Сущее можно представить только через изменчивое. С неизменным постоянством мы стремимся в выставочные залы, в мастерские художников, где можно непосредственно соприкоснуться с творческим процессом. Искусство будоражит мысль и чувства, интеллект так или иначе движется к познанию тайны воздействия художественного образа на человека. Акварели Александра Потехина с их приоритетом эмоционально-чувственного созерцания увлекают переливчатой игрой красок и еще более усиливают желание понять волшебную силу искусства. С неизменным постоянством мы стремимся в выставочные залы, в мастерские художников, где можно непосредственно соприкоснуться с творческим процессом. Искусство будоражит мысль и чувства, интеллект так или иначе движется к познанию тайны воздействия художественного образа на человека. Акварели Александра Потехина с их приоритефтом эмоционально-чувственного созерцания увлекают переливчатой игрой красок и еще более усиливают желание понять волшебную силу искусства. Его кредо — акварельный пейзаж. Основное выразительное средство акварели — непосредственно живописное начало: первородность красочного пигмента, растворенного в воде, проявляется как вольная текучесть, подчеркивая капризность этой краски. Александр избирает еще более непредсказуемую технику акварели «по-сырому», живописность которой зависит от тщательной подготовки бумаги. Бумагу нужно не просто намочить, но и почувствовать, когда она достаточно напитается водой. В мастерской это можно делать не спеша, продумывая одновременно образность будущей композиции. Но еще одной «мокрой» техникой является a la prima — пленэрная техника, особенностями которой являются однослойность и свежесть красок, тональная целостность композиции, так как мотив пишется на смоченном листе в один слой за один раз в течение часа или двух. Чтобы бумага не высохла на воздухе, художник бережно прокладывает ее мягкой тканью. Такая импрессионистическая акварель позволяет всесторонне отразить переменчивый дух природы. Искусство акварели можно сравнить с непринужденным каскадом цветовых пятен, однако этот процесс подчинен кисти художника. Но помимо мастерства в акварельной технике требуется нечто, что сродни тонкой настройке, соответствующей состоянию природы. Невыразимость красоты этого процесса равна глубине интуиции художественного чутья. В триаде — пейзажный мотив, прозрачно-прихотливая краска и чуткая восприимчивость — рождаются органичные, живописно-музыкальные произведения Александра Потехина. Они сродни песне, мелодия которой льется лишь краткий миг, но ее душевная целостность продолжает звучать в сердце слушателя. Такие ассоциативные связи возникают, когда любуешься его работами. Акварель позволяет запечатлеть кратковременное состояние природы, но время как относительная категория в произведениях этого художника принадлежит длительному зрительскому созерцанию, потому что в них есть тайна притягательности. Отчасти приблизиться к пониманию творческого процесса помогает высказывание Александра Потехина, своего рода кредо: «Мне нужно влюбиться в мотив, и тогда появляется художественный азарт». Вчувствование — это иррациональный процесс, в котором исключено подражание природе, а чувствительность художника, его душевный настрой становится органичной частью пейзажа. Поэтому в его акварелях нет материальной плотности: природные явления в единой цветовой льющейся энергии проникают в глубины каждого уголка в пейзаже, и нежные акварельные ореолы входят в сердце зрителя, позволяют переживать нюансы природной нескончаемости в своем разнообразии. Цветовые границы «мокрой» акварели расплывчаты, и Потехин на одном дыхании, с опытным художественным зрением виртуозно дирижирует кистью, деликатно расставляя тональные акценты, плавно перетекающие друг в друга. Вот амурская деревня с привычными атрибутами — косогоры, лодки, бревна на переднем плане, дома поодаль. Они растворены в лирическом пастельном колорите — в тишине созерцания художником некой сути бытия. Парадоксальность в том, что техника a la prima требует высокой скорости работы, а мы тем не менее находимся в длительном состоянии осмысления единого внутреннего движения жизни благодаря принципу сложного тонового отражения, где цветовые пятна резонируя друг с другом, образуют тот метафорический мир, в котором красота — единый Логос вселенского пространства. Эта органичная мысль, звучащая в композициях Александра Потехина, завораживает. Дальний Восток покорил художника своей особенной могучей природой, и однажды он принял судьбоносное решение переехать из родных мест. К тому же здесь уже жили его близкие. Живописная палитра мастера дополнилась звучными насыщенными тонами: в дальневосточных пейзажах преобладают цветовые аккорды контрастов. Но со временем Александр Потехин стал выбирать иные мотивы с утонченным цветом серо-фиолетовых гризайлей; мягкий цвет осеннего колорита, перетекающего в голубое пространство; вечерние состояния закатного цвета, увлекающего в свои таинственные оптические глубины. Неприхотливые сюжеты с условно намеченными природными реалиями: едва видимые камыш и озерные травы, голые тонкие стволы деревьев, как будто плавающие дома — вот суть внутреннего движения душевной восприимчивости художником жизни. В его акварелях реалии погружены в мягкое освещение. Солнечный свет ненавязчив, он словно выявляет собственную светоносность каждого уголка, предмета. Они имеют свою цветовую красоту, но при этом тонально точными переходами гармонично объединены в целостный пейзажный образ. Колористические границы между небом и землей почти не воспринимаются, они, скорее, условны, как обозначение традиционного пространственного представления и возможность показать изысканность цветовых сочетаний, воспринимаемую в природе как чудо. Возникает странное ощущение: мы видим реальный пейзаж и одновременно некий чудесный образ божественной рукотворности. В акварельной композиции «Торжество Амура» тонкая и неожиданно звенящая чистота голубого горизонта разделяет спокойную, величавую гладь воды и напряженное движение облаков в сложном перламутровом замесе. Оно успокаивается на дальнем плане, демонстрируя гамму выразительных нюансов художественных средств. В каждом пейзаже она звучит по-разному, создавая акварельную галерею, увлекая в неиссякаемый лирический мир красоты, в котором небесные явления проецируются на землю, взаимно сплетаясь с земной материей. В природе нет гармоничной равномерности, а сердечная проникновенность, зрительный нерв художника преображают пейзаж в мелодичное цветовое повествование. Напрашивается термин, обозначающий особый жанр пейзажа — певучий пейзаж. Возникает ясное чувство, что Александр Потехин в этот волшебный акварельный момент поет — вслух или внутренним голосом. Это песня единого дыхания с природой, песня восторженности художника. «Я счастлив здесь» — под таким откровенным названием издана книга об Александре Потехине его благодарным сыном. Книга, открывающая богатый творческий мир художника и глубоко показывающая источник особенного таланта. Детство Александра питалось земными просторами и народными песнями Алтая. В деревне всем приходилось работать, «но, когда появлялось свободное время, убегал маленький Санька с родительского на гречишные поля, носился по ним босоногим и пел песни, которым научила его мать», и с тех у него появилась тяга отражать увиденное через слово. Настоящим праздником становились поездки к родственникам, потому что после трапезы звучали песнопения: голоса, по воспоминаниям Александра, «были густые и мощные, словно Русь ими пела». Это чувство восторга стало частью его натуры: В горизонты смотрю — Художественность — термин, отражающий способность человека чувствовать природный мир красоты и творчески отражать его в повседневности. Так рождается рукотворный мир красоты. Но имманентным качеством творческого подхода является интеллектуальный процесс познания, вследствие чего создается новый, образный мир красоты с преображенными звуками, цветом, формами. В таком окружении рано выявился талант мальчика. В его родном доме царил культ чтения, сестра рисовала и учила любознательного брата, а отец из поездок привозил краски и карандаши. В детстве благодаря сестре возникла переписка с известным на Алтае поэтом и филологом и как результат — первый подаренный томик стихов от наставника. В школе получал уроки рисования от настоящего художника, отрабатывая азы профессиональной изобразительной грамоты, знакомясь с акварелью и совершая первые совместные пленэры по просторам Алтая. Постепенно воспитывался глаз художника на избирательность мотива, приходило понимание композиции. Так и определился окончательный выбор пути — изобразительное искусство. Но и стихи, как звучащая внутри мелодия, сопровождают его по жизни. Артистичность Александра Потехина дополняется замечательным голосом, который постоянно звучит на вернисажах в кругу художников, зрителей, друзей. Этот человек способен создавать атмосферу теплоты и доверительности. Он бесконечно предан и благодарен родителям за поддержку и понимание. Его искреннее восхищение природой вызывает у окружающих желание вспоминать светлые и радостные моменты жизни, рассказывать интересные истории, читать стихи... Так возникает объемность бытия. И самые сокровенные строки Александра Потехина посвящены маме: Во мне ты всё — Ольга ПРИВАЛОВА ПОТЕХИН Александр Ильич — художник-график, педагог, член Союза художников России. Родился в 1953 г. в п. Предгорном Бийского района Алтайского края. Окончил художественно-графический факультет педагогического училища г. Бийска. Награжден почетной грамотой Министерства культуры России (2010), дипломом ВТОО Союза художников России (2011), серебряной медалью ВТОО Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство» (2013), почетной грамотой министерства культуры Хабаровского края (2014), отмечен благодарностью Российской академии художеств (2019). А. И. Потехин постоянный участник городских, краевых, региональных, всероссийских и международных выставок. Произведения художника находятся в собрании Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре, в частных коллекциях России и за рубежом. |
|||
|