История музейного собрания Гродековского музея исчисляется более чем столетием. Оно представлено коллекциями различной направленности: это и естественнонаучные, и культурно-исторические и многие другие. Среди них и коллекции живописи, графики, скульптуры, плакатов.
Летом 1971 года Хабаровскому краеведческому музею была передана в дар коллекция художника-графика, скульптора, члена Союза художников СССР И. А. Горбунова. Нужно сказать, что еще при жизни автора музей был обладателем его деревянных скульптур и некоторых плакатов.
Иннокентий Алексеевич Горбунов (190–1969) родился на Казаковских золотых приисках в Забайкалье в семье фельдшера. Он учился у талантливого художника И. П. Сверкунова, который убедил Иннокентия перейти из реального училища в Читинское художественно-промышленное училище на отделение художественной обработки дерева. Юноша совмещал обучение с работой в газете «Рабочий путь». Первый газетный опыт определил жизненный путь художника: в течение 30 лет он был сотрудником многих периодических изданий Дальнего Востока. Вскоре И. А. Горбунов стал штатным сотрудником газеты «Забайкальский рабочий». В это время при газете работала группа молодых графиков, резчиков по линолеуму, создавшая особую манеру резьбы, которая позволяла талантливо оформлять издание.
Образование художник продолжил, поступив в Ленинградскую академию художеств, но перевелся в Московский высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) и проучился там два курса у выдающихся представителей московской школы графиков, профессоров П.Я Павлинова и В. А. Фаворского.
После завершения учебы Иннокентий приехал в Хабаровск, чтобы пройти практику в газете «Набат молодежи», и с первых дней конфликта на КВЖД записался добровольцем в особую Дальневосточную армию. Он сотрудничал с редакцией газеты «Тревога», с перерывами в течение 14 лет ежедневно публикуя рисунки и карикатуры. Современники отмечали, что И. А. Горбунов карикатурист с оригинальной и своеобразной творческой манерой и в его рисунках есть выдумка и сатирическая меткость. Карикатуры молодого художника были «острые, политически насыщенные, смелые по замыслу и исполнению, больно бьющие врагов», например, Чжан Сюэлян, правитель Маньчжурии (1928–1931), на подписании мирного договора просил господина Горбунова не рисовать больше таких злых карикатур.
В годы Великой Отечественной войны художник подготовил 22 плаката в «Окно» «Удар по врагу», и один из них, «Смерть немецким оккупантам», был премирован на конкурсе плакатов Дальгиза. Для издательства художник иллюстрировал книги П. С. Комарова «Как пруссак попал впросак», «Загадка кривой протоки», А. Погорельского «Черная курица» и другие, написал свыше 30 этюдов акварелью и гуашью, свыше 300 карикатур для газет «Тихоокеанская звезда», «Тревога» и «Сталинский Комсомольск». И. А. Горбунов стал участником группы художников, которая выезжала в Маньчжурию для зарисовок в сентябре 1945 года. В Харбине старшим лейтенантом Горбуновым была создана серия акварелей, за проделанную работу он был отмечен благодарностью.
Иннокентий Алексеевич награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и «20 лет победы над Германией». Все эти награды хранятся в собрании музея.
В музейной коллекции представлено 49 эскизов и плакатов разных лет. Среди них плакаты периода Великой Отечественной войны «Вперед на врага, советские богатыри!», «Две дороги» со стихами П. С. Комарова, «Мы помогаем фронту, а ты?», плакаты на злободневные темы, раскрывающие недостатки сельского хозяйства и высмеивающие чиновников 1950–1960-х годов: «Сказка про белого бычка», «Каждый день два воза из Совнархоза», «Репка (Старая сказка на новый лад)», «Намусорили, убирайте!», «Чердымовке и Плюснинке „труба“!», «Вот как водит водка», «Береги, сынок!» и др. В собрании художника более трех десятков набросков карикатур, акварели, сатирические рисунки, фотографии карикатур, выполненные в разное время.
Среди фотодокументальных материалов около 30 грамот, приветственных адресов, благодарностей, полученных художником в 1940–1960-е годы. Интересны книги отзывов с персональных выставок И. А. Горбунова, состоявшихся в 1965–1966 годах в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Чите. В них запечатлено отношение посетителей разных возрастов к творчеству художника, их эмоциональных отклик. В коллекции представлены фотопортреты художника, фотографии И. А. Горбунова с семьей и среди коллег, письма, поздравительные телеграммы, приглашения, блокноты с зарисовками и записями.
Иннокентий Алексеевич известен как художник-иллюстратор, в фондах нашего музея хранятся книжные заставки, иллюстрации к детским книгам, выполненные для Хабаровского и Приморского издательств.
В 1953 году И. А. Горбунов стал участвовать в выставках как скульптор. В коллекции музея барельеф С. Дежнева и восемь скульптур. Это исторически значимые произведения «Бухенвальд», «Куба», «Даешь, Владивосток!» и анималистические «Черный хорь», «Котик», «Леопард», «Дикий кабан» и другие. Особое место в работах Иннокентия Алексеевича занимают анималистические произведения (фауна советского Севера). Почти все скульптурные работы выполнены в дереве и отражают характер животного, художник передает его движение, действие. В. Г. Старикова отмечала, что «каждая скульптура по своей композиции, форме, цвету не похожа на предыдущую и дает квинтэссенцию всех качеств и характера животного».
В последние годы скульптор создавал свои работы из кованой меди. Среди инструментов, принадлежавших И. А. Горбунову, в коллекции представлен молоточек для обработки металла.
Долгие годы Иннокентий Алексеевич возглавлял Хабаровское отделение Союза художников, был дружен с творческими людьми края. В коллекции около десятка книг дальневосточных авторов с автографами, а также плакат мастера политической карикатуры Б. Е. Ефимова с автографом, рисунки и карикатуры наших художников-графиков В. В. Павчинского и В. В. Васильева, подаренные художнику авторами. В собрании кроме автопортрета художника хранится также портрет, выполненный японским мастером, и скульптурный портрет И. А. Горбунова работы скульптора Г. И. Потапова, соавтора некоторых работ Иннокентия Алексеевича.
Еще при жизни художника его творчеству была дана высокая оценка искусствоведом В. Г. Стариковой: «Живая связь с жизнью, глубокая любовь к нашей земле, ее природе, людям, умение с талантом воплощать свои замыслы в материале, составляющем часть самой этой природы, вот в чем сила воздействия и секрет неувядаемой прелести творчества И. А. Горбунова».
Наталья ПОЗИНА,
заведующая литературным отделом Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова