Дальневосточные корни знаменитого голливудского актераЮлий Борисович Бринер (1920–1985), вошедший в историю мирового кино и театра как Юл Бриннер, родился во Владивостоке в знаменитой семье Бринеров — пионеров-предпринимателей русского Дальнего Востока. Материалы Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ) и книга Рока Бриннера — сына Юла Бриннера, подаренная Госархиву Хабаровского края, позволяют узнать как можно больше о жизни и творчестве легендарного актера. В начале 1960-х годов на экраны нашей страны вышел фильм «Великолепная семерка». Он стал, без всякого преувеличения, культовым для советской молодежи и побил рекорды в прокате. Зрителей захватывала романтика вестерна: лошади, седла, кольты, ковбойские шляпы, сапоги — все в одном фильме. В замечательном актерском составе выделялся исполнитель главной роли с необычным именем Юл Бриннер. Герой-одиночка, он прекрасно владел оружием, обладал ловкостью и хладнокровием, не страшился ни боли, ни смерти и готов был отдать все за победу. Им восхищались, ему подражали, но никто из зрителей и предположить не мог, что Юл Бриннер родом из Владивостока и его родной язык — русский. Надо сказать, что и сам актер не стремился приоткрыть завесу над своим эмигрантским прошлым. Большой любитель мистификаций, он каждый раз при встрече с журналистами рассказывал о себе новую историю: что его отец — монгольский хан, что родился он на Сахалине, а мать была цыганкой. Одна из его выдумок о том, что они с сестрой Верой не родные, а сводные, рассорила родственников на долгие годы. Бриннера забавляло, что он родился не в России, не в Советском Союзе, а во Владивостоке, который в то время был частью независимой Дальневосточной республики. Но что до этого американской публике? История семьи Бринеров настолько сложная, с многочисленными переездами из страны в страну, что сама могла бы послужить сценарием для приключенческого фильма. А началась она с Юлия Ивановича Бринера (Юлиуса Джозефа Бринера), уроженца Швейцарии, прибывшего в Приморье в 1880 году. Благодатный край приглянулся ему, здесь он встретил свою будущую жену Наталью Иосифовну Куркутову и навсегда осел во Владивостоке, приняв в 1890 году русское подданство. Юлий Иванович снискал славу удачливого коммерсанта. За что бы ни брался, все ему удавалось: морские перевозки, торговля, лесозаготовки, добыча рыбы, разработка полиметаллических месторождений на реке Тетюхе. Его имя увековечено в Приморье в названии морского мыса (мыс Бринера), горы (Бринеровка) и улицы Бринера в Дальнегорске. В браке с Натальей Иосифовной родилось шестеро детей, их потомки разлетелись по всему свету. Любимцем матери был сын Борис. После гимназии его отправили в Санкт-Петербург изучать горное дело. Здесь он и влюбился в Марию Благовидову — дочь русского врача, тоже приехавшую из Владивостока. Обладательница приятного сопрано, она заканчивала учебу в Петербургской консерватории. В 1914 году они поженились, и когда родилась дочь Вера, Борис заявил, что не потерпит жену-актрису. Скрепя сердце Маруся (как все ее называли) отказалась от сценической карьеры. Вскоре Бриннеры вернулись во Владивосток и поселились в семейном особняке на Алеутской, 15. Здесь на молодую жену со всей силой обрушился гнев свекрови, которая была убеждена, что невестка вынудила ее обожаемого сына жениться. 11 июля 1920 года Маруся родила сына, которого назвали Юлием в честь деда, дожившего до крещения внука. Революция, интервенция, победа большевиков сотрясали империю Бринеров. Но еще большее потрясение вызвала женитьба Бориса на актрисе Московского художественного театра Екатерине Корнаковой. Маруся с детьми была вынуждена покинуть особняк Бринеров. Позднее она перевезла детей в Харбин, устроив их в лучшую местную школу, основанную Христианским союзом молодых людей (ХСМЛ). Вера и Юлий еще в детстве отличались творческими способностями и музыкальностью, и в семье поощряли их таланты. В 1934 году Маруся решила отправиться в Париж, где дочь могла бы начать карьеру певицы, а Юлий приобщиться к культуре. Вера стала посещать классы вокала, а 14-летний Юлий принялся исследовать Париж самостоятельно. Он был энергичен, проказлив, умен и несдержан, а главное, убежден в собственной уникальности. Юлий близко сошелся с семьей Дмитриевичей — популярных в Париже исполнителей цыганских романсов. В их большой семье он обрел настоящий дом, а младший из сыновей Алексей Дмитриевич стал его другом на всю жизнь. Неистовый и упрямый юноша совершенно не уважал никакие общественные институты — государство, церковь, школу, семью. Он считал, что они ненадежны, и так складывалось, что все они в тот или иной момент его подвели. Для 16-летнего Юлия излюбленным местом стал ночной клуб, полный цыган. Алеша Дмитриевич научил его петь цыганские песни «не слишком громко, лишь до горизонта...». У Юлия был мощный голос, и он следовал принципу цыганского артистизма — выделяйся, иначе потеряешься в толпе. Еще одним увлечением стал для него цирк, и он мечтал сделать знаменитое тройное сальто под куполом. Днем молодой Бринер работал в цирке, а ночью пел в кабаре. Однажды, репетируя сальто, он срикошетил от страховочной сетки на металлическую решетку, и в результате — трещины в ребрах и сломанные кости. Юлию предрекали неподвижность, но этот человек шел напролом к своей цели, и уже через год ему удалось полностью восстановиться.
В те годы завсегдатаями русских ресторанов были представители парижской богемы: Жан Кокто, Пикассо, Сальвадор Дали. Через Кокто Юл узнал Марселя Марсо, Жана-Луи Барро, Жана Маре — целый мир актеров и интеллектуалов, далеких и от цирка, и от ночного клуба. Теперь у Юлия Бринера появилась другая цель — до 30 лет стать кинозвездой. Он устроился стажером в известный в Париже театр российских эмигрантов Жоржа и Людмилы Питоевых, и хотя поначалу пришлось подметать пол, устанавливать декорации и штопать костюмы, мир театра его очаровал. Европа готовилась к войне, и Маруся решила вернуться на Дальний Восток. К тому времени Борис обосновался с новой женой в Китае, где располагались филиалы их семейных компаний. Поскольку братья имели швейцарское гражданство, в Бюро российских эмигрантов (БРЭМ) они не состояли. Однако на Феликса завели дело, в которое помещались сведения и доносы о предполагаемой работе братьев на английскую, американскую и даже советскую разведки, документально ничем не подтвержденные. В 1939 году Юлий с матерью отправился в Далянь, где впервые по-настоящему встретился с отцом и познакомился с его второй женой. Она просто заворожила рассказами о работе в МХАТе и учебе у гениального актера, режиссера и педагога Михаила Чехова. Эмигрировав из России, Чехов обосновался в Париже, затем преподавал в Англии и, наконец, создал в Голливуде успешную актерскую школу. Надеясь попасть туда и заодно обеспечить должное лечение заболевшей лейкемией матери, Юлий переехал с ней в Штаты. Ему 21 год, цель его ясна и верна, к тому же Америка — страна, где делают кинозвезд. Тогда же он сократил свое имя, а к фамилии добавил еще одну букву «н», чтобы она звучала по-американски. В начале 1942 года Юл влюбился в молоденькую киноактрису по имени Вирджиния Гилмор. Женившись на ней, он получил американское гражданство и попал в Голливуд. Работы поначалу было немного, в основном на телевидении. Бриннер совершенствовал английский и постигал американский образ жизни. Молодая семья жила скромно в квартирке над химчисткой, но Юл любил делать широкие жесты, например дарить друзьям серебряные портсигары с гравировкой. В декабре 1946 года он стал отцом. Мальчика назвали Роком. Почти десяток лет прожив и проработав в Нью-Йорке, Бриннеры практически вросли в творческую среду города, а к концу 1940-х годов Юл достиг заветной цели — стал звездой Бродвея, сыграв короля в мюзикле «Король и я». Все, что актер пережил и обрел за свои 30 лет, воплотилось в его игре: проведенное на Востоке детство, опыт исполнителя цыганских песен, атлетическое сложение и ловкость акробата, театральная школа Михаила Чехова. Животным магнетизмом крадущейся походки он был обязан этюдам Чехова. Мюзикл «Король и я», перенесенный на экран, стал величайшим триумфом Юла Бриннера и в 1957 году принес ему «Оскара» за лучшую мужскую роль. Но с него же началось разочарование актера в Голливуде. Юл обожал чувствовать себя звездой, но при этом оставался умелым и практичным человеком, владел плотницким и столярным делом. Играя восемь спектаклей в неделю, он с отличием закончил курс фотографии в Северо-Западном университете, посещал классы этики и религиозной философии, вел мастерскую по актерской игре. Бриннер во всем стремился достичь совершенства и так ненавидел некомпетентность, что порой бывал жестоким в оценках. На съемках фильма «Король и я» продюсер Чарльз Брэкетт довел актера до такого раздражения, что услышал от него беспощадные слова: «Вы пока не в курсе, но вы уже умерли несколько лет назад». Но главное, даже став американской кинозвездой, Юл оставался русским актером. Всю свою творческую жизнь он практиковал методы, которыми овладел во время учебы у Михаила Чехова, а потом работая в его труппе. Особенно ярко это проявлялось в киноролях, сыгранных им в «Братьях Карамазовых», «Анастасии» и «Тарасе Бульбе». Признанная звезда мюзикла, Бриннер мечтал сняться в настоящем кино и в 1958 году запустил проект «Братья Карамазовы» по Достоевскому, где исполнил роль Дмитрия Карамазова. Однако фильм стал полной катастрофой в художественном и финансовом отношении. В 1959 году, провозглашенном Международным годом беженца, Юлу Бриннеру предложили работу специальным консультантом при Верховном комиссаре ООН по вопросам беженцев. Он согласился, потому что тоже причислял себя к этой категории людей и принимал их проблемы близко к сердцу. Находясь на этом посту, Бриннер объездил множество лагерей, снял телефильм и выпустил прекрасную книгу «Дайте жизнь детям», проиллюстрировав ее своими снимками. В ней он написал, что, если у этих детей не будет возможностей и надежд на будущее, они могут стать террористами. Для актера это не стало разовой акцией, беженцам он посвятил 11 лет своей жизни и даже удочерил двух вьетнамских девочек. Юл был страстным фотографом, обладавшим особым художественным вкусом. Обычно он снимал на съемочной площадке, а потом дарил эти фото на память. Бриннера восхитили «Семь самураев» Акиро Куросавы, и он уговорил японского режиссера продать ему права на этот сюжет. Действие фильма перенесли на Дикий Запад, и съемки «Великолепной семерки» начались в 1960 году в Мексике. Актеров подбирал сам Юл, предъявляя высокие требования. Так, готовясь к эпизодам с перестрелками, они учились скоростной стрельбе у чемпиона мира. В итоге «Великолепная семерка» сделала огромные кассовые сборы и стала одним из самых успешных вестернов, снятых в Голливуде. В 1961 году Юл Бриннер приступил к следующему проекту, в который вложил сердце и душу — фильму «Тарас Бульба». Поначалу ему все нравилось — и роль, и исполнение, но потом ленту так перемонтировали, что от главной идеи ничего не осталось. Актер был сломлен и сказал только: «К черту Голливуд. Отныне я буду работать ради денег». И с тех пор сыграл одну или две роли в неплохих фильмах и множество ролей, уровень которых был ниже среднего. Юл решил вернуться к тому, что по-настоящему любил — к театру. Вместе с другом они начали готовить новую постановку мюзикла «Король и я». Он выходил на сцену в образе короля 4 600 раз и продолжал работать, даже когда узнал, что у него рак легких. Подобно локомотиву, он все время двигался, двигался, двигался. Скончался Юл Бриннер в 1985 году в возрасте 65 лет, успев сняться в прощальном ролике о вреде курения. Не всякий вчерашний кумир рискнет появиться перед поклонниками на последней стадии рака. Но только не Юл Бриннер! В 2003 году во Владивосток впервые приехал его сын Рок. Его пригласили на кинофестиваль «Меридианы Тихого» вручить приз имени Юла Бриннера одному из фильмов-участников. С тех пор он побывал во Владивостоке 15 раз, совмещая работу на фестивале с исследовательской работой о семье Бринеров на Дальнем Востоке. Елена Сергеева, официальный архивист семьи Бринеров, знакомилась с документами БРЭМа в Государственном архиве Хабаровского края. На память об этой встрече она подарила его сотрудникам книгу Рока Бриннера «Юл: человек, который был бы королем» с дарственной надписью автора. Эти воспоминания позволили узнать правдивые факты о жизни человека-легенды, человека-загадки. Елена НИКИШИНА |
|||
|