В День защиты детей, 1 июня 1972 года, в городском детском парке имени Гайдара был открыт памятник писателю. Высеченный из розового гранита бюст Аркадия Петровича, как сказано в
Одна сухая строчка. Между тем Галина Гансовна Мазуренко ныне здравствует, жительствует в Как свидетельствует Галина Гансовна Мазуренко: «Памятник устанавливали без меня, я была уже в Питере. Замысел возник извне — крайком ВЛКСМ предложил мне лично сделать памятник Гайдару. В те времена я писателя очень любила и согласилась. Стала собирать материалы его биографии и ошалела…» Известно, что с января по сентябрь 1932 года детский писатель и журналист Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) работал разъездным корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда». К этому времени он уже был известным и признанным писателем, автором повестей «Р.В.С.», «На графских развалинах», «Всадники неприступных гор», «Школа», «Дальние страны». Кроме того, у Гайдара был большой опыт журналистской работы. Перечисление периодических изданий, с которыми сотрудничал писатель, впечатляет: пермская газета «Звезда», свердловский «Уральский рабочий», архангельские «Волна» и «Правда Севера», московские «Красный воин» и «Голос текстилей», среднеазиатская «Туркменская искра»… Была у него такая страсть — к перемене мест, путешествиям. «Нигде я не сплю так крепко, как на жесткой койке качающегося вагона, и никогда не бываю так спокоен, как у распахнутого окна вагонной площадки», — признавался Аркадий Петрович. Увы, причин для беспокойства у писателя Гайдара было достаточно — это и легендарное военное прошлое молодого комполка Аркадия Голикова, и заболевание (в автобиографии он называет его «травматический невроз»), и увольнение из армии, чем он был очень огорчен. Зато родился знаменитый писатель Гайдар.
Итак, Дальний Восток, газета «Тихоокеанская звезда». Здесь было опубликовано 19 очерков и фельетонов Гайдара на самые актуальные темы: о строительстве Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, отчет о первомайском параде и демонстрации, о недостатках бытового обслуживания артемовских рабочих, о подготовке к весенней посевной в Ханкайском районе. Любопытно, что писатель выступал и в защиту
В Хабаровске Гайдар начал писать повесть «Военная тайна», которую опубликует в 1934 году. К сожалению, в хабаровский период обострилось психическое заболевание писателя, он проходил лечение в больнице на улице Серышева. Сохранилась любопытная запись в дневнике Гайдара: «За свою жизнь я был в лечебницах раз, вероятно, восемь или десять — и Страницы из своей новой повести Гайдар читал сотрудникам редакции. Коллеги по работе в «ТОЗе», а также краеведы приложили немало усилий, чтобы собрать материалы о пребывании Гайдара в нашем городе. Александр Чернявский, более 30 лет проработавший в газете, автор книг по истории культуры края, написал статью «Гамбургский счет» Аркадия Гайдара» (первая публикация к книге «Не зарастет быльем былое», 1998), где рассказывает:
«Почитатели творчества Гайдара, вездесущие Более развернутую картину о пребывании Гайдара в Хабаровске представил Николай Семченко в статье «Военная тайна Гайдара» (журнал «Дальний Восток», 2006, № 3). К тому времени накопилось достаточно много высказываний о сложной и противоречивой личности писателя. Вот эти два лика Гайдара, свирепого комполка времен Гражданской войны и автора светлых детских книг, по признанию Семченко, не давали ему покоя. Николаю Семченко, «тозовцу» со стажем, а также известному дальневосточному прозаику, удалось, не избегая острых углов в биографии Гайдара, создать убедительный психологический портрет известного писателя, своего предшественника на газетном поприще. Читателям, которых интересует личность Гайдара, стоит обратиться к вышеназванным источникам. Есть и другие.
Что касается документов, обнаруженных А. Чернявским, то нужно их назвать, потому что они имеют непосредственное отношение к увековечению памяти Гайдара в Хабаровске. А спустя 8 лет после этого распоряжения и произошло то самое событие, о котором было упомянуто в начале статьи, то есть открытие памятника писателю «по проекту ленинградки Г. Мазуренко».
Личность Галины Мазуренко была очень популярна и притягательна в Хабаровске в середине и конце
Галина Мазуренко закончила скульптурное отделение Ленинградской академии художеств и в романтическом порыве отправилась на Дальний Восток — в город
Как это дерево звучало!
Как
Галина Мазуренко не ваяла бюсты вождей, в своем творчестве она предпочитала жанр парковой скульптуры, выполненной в местном колорите по мотивам народных сказок. В
Бредет по улицам полночный дождь.
Конец
Однако лучше, если об этом скажет сама Галина Гансовна Мазуренко. По моей просьбе она вспомнила и разрешила опубликовать мемуар, относящийся к истории начала работы над памятником писателю: «…поехала в Москву, познакомилась с Тимуром Гайдаром, и он мне подбавил ненависти к Аркадию Петровичу. Что делать? Я не могу вдохновиться на монстра! Стала искать хорошее: его любили дети, роились вокруг него, он их развлекал Жизнь и творчество не поддаются однозначным определениям. Загадка и тайна Аркадия Гайдара, трагические противоречия его личности — из этого ряда…
Мне нравится бюст Гайдара в детском парке, носящем его имя, я там часто бываю, хоть и взрослая. Перечитала сочинения писателя, Действительно, человеческие чувства и отношения подобны тонкому хрупкому фарфору, нельзя злым силам разбивать голубую чашку.
Пусть улыбка
Валентина КАТЕРИНИЧ, |
|||
|