаева «Горячая эмаль».

Валерий ЛеватаевС обращения к эмали началась новая страница в его жизни. Комсомольчане хорошо знакомы с творчеством художника, с его многомерной, пропитанной театральной эстетикой графикой, с его гобеленами, витражами, мелкой пластикой, работами в области сценографии (художник оформил более 40 спектаклей в городском драматическом театре). Но именно в эмальерном искусстве в единой точке сошлись богатый опыт, тонкое декоративное видение и та особая театральная интонация, которая присуща его творчеству. Богатые возможности эмали, сочетающей в себе чистоту и прозрачность цветного стекла, тонкость живописных переходов и оттенков, сложность фактуры, как у драгоценных и поделочных камней, позволили создать художнику интересные станковые работы и открыть еще одну страницу в истории искусств города. «Терпение для работы с эмалью необходимо адское, — говорит Валерий Леватаев. — Сначала растираешь краску, потом готовишь медную основу, причем металл надо натереть до блеска, иначе основа не ляжет. Времени тратится очень много, но всякий раз, готовясь открыть печь и вынуть неизвестное волшебство, испытываешь трепет и дрожь предвкушения».

Но для истинного художника эта трудоемкая и кропотливая работа в радость, особенно когда видишь ее результат. Живопись в привычном понимании — это краски, нанесенные на холст. Но никто не лишил теоретической возможности быть живописью металлическую, украшенную стеклянным сплавом поверхность. Миллионы частиц, наложенные чуткой рукой мастера на медную пластину, под воздействием огня сплавляются в единую драгоценную поверхность, переливающуюся тысячами светящихся изнутри красок. Между идеей и ее воплощением в материале стоит сложный, протяженный во времени, многоэтапный технологический процесс. Степень овладения технологией самым непосредственным образом сказывается на выразительности произведения. Художник создает неповторимые образы, их символика многопланова и при этом совершенно ненавязчива — «Похищение Европы», «Похищение Африки», «Банька», «Танец и стрекоза», «Она и он». Образ, создаваемый художником, работает на разных уровнях восприятия, поражая совершенством техники и декоративной выразительностью. Богатая палитра с яркими, вечно свежими, стойкими, не тускнеющими красками и блеск придают работам необыкновенную свежесть и экстравагантность. Художник, используя излюбленные темы и образы — «Черные кошки», «Амурские столбы», «Пляжный сезон», «Сам себе оркестр», взяв соавтором огонь, пишет картины на металле. В создании их сочетаются осознанное, точное действие и случайность; из этого сочетания и рождается уникальность каждого произведения, повторить его не может даже автор. Горячая эмаль по природе своей существует лишь в единственном экземпляре.

В. Леватаев.  Ночной натюрмортВ. Леватаев. Ожидание

В мае 2010 года Валерий Леватаев вновь побывал в Ярославле в международном центре «Эмалис», где, совершенствуя и оттачивая ремесло, создал новый цикл из 35 работ. Также он представлял Дальний Восток на всероссийской выставке «Ярославль тысячелетний» — гобеленом «Ярославские былины». В этом году Ярославль отмечает юбилей; древний город, несущий тысячелетний духовный заряд, щедро делится своими драгоценными дарами со всеми, для кого искусство является неотъемлемой составляющей современной жизни. Для Комсомольска-на-Амуре очень значимо, что в 2010 году на факультете технологии и дизайна впервые на Дальнем Востоке студенты под руководством доцента В. В. Леватаева начнут изучать и осваивать сложнейшую технику горячей эмали, и, возможно, благодаря этому декоративно-прикладное искусство Дальнего Востока вновь заявит о себе в полный голос.

Евгения БЫКОВА,
член Союза художников России