Дневники и воспоминания православных священников — участников Русско-японской войныКогда Россия в 1904 году вступила в войну с Японией, Святейший синод сразу же озаботился делами по духовному попечению воинов, и в итоге все регулярные соединения сухопутной армии укомплектовали штатными священниками. Большинство из них имели в своем составе походные храмы, которые было легко развернуть в полевых условиях. С особой тщательностью подбирался штат судовых священников Тихоокеанских эскадр. Добровольцев среди духовных лиц оказалось так много, что уже 25 апреля 1904 года Святейший синод был вынужден сообщить в печати, что все лазареты и госпитали при действующей на Дальнем Востоке армии укомплектованы, и дальнейшая отправка священнослужителей приостановлена впредь до особых распоряжений. Облаченные в сан представители Русской православной церкви назначались полковыми священниками маньчжурских армий, Квантунского укрепленного района (Порт-Артур), а также судовыми священниками Тихоокеанской эскадры, Владивостокского отряда. Направлялись они и в санитарные отряды, в госпитали Красного Креста на территории Маньчжурии. «Положение о полевом управлении войск в военное время» четко определяло обязанности священников, которые они должны были выполнять в военное время для поддержания духа православных воинов. Им приходилось нести тяжелую службу. И в периоды затишья, и под обстрелом противника они служили божественные литургии, молебны и панихиды, исповедовали и причащали свою паству, проповедовали. Батюшки утешали раненых, перевязывали их раны, причащали умирающих, ободряли павших духом пастырским словом, а иногда и личным примером, вдохновляя воинов на борьбу с врагом. И, наконец, на них была возложена тяжелейшая миссия — отпевание погибших и участие в их погребении. Участвующие в сражениях и проявившие мужество и героизм священники получали государственные награды: золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, орден Св. Владимира IV степени с мечами, ордена Св. Анны II и III степеней с мечами. Герои, проявившие себя непосредственно на поле боя, представлялись к орденам с мечами и бантом. Находившиеся в составе действующей армии священники, но не участвовавшие в боевых действиях, за примерное исполнение пастырского долга, за труды и лишения походной жизни удостаивались тех же орденов, но без мечей. В истории сохранился исключительный случай награждения священнослужителя. 18 апреля 1904 года 11-й Восточно-Сибирский стрелковый полк попал в окружение и вел тяжелый бой при селении Тюренчен на реке Ялу. В ходе сражения полковой командир и многие офицеры были убиты. В рядах солдат возникла растерянность и паника. В критический момент перед шеренгой вышел с крестом в руке полковой священник о. Стефан Щербаковский и повел за собой солдат в наступление. Во время этой отчаянной атаки он был дважды ранен, но продолжал идти, пока не потерял сознание. Только благодаря мужеству этого человека полк сумел вырваться из окружения и выполнить боевую задачу. В полевом госпитале герою-священнику командующий Маньчжурской армией генерал А. Н. Куропаткин вручил орден Св. Георгия IV степени. Это был единственный случай, когда лицо в духовном сане получило высшую воинскую награду империи за весь период Русско-японской войны и четвертый за всю историю Русской армии. О священниках на фронтах той войны писали незаслуженно мало. В советское время как в исторических трудах, так и в художественной литературе о них предпочитали не упоминать вообще. Но память о их героизме и жертвенном служении сохранилась в исторических документах и свидетельствах современников. На основе этих бесценных материалов в последние два десятилетия были написаны объективных книги и статьи, рассматривающие различные стороны деятельности военного сухопутного и флотского духовенства. Начали переиздаваться и воспоминания самих священнослужителей, участвовавших в Русско-японской войне. В фонде Дальневосточной государственной научной библиотеки сохранилось самые первые, опубликованные сразу после окончания войны дневники и воспоминания служителей церкви. Особого внимания заслуживает «Дневник из времен Русско-японской войны священника 51-го драгунского (позднее 17-го гусарского) Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Федоровны полка Митрофана Васильевича Сребрянского от момента отправления полка в Маньчжурию 11 июня 1904 года и по день возвращения его в г. Орел 2 июня 1906 года». Эта книга выдержала уже три издания. Дневник, который вел полковой священник о. Митрофан во время Русско-японской войны 1904–1905 гг., находясь в действующей армии, самим автором для печати не предназначался и был опубликован только по настоянию родственников и почитателей о. Митрофана. Страницы дневника вначале печатались в «Вестнике военного духовенства» за 1905 год, а в 1906-м оттиски статей были сброшюрованы в книгу. Еще находясь в Маньчжурии, о. Митрофан не возражал против публикации его записок, но просил читателей быть снисходительными к его творению. Пояснял, что писались они в обстановке холодных сырых фанз, в спешке и были адресованы родным, которые ждали вестей с фронта. Первая запись сделана была 1 июня 1904 года. «5.30 утра, пора на вокзал; играет полковая музыка: „Всадники, други, в поход собирайтесь...“ Итак, наступила минута бросить все родное, что так любил, для чего тратил силы: семью, жену, родителей, родных, духовных детей, церковь, школу, библиотеку... Ох, Боже мой, как тяжело! Больно в сердце отозвался призыв бросить все и всех и идти в путь далекий на войну!.. Да, если бы не крепкая вера в святые принципы: „Вера, царь и дорогая Родина“, то трудно было бы справиться с собою». В условиях походных тягот, страшных боев, когда солдаты и офицеры рисковали жизнью, о. Митрофан проявил себя достойным пастырем: 15 марта 1905 года его назначили благочинным 61-й пехотной дивизии, и он прослужил в этой должности до окончания войны. На последних страничках дневника запись от 12 октября 1905 года. «Служил я вчера всему отряду молебен по случаю заключения мира. Грустный был молебен. Не привыкла русская армия так встречать окончание войны. У многих в глазах были слезы. Никаких торжеств. Молча выслушали манифест и молча потом разошлись с площади, как будто после похорон. Ни музыки, ни кликов „ура“. Только я громче обыкновенного произнес многолетие христолюбивому воинству...» Между этими записями два долгих года испытаний: жестокие морозы, страшная жара, дальние поездки. «Господи, в каком положении пришлось быть! Среди грома пальбы, проповедовать!». За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, 12 октября 1906 года священника возвели в сан протоиерея и наградили наперсным крестом на Георгиевской ленте. В первые годы советской власти о. Митрофан (тогда уже архимандрит Сергий) подвергался жестоким гонениям и ссылкам. На Архиерейском Соборе 2000 года он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских как подвижник и исповедник XX века. Книга священника Александра Павловича Холмогорова называется «В осаде. Воспоминания Порт-Артурца» (Санкт-Петербург, 1905). В первые дни войны он попросился в один из полков действующей армии, мечтая попасть в Порт-Артур, о котором уже говорил весь мир. Его назначили в 15-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, который прибыл в Порт-Артур 15 апреля 1904 года, а 26 апреля город полностью блокировали японцы. Началась осада, и автору пришлось испытать все ужасы этого положения. После сдачи Порт-Артура Холмогоров вернулся на родину, где интерес самых разных людей, желающих услышать правдивый рассказ о тех событиях, подвиг его на подготовку книги. В предисловии священник написал: «Считаю долгом оговориться, что я не могу претендовать в своих описаниях на полноту и всесторонность. Круг моих наблюдений, как единичного лица, ограниченный; к тому же, не будучи военным, я не был во многое посвящен и о многом не могу взять на себя смелость судить, как не специалист. Цель моей настоящей статьи — дать русским людям понятие о жизни крепости Порт-Артура во время сухопутной осады ее японцами и о деятельности ее защитников. Задача моя — правдиво изложить читателю то, что я знаю, видел и пережил в течение этой восьмимесячной осады». Книга Холмогорова состоит из трех частей — «Оборона Порт-Артура», «Жизнь в городе», «Конец осады. Возвращение на родину». Ее основой стал дневник, который Холмогоров вел в те дни. В первой части автор рассказал о боевых действиях русской армии и участии православных священнослужителей в обороне города. Подробно описана работа полковых батюшек вблизи передовой линии. Помимо своих непосредственных обязанностей во время штурма им приходилось помогать сестрам милосердия и врачам на перевязочных пунктах, вести регистрацию раненых. В обязанность священника входило отпевание убитых нижних чинов (офицеров обычно увозили в госпиталь). Недалеко от перевязочного пункта находилось и кладбище. С болью и горечью Холмогоров пишет: «Но и эта главнейшая обязанность — отпевание убитых — была для священников достаточно тяжела, конечно, не физически, а нравственно. Убитые бывали без исключения каждый день, иногда один-два, чаще 6–10 человек. В дни после штурмов и убитых приходилось отпевать десятками и даже сотнями. И какие тяжелые минуты приходилось нам переживать в моменты отпевания этих бедных солдатиков!.. Мучительно тяжело было напутствовать в жизнь вечную этих мучеников глупости и злобы человеческой, таких большею частью молодых, крепких, бывших незадолго пред тем здоровыми, веселыми, любивших, мечтавших вернуться домой, к семьям... Грустно было хоронить их вдали от родины, без родных, лишенных капли родственного участия, знаков любви, в их же окровавленных костюмах, плотно уложенных один к одному... Всех убитых зарывали в общие — братские могилы, иногда по 20, иногда по 30, 40 и более человек, укладывая плотными рядами и друг на друга ряда в два и три. Над каждой могилой ставили общий крест. Таких крестов на нашем кладбище вырос лесок (ок. 25)... Во мне после каждых похорон этих несчастных сынов России, гибнувших в ужасно далеком, чужом краю, всегда возникало чувство горечи и обиды против виновников убийственной войны». Вторая часть книги «Жизнь в городе» повествует о том, как переносили тяготы японской осады жители Порт-Артура. Все старались поддерживать сражавшихся на оборонных сооружениях, многие женщины работали в госпиталях, в том числе Е. В. Пивоварова — жена священника и ближайшая помощница жены генерал-адъютанта Стесселя Веры Алексеевны Стессель. Были и особые случаи. Холмогоров рассказал историю Харитины Короткевич — молодой крестьянки, которая приехала к мужу-солдату в Порт-Артур. Она смогла, переодевшись в солдатскую форму, остаться на передовой и наравне с мужчинами сражалась с японцами. Женщина погибла в бою и была похоронена в братской могиле. В третьей части книги о последних днях осады и сдаче Порт-Артура автор приводит некоторые подробности гибели генерала Р. И. Кондратенко. По поводу неожиданного решения о сдаче Порт-Артура он пишет: «Известие о том, что генерал-адъютант Стессель еще с вечера начал с японцами переговоры о сдаче Порт-Артура, было воспринято неоднозначно. Часть офицеров — защитников правого фланга отнеслись к этому, как логическому и неизбежному концу безнадежно проигранного дела, на левом же фланге были противники сдачи, которые являлись к ген.-адъютанту Стесселю с заявлением о желании драться дальше. Но когда крепость сдалась, сдались и они». Завершает книгу печальная и трогательная картина прощания уезжавших первыми в японский плен солдат 15-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и их священника Александра Павловича Холмогорова. Книга «В Маньчжурии с сибирскими стрелками» вышла в Санкт-Петербурге в 1905 году. Это воспоминания участника Русско-японской войны иерея 4-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Николая Александровича Дьякова. В предисловии автор пишет, что в его труд вошли описания мест действия, личные впечатления от событий и «циркулировавшие слухи». К великому сожалению автора, в издание не вошло многое из того, что было записано по горячим следам и ярким впечатлениям, так как уже «вполне приготовленная на 9–10 печатных листах рукопись попала в плен неприятелю утром 29 сент. 1904 г.». Дьякову пришлось восстанавливать ее по черновым наброскам и в большей степени по воспоминаниям, и потому книга, по словам автора, получилась в значительно сокращенном виде. В первой главе «Из столицы на окраину» Николай Александрович подробно описывает поездку из Петербурга до Маньчжурии, рассказывает о попутчиках, ехавших в том же поезде на Дальний Восток, описывает особо заинтересовавшие его населенные пункты, мимо которых они проезжали, делится первыми впечатлениями о вступлении в полк и знакомстве с солдатами. Вторая глава «Боевая страда» — это описание главных походов 4-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, смертельных опасностей во время сражений с японцами и тягот, связанных с особенностями климата Маньчжурии (автору пришлось быть свидетелем тяжелой картины смерти бойца от солнечного удара). Как и всем священникам в период военных действий, Дьякову пришлось выполнять не только свои непосредственные обязанности, в частности отпевать и хоронить убитых под непрерывным огнем противника, но и помогать врачам и сестрам милосердия ухаживать за ранеными и отправлять их в госпиталь. Обладая пытливым умом, Николай Александрович успевал оценить боевые качества своего полка, приемы и тактику японцев в штыковой атаке и занести свои наблюдения в дневник. В третьей главе, которая названа «В резерв», рассказывается о том, как измученные в постоянных битвах солдаты отдыхали в тылу армии, радовались посылкам от родных, полноценным церковным службам и храмовому празднику, который священнику наконец удалось провести в полку. Помимо мемуарной литературы о Русско-японской войне в Дальневосточной государственной научной библиотеке хранятся и другие источники, в которых отражена роль православных священников в поддержке боевого духа русского воинства на полях сражений. Среди них альбом «Участники Русско-японской войны», вместивший более 1 000 фотографий высшего и среднего командного состава, нижних чинов, священников, сестер милосердия, частных лиц с краткими биографическими сведениями, «Летопись войны с Японией», выходившая в 1904–1905 годах, сборник «Наши герои на Дальнем Востоке: священнослужители и моряки», опубликованный в 1904 году. Отдельного рассказа заслуживают подвиги монахов, носивших под рясой тельняшку. На всех военных кораблях служили священники. Они поддерживали моряков духовно и помогали физическим трудом, многие из них получили заслуженные награды. Военное духовенство во время Русско-японской войны подавало примеры моральной стойкости и мужества. На полях Маньчжурии, сопках Порт-Артура, в Цусимском сражении, по разным источникам, участвовало от 300 до 500 священников. Вечная им слава! Татьяна КИРПИЧЕНКО ЛИТЕРАТУРА
|
|||
|